Wowhaus
Бюро Wowhaus основано в 2007 году архитекторами Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро. Попробовав свои силы в различных архитектурных жанрах, в последние годы бюро специализируется на архитектуре общественных пространств – от благоустройства городских парков до разработки градостроительных концепций.
Соучредитель журнала «Проект Россия»
105120 Москва, Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, корп. 9, 4 этаж
+7 (495) 988 20 94
Авторский манифест
Очевидно, что каждое время некоторым образом меняется характер архитектурной деятельности, актуализируются одни задачи, отменяются другие. Это касается и социальной, профессиональной роли архитектора и одновременно методов и целей собственно проектирования.
В профессии
В современной архитектуре все большее значение приобретает точное осмысление социальных, экономических, культурных и иных факторов. Проектирование происходит следующим образом: исследуется потенциал места/объекта, проявляются его свойства, восполняется недостаточность. Сегодняшний архитектор, на наш взгляд, вернулся к универсальности. Он должен легко переходить от масштаба городского светильника к планировочным проблемам города; обладать достаточным профессионализмом, чтобы работать в любой области архитектуры: от реконструкции промздания до жилого района. В этом смысле cоветско-российская система образования, поделенная на специализации – предельный анахронизм.
В общественной позиции
В архитектуре давно отменена «жизнестроительная» позиция автора. На ее смену пришел принцип соучастия с потребителем. Однако, задача архитектора – активно участвовать в выявлении реальных потребностей. Без такого участия мы будем бесконечно умножать реальность – непрофессионалы всегда действуют по аналогии, выбирают привычные решения. В тоже время, архитекторы должны не только исполнять заказы, биться за них на конкурсах, но и формировать заказ, инициировать решение проблем, часто видимых, прежде всего, с точки зрения архитектуры. Он может не быть услышанным, но он должен артикулировать проблемы перед обществом и предлагать пути их решения.
В проектировании
Современная архитектура медийна, таргетирована, требует программирования. Любой объект, сооружение или пространство несет в себе авторское сообщение, однако, современный пользователь не хочет находиться в ситуации жестко навязанного ему прочтения, архитектура больше не декларативна, она обязана учитывать множественность возможных интерпретаций.
Понимание всевозрастающих имущественных, социальных, культурных и каких бы то ни было еще различий в большом городе обязывает учитывать конкретную аудиторию, для которой ведется проектирование. С этим же обстоятельством связана необходимость предварительного планирования жизни объекта. Интересно, что сегодня подобное программирование несет в себе и отмену себя самого, или тенденцию к перепрограммированию.
Мы живем в парадигме экономного отношения к ресурсам. Проектируемые объекты должны быть адекватны обстоятельствам, возможностям заказчика, и разумно достаточны для потребителя. На наш взгляд, в этом и состоит принцип sustainability. Возможно, что устойчивость перестанет быть функцией долгой жизни объекта, архитектура уже не стремиться быть вечной.
Есть еще одно важное обстоятельство. Для успешного проектирования архитектор должен понимать постоянно меняющиеся общественные запросы, ожидания, но для создания действительно успешного, эстетически полноценного объекта необходима, в том числе, совершенно иррациональная постоянная. Это константа – внутренние профессиональные возможности архитектора. То, что называют обычно талантом. Проще говоря, архитектурная деятельность не для всех.