Главные архитекторы: мемуары четырех и интервью с пятым
Этот материал — из архивного выпуска журнала ПР#4. Традиционный круглый стол в этом номере был заменен на интервью с главными архитекторами Нижнего Новгорода (с 1932 по 1990 — город Горький). Эта идея принадлежала Сергею Туманину, председателю Правления нижегородского отделения Союза архитекторов России. «У нас уникальная ситуация — живы пять главных архитекторов города. Пусть каждый из них расскажет, как он видел город и свою задачу». Пять историй — но все они об одном: о становлении архитектурной школы Нижнего Новгорода, той самой, которая не только сохранила и приукрасила историческое наследие, но и уберегла город от хаотичной застройки 90-х. С момента выпуска этого номера прошло почти 30 лет, и к сожалению, сейчас из всех архитекторов в живых остался только С.А.Тимофеев.
Алексей Федорович Кусакин
Родился 30 марта 1908
Главный архитектор Дзержинска Горьковской обл. с 1940 по 1958
Главный архитектор Горького с 1958 по 1963
|
Я кончил МАРХИ в 1937 году с отличием. Распределили в Магнитогорск, потом вернулся в Москву, работал в главке. Но мне начальник главка сказал: «Что Вы здесь протираете штаны, идите на строительство городов». И он меня направил в город Дзержинск, в 40 км от Нижнего Новгорода.
Я там проработал 18 лет с 1940-го года. Тогда наша страна переживала строительный бум.
Наша страна очень много сделала за эти годы. Начиная с 40 года и по 57 — это лучшее время в нашей истории.
По сути дела, центр города сделан мною лично. Идея была — создать ансамбли по принципу курдонеров. Этого принципа никто не уловил потом в Горьком. Никто! А у меня по городу пять курдонеров. В общем, классика. Я — лауреат Ленинской премии Союза ССР за Дзержинск.
В Горький меня перевели как щенка, на цепочке. Такое было время. Нельзя было задавать вопросы. Но у меня всегда были вопросы. Я беспокойный человек. Только беспокойный человек может создать хорошую архитектуру, потому что требуются варианты, варианты... Я был очень негостеприимно принят в Горьком. Сразу возникли трения с начальством, потому что я считал, что город застраивается неправильно, распыленно — тут дом, там дом. Пусть это изюминка, бриллиант. Но мне не нужен этот бриллиант, потому что, если я повернусь спиной, то я его не увижу. Город надо застраивать ансамблем. Один человек — не воин, один дом — не город.
Будучи главным архитектором Нижнего Новгорода с 1958 по 1963 год, я начал внедрять ансамблевую застройку. Например, площадь Свободы. Я разработал проект застройки. Руководство махало рукой — мол, ничего не выйдет. Потому что требовалось снести 12 двухэтажных домов. Это караул! Ведь там же люди живут. И я стал искать какого-нибудь туза, директора завода. И нашел... Тогда на площади появилось три дома жилых, Гражданпроект, Атомэнергопроект и еще одно здание, которое проектировалось, но так и не достроилось до сих пор. Ансамбля не вышло.
Целая история вышла у меня с памятником Дзержинскому. Я должен был получить за него Сталинскую премию. Но у главного архитектора всегда есть враги. Всем не угодишь. Солнце — и то греет не со всех сторон. Прямо в это время прошла партийная конференция. И там разыгралась такая картина: стали выступать против меня. Говорят: «Кусакин. А что Кусакин? Вы знаете, для чего он все строит? Для того, чтоб прославить себя. Вот в Германии — там что ни дом, то колонны. Он же космополит». Меня обвинили в космополитизме. А я всю свою жизнь изучал классику. Сначала вообще, а потом русскую классику. Я стремился использовать не увражи, но принципы, чтобы архитектура была не космополитическая, а своеобразная. Вот при постройке общежития Речного училища я ориентировался на русскую архитектуру. Получилось такое большое, раскидистое здание.
В 1963 г. меня сняли с должности главного архитектора. По поводу нынешней архитектуры Нижнего Новгорода. Я считаю, что она на верном пути. В руках грамотных, серьезных людей. Сейчас начали строить так, что приятно смотреть. Излишеств, правда, много и ансамблей нет.
Юрий Николаевич Бубнов
Родился 13 марта 1918
Главный архитектор Горьковской области с 1961 по 1963
Главный архитектор Горького с 1963 по 1966
|
3a 30 лет работы — с 1946 по 1976 — я тут настроил больше всех. Начал работать сразу как с войны вернулся.
Ну, тогда был классицизм. И надо сказать, мы прославились на всю страну. Чем? Я построил дом на Верхне-Волжской набережной, и меня решили выдвинуть на Сталинскую премию. Уже послали эти фотографии, и тут Хрущев ударил по излишествам. Как раз мои фотографии. Меня склоняли на всех активах, собраниях и т.д. — вот этот Бубнов вредитель, излишества.
Ну потом мы стали работать по-хрущевски. У нас в районе Автозавода люди в бараках жили. И мне председатель горисполкома говорит: «Бубнов, поехали смотреть, как живут люди». Там бараки, комната, в ней 6 кроватей, поперек на веревке занавески, и сидит женщина в углу, плачет. А председатель горисполкома у нас был товарищ обходительный, он подошел: «Что Вы плачете?» Оказалось, что она пришла с работы не вовремя и застала мужа с соседкой. И мне председатель говорит: «Бубнов, чуешь? — Чую, говорю. — Что надо делать? — Надо, говорю, спасать семью. Расселять».
И мы, понимая все это, придумали концепцию: дать отдельные квартиры. Я из Москвы пригласил инженера и экономиста, и мы считали разные варианты, строить без механизации, из шлакоблоков, и у нас такой получился дешевый дом, что в полтора раза дешевле типового.
Ну, архитектура его, конечно, убогая была, кирпичики... Нас в Госархстройконтроль вызвали. Говорят: «Товарищи, вы же не отремонтировали барак, а новый дом сделали, не положено. Вот, Бубнов, поезжай со своим проектом в управление по делам архитектуры». Я приехал. «Ты что, Хрущева не слышал?» Я говорю: «Слышал — во! — достаточно». «Так что же ты — рационализация, железобетон, а ты из какого-то мусора дома сделал. Мы тебе за это выговор дадим».
Я вернулся, доложил, что, как, чего. Тогда у нас был секретарем обкома Н.Г.Игнатов, потом он сделался заместителем Председателя Верховного Совета. Он тут же делегацию от старых коммунистов в ЦК. С жалобой на Госстрой. Они по телефону — давайте проект Бубнова. В ЦК его посмотрели, и дали Госстрою команду: утвердить в качестве типового. Мы выпустили серию таких проектов, которые пошли по всему Союзу. А потом меня ругали, что Бубнов изгадил страну своими домиками.
В 1963 г. я стал главным архитектором города. Ну что интересного у нас происходило? Все секретари обкомов имеют свой характер. При мне был М.Т.Ефремов. Как приехал, он меня вызвал: «Чего у Вас в городе не хватает?» Я говорю: «Очень многого. Аэропорт, аэровокзал, водный вокзал, железнодорожный, два моста, нет кинотеатров, гостиниц». Я ему все написал.
И вот на партийном активе он выступил с речью — того не хватает, того не сделано. Все ахнули — только начал работать, уже знает. И он говорит: «Давайте спланируем на 2 года». — «Как же, Михаил Тимофеевич, у нас же пятилетний план, нельзя на 2 года». А он: «Я приехал не для того, чтобы всю жизнь здесь сидеть. Хорошо будет — меня возьмут в Москву, плохо — отправят обратно в Чухлому. Вы мне помогите переехать в Москву, и городу хорошо будет». Прямо так, по-честному. Говорит: «Товарищи, давайте примем программу нашей партийной организации выполнить вот эти задачи». Все конечно: ура, да здравствует, и записали программу — все это сделать.
Он создал штаб. Каждому — задания. «Но, — говорит, — учтите — надо пробивать дорогу. Вот у нас начальник торговли. Значит так, выдавать: секретарше — духи или коробку конфет, референту — хохлома, старшему референту — авторская хохлома, а самому — ну, мы тут индивидуально». И у нас так пошло дело — практически мы план выполнили. И его действительно взяли в Москву — он стал зампредсовмина по энергетике.
Но как он относился к архитекторам? Я попал в делегацию Госстроя в Швецию. И заразился там новейшей архитектурой. Сделал в Нижнем Новгороде первый проект со свободной планировкой — в Лапшихе, сейчас Нагорный район. А Ефремов завел порядок — на бюро обкома утверждать проекты. Мы сделали выставку, макет, — показываем. А он говорит: «Товарищ Бубнов, для кого Вы проектировали?» Я говорю: «Как для кого, для советского человека. «А по-моему, — говорит, — для косых зайцев. Почему у Вас улицы-то кривые?» А я говорю: «Вот, по рельефу, я в Швеции видел...» А он: «Как, товарищи, для кого Бубнов проектирует — для советского человека или для косых зайцев?» И все сразу: «Да-а, да-а, для косых зайцев». — «Бубнов, — говорит, — Вам неделя, чтобы все переделать».
Ну я быстренько все переделал, передал ему, на другой день мне звонят, говорят: «Бубнов, Михаил Тимофеевич о твои проекты два карандаша сломал. Синий, — говорят, — и красный. Все дальше улицы спрямлял».
Мы при Ефремове вышли на первое место в стране по сносу.Очень он не любил церкви. У нас на Большой Покровской стояла кирха немецкая. У нее был лучший в городе портик. Ионический. И вот он: «Что такое, надо сломать». Я говорю: «Не могу, памятник». Он: «Ну, давайте совещание». Собрали. Тут один историк у нас: «Церковь, говорит, плохая, а портик хорош. Давайте оставим портик и стенку». Ефремов сразу: «Отлично, говорит, быстро договорились». А в результате — ни церкви, ни портика. Мне главный инженер этой строительной организации потом сказал: «Бубнов, вас, как лопухов, обставили. Он мне велел — ты, говорит, задень его бульдозером и вали его».
Дальше решил валить Успенскую. Пошли туда, там люди какие-то работают, швейная мастерская, и трещины в стенах. Он говорит: «Бубнов, людей может завалить, на рабочий класс обрушиться». И телефонограмму Фурцевой: так и так, разрешите снести, церковь угрожает обрушением на рабочий класс. Но, к счастью он уехал в Москву, и церковь стоит.
Вот какие порядки были. Но с другой стороны — при Игантове и Ефремове мы очень много и хорошего сделали. Мы снесли все бараки, щитовые дома, освободили подвалы и чердаки и людей переселили в квартиры, причем по норме выше санитарной. А застройка набережной у нас была удостоена серебряной медали ВДНХ.
Вадим Васильевич Воронков
|
Родился 31 октября 1925
Главный архитектор Горького с 1966 по 1986
|
Я работал главным архитектором города 20 лет — с 1966 по 1986 год. Это на сегодняшний день рекорд по Нижнему Новгороду. В этот период в архитектуре преобладала социальная направленность. И в первую очередь главному архитектору города надо было решать крупные стратегические задачи. И значительно меньше заниматься архитектурой. То было время сплошного типового проектирования.
В 1967 году у нас был утвержден генплан. Целью было создание единого города. Нижний Новгород складывался из нескольких независимых друг от друга мест, разъединенных заболоченностями, транспортными коммуникациями, свалками. И когда всю эту территорию очертили одной городской чертой, оказалось, что это планировочно совершенно не организованное пространство. Эти задачи, хотя и не в полной мере, были решены: город превратился в единый планировочный организм.
Кроме того, велись большие работы по жилищному строительству. В 60—х гг. мы основали крупные микрорайоны пяти— и девятиэтажной застройки, и все люди получили отдельные квартиры. Пожалуй, единственным недостатком было то, что у нас несколько отставала инфраструктура. Мы начали осваивать Волжскую пойму на Мещерском озере — это 90 тысяч жителей, целый город.
Была задача и удержать рост населения. У нас прирост населения в год был до 30 тыс. Люди уезжали из села, а это было не нужно. Мы удержали город в рамках генплана. Его реализация была главной задачей. Так как она удачно была решена, в 1976 году группа работников города, и я в том числе, были удостоены премии Совета Министров ССР.
Сегодня получилось все наоборот. Сейчас идет индивидуальное строительство. В этом деле есть определенные успехи, но, на мой взгляд, очень спорные. У нас сейчас больная экономика и, соответственно, больное государство, больное общество. Значит, в искусстве тоже появляются какие—то нездоровые тенденции, нездоровые перекосы.
Я имею в виду подражательство. Интерес перешел на, извините за выражение, западные журналы. Когда появилась возможность проектировать все что угодно, стали хвататься за то, что можно было увидеть в этих изданиях. Как говорил Гамлет, была потеряна такая важная составляющая архитектурного процесса, как «связь времен». То ничего не разрешали, то вдруг все разрешили, и человека начинает заносить. Красота в архитектуре достигается не за счет того, чтобы стащить, все что увидел. Сейчас процветает эклектика. Потеряно чувство меры. Но постепенно положение выправится. Мы сейчас платим дань тому, что мы какое—то время занимались не архитектурой, а социальными задачами.
Сергей Александрович Тимофеев
Родился 14 ноября 1935
Главный архитектор Горького с 1986 по 1991
|
Так получилось, что когда должность главного архитектора освободилась, то и для архитектурной общественности, и для администрации моя кандидатура показалось самой подходящей. Но не для меня. Я никогда не думал, что я буду главным архитектором города. Это не очень свойственная мне должность. У меня всегда была больше тяга к творчеству, чем к административной деятельности. Кроме того, я человек не жесткий, а на этой должности должен быть человек очень жесткий.
При мне еще не начался современный строительный бум. Моя работа главным архитектором длилась с 1986 по 1991 год — это период «перестройки». Время нереализованных планов. Задача мне тогда представлялась так: сформировать ансамбли. Вот над Флоренцией купол, это символ архитектуры, он создает картину, которую помнишь всю жизнь. Я когда был в Италии, я цветы на могилу Брунеллески возложил. И когда был главным архитектором, пытался внушить горкому партии, что общество нуждается в архитектуре. Что бездушные коробки, они отвратят от коммунистических идей людей, они просто ужасны.Я их проектировал, но меня тошнит, когда я в них попадаю.
В понятие ансамбль я включаю не только архитектуру, но и функциональное, транспортное обеспечение. Когда проектируешь объект, то здесь меньше возможностей увидеть город в целом. Я за эти годы познакомился со всеми трущобами Нижнего, знаю, как люди живут, как хорошо и как плохо. В городе много заводов, и он весь перемешан: жилье, заводы, жилье — винегрет. Сложная экологическая ситуация.
Задача главного архитектора — создать общую программу. И я ее сделал. Эта программа была рассчитана до 1995 года — на семь лет. В 1988 году я ее подписал в Госстрое. Я расписал все: какие площади, как их обустроить, какие должны быть ансамбли, и провел ряд конкурсов на деньги тех заказчиков, которые собирались строить на этих площадях. И надо сказать, что удалось мне провести только конкурсы, и на этом вся пятилетняя деятельность закончилась.
Пять лет пролетели незаметно, в основном в том, что надо было все время разбирать всякие жалобы, письма трудящихся, на каждый объект выезжать. Но что интересного на этой должности — она дает кругозор. Во главу угла всегда ставишь градостроительное решение. Как бы хорошо ни был сделан объект, если он не вписывается в ткань города, значит — неудача. И наоборот: если ты поставил дом, и незаметно, что он новый, как будто он здесь стоял давно, значит — задача выполнена.
Александр Евгеньевич Харитонов
Родился 18 февраля 1951
Главный архитектор Нижнего Новгорода с 1992
|
Барт Болдхорн: Вы главный архитектор города, в котором сложилась яркая региональная школа. Где ее истоки?
А.Х. Здесь надо начать с Госгражданпроекта. В начале 70-х туда пришли выпускники ГИСИ, тогда был главным архитектором института Нелюбин, потом Бастырев, потом Тимофеев. Сейчас, когда думаешь, то это, в общем-то, подвижники профессии, они создали истоки школы.
Б.Г. А что же сейчас происходит с институтом?
А.Х. Это горькая история, даже для меня. Я пришел в 1973 году, а главным архитектором стал в 35 лет. И я активно работал с помощью моих ближайших друзей—коллег над созданием... ну, школы — это высокопарно звучит, а в общем — школы. Я, потом мои коллеги, — мы участвовали в конкурсах, смотрах, призы были, публикации, и к середине 80-х мы уже прозвучали как школа. В институте мы создали Совет при главном архитекторе, в который входили формальные и неформальные лидеры — это была коллективная школа мастерства. А в конце 80-х это начало распадаться, стали уходить архитекторы. И, с одной стороны, я понимал — это объективный процесс, а с другой — это было «больно и обидно». Я хотел создать мастерские при институте на договорных началах, и все это можно было сделать... В общем, начался распад. Нет, институт и сейчас остается важной единицей. Но очень уменьшился объем индивидуального проектирования, в основном все идет через мастерские.
Б.Г. Нижний Новгород удивляет не только качеством, но и масштабами нового строительства. Как это получается?
А.Х. Таких масштабов, о которых рассказывал Воронков, сейчас в городе нет. Ведь тогда и бюджет был, и предприятия работали на полную мощность. Сейчас этого нет, и я прекрасно понимал, что не будет. Раньше главный архитектор работал при социализме. А я вот — первый при капитализме. И я ставил свою задачу противостоять такому дикому капитализму, к которому мы пришли сейчас. Город в большей степени застраивается за счет частного капитала. Причем в отличие от социализма строительство сейчас — в центре города. И уникальность ситуации в чем: с одной стороны, частные деньги, а с другой — историческое наследие, сохранение города. Задачи культуры в большом масштабе с частными деньгами совместить — это сложное мероприятие. Те, кто бизнесом занимается, они стремятся построить времянки и скорее деньги качать. А центр требует капитальных вложений.
Мы сейчас переходим к тому, что отводы земельных участков делаются с аукционов — это политика мэрии. И эти деньги идут в фонд создания инфраструктуры. Частные деньги надо перераспределять в городе. А с другой стороны, инвестора надо поощрять. Строительство сейчас — это не самый выгодный бизнес. Я, как главный архитектор, иду навстречу. Скажем, когда проекты согласовываем, я иногда не требую наличия полного рабочего проекта для начала строительства. Вообще я думаю, что тем людям, которые вкладывают в жилое строительство, необходима поддержка.
Б.Г. В Самаре в центре города строят восьмиэтажные типовые дома, все понимают, что ужасно, но говорят, что сделать ничего невозможно — инвестор заказывает, что дешевле. Что — у Вас такие богатые инвесторы, которые оплачивают архитектуру?
А.Х. А вот нет. Инвестора воспитывать надо. Бывает, думают, что это новые русские заказывают такую архитектуру. Как раз наоборот, архитектура — волевое усилие архитектора. И мы здесь поддерживаем, у инвестора получается, что если у него классный проект, то ему легче согласуют. Но с другой стороны — постепенно инвесторы начинают понимать ценность архитектуры. Когда о ней не на словах рассказываешь, а вот уже стоят здания — стараются что-то перенять и сделать лучше. Постепенно, когда архитектуры современной прибавляется, здесь эффект критической массы настает. Или настанет. Я просто чувствую — здесь все меняется.