Интервью с Владимиром Ресиным

 
Владимир Ресин
Первый заместитель премьера правительства Москвы (1992—2011 гг.),
курировал комплекс перспективного развития города, градостроительную и строительную политику

Проект Россия:
Какой объем строительства жилья в современной Москве? Как это жилье распределяется по категориям? Какова доля муниципального и коммерческого жилья?
Владимир Ресин:
В Москве, начиная с 1991 года, ежегодно вводится свыше 3 млн кв. метров жилья. В прошлом году ввод жилья составил 3320 тыс. кв. метров, в текущем году мы намечаем ввести 3300 тыс. кв. метров жилья, и уже есть уверенность в реальности выполнения программы, так как за первое полугодие введено 1550 тыс. кв. метров.
По направлениям использования и источникам финансирования строительство жилых домов в этом году распределяется следующим образом:
1) 440 тыс. кв. метров — это бесплатное муниципальное жилье для очередников, финансируемое за счет специального бюджетного фонда;
2) 1180 тыс. кв. метров — жилье для коммерческой реализации, строящееся на внебюджетные средства;
3) 1000 тыс. кв. метров — «стартовые» дома для переселения москвичей из ветхих «пятиэтажек». подлежащих сносу, строящиеся за счет инвесторов;
4) остальное жилье строится за счет предприятий и организаций, министерств и ведомств, комитетов и управлений правительства Москвы и т. д.

ПР:
Москва строит жилье на продажу. Почему? В мировой практике власть создает механизм функционирования рынка, и поэтому сама не должна участвовать в нем как субъект.
ВР:
Да, строительным комплексом Москвы строится коммерческое жилье. Правительство Москвы пошло на это, чтобы за счет средств, полученных от его реализации, иметь возможность строить муниципальные дома, поскольку бюджетных средств на эти цели сегодня недостаточно. Москва является почти единственным регионом России, продолжающим строить бесплатные квартиры для очередников. Кроме того мы строим дома ЖСК, а также жилье для очередников с частичной оплатой. Объем строительства домов социального использования — 1 миллион квадратных метров — в дальнейшем будет сохраняться.

ПР:
На фоне общеэкономического спада Москва в течение последних 5 лет переживает строительный бум, который требует огромных свободных средств. Откуда берутся эти средства и возвращаются ли они?
ВР:
Действительно. Москве в период перехода к рынку, приватизации и акционирования предприятий, падения инвестиционной активности, благодаря деятельной и принципиальной позиции мэра города Ю. М. Лужкова, удалось сохранить потенциал строительного комплекса, обеспечив занятость проектных, подрядных и промышленных организаций. За счет средств городского бюджета мы финансируем строительство объектов социальной сферы и бесплатного муниципального жилья. Однако основной источник — это внебюджетные средства: целевой внебюджетный жилищный инвестиционный фонд, внебюджетные фонды префектур административных округов, привлекаемые средства инвесторов и кредиты банков. Важнейшая городская целевая программа — реконструкция «пятиэтажек» — финансируется на этих условиях. Инвесторы, участвующие в реализации программы, получают в виде компенсации за вложенные средства от 50 до 70% построенного жилья. Я уже не говорю о реконструкции центра города — крупнейшей в России программе, осуществляемой не за государственные средства.
Разумеется, это дается нелегко. Единая градостроительная и инвестиционная политика, формирование образа Москвы как города, куда выгодно направлять инвестиции, — постоянная забота правительства Москвы.
Совместно с Ассоциацией инвесторов и Москомархитектурой мы значительно упростили порядок разработки и согласования исходно-разрешительной документации для реализации инвестиционных проектов. С той же целью проводятся презентационные смотры-выставки инвестиционных возможностей Москвы. Недавно в Манеже состоялась Международная выставка-конференция «Инвестиции-Строительство-Недвижимость-97», в которой приняли участие 140 фирм из 12 стран мира. Она показала большие возможности прибыльного вложения зарубежного и отечественного капитала в столичное строительство и подчеркнула защиту его от риска гарантиями московского правительства.

ПР:
Москва предложила схему жилищно-коммунальной реформы, отличную от общефедеральной. В чем суть различий и чем они вызваны?
ВР:
В проведении жилищно-коммунальной реформы одним из самых болезненных является вопрос о повышении оплаты коммунальных услуг. Позиция мэра и правительства Москвы заключается в том, что повышение тарифов на эти услуги не должно вывести за критическую отметку семейные расходы москвичей. Эта позиция нашла отражение в принятом 1 июля сего года Постановлении № 497 «О мерах по реализации Указа президента Российской Федерации от 28.04.97. № 425 „0 реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“». Этим постановлением утверждена Программа проведения реформы в городе на 1997—2006 гг.

ПР:
В постсоциалистических странах — Польше, Венгрии, Чехии и др. — практически отказались от панельного домостроения. В Москве оно продолжается. Чем это вызвано?
ВР:
Да, в Западной и Восточной Европе крупнопанельное домостроение почти исчезло. Не обошла эта тенденция и Москву. Если в 1995 году доля крупнопанельных домов составляла 88%, то сегодня она снизилась до 80%. а к 2005 году предусмотрено поэтапное сокращение до 36%. Но все же в Москве крупнопанельное домостроение продолжается — и не просто продолжается, но активно совершенствуется.
Мы должны довести до логического завершения создание массового жилища, оснащенного современным инженерным оборудованием, «одетого» в новые материалы, построенного с соблюдением новых санитарных и технических нормативов. В строительстве таких зданий — будущее домостроительных комбинатов. Модернизация производства решает и большую социальную проблему сохранения рабочих мест на этих предприятиях, где трудится ни много, ни мало — 400 тысяч человек.

ПР:
В отношении строительства Москва сегодня — один из самых дорогих городов мира, при том, что качество строительства — невысокое в сравнении с западноевропейскими странами. Чем Вы можете это объяснить?
ВР:
Себестоимость строительства в Москве, действительно, не самая низкая в России. Это связано с затратами на создание инженерной инфраструктуры и освоение новых территорий, поскольку разместить такие объемы в сложившейся части города невозможно. Но дальнейшее расширение за счет присоединяемых территорий становится для города непосильным. Вот почему проект размещения строительства на период до 2005 года предполагает сократить количество вновь осваиваемых районов до двух — южного Бутова и Марьинского парка с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой, одновременно обновляя жилье за счет реконструкции в сложившейся части города. Сокращение при этом стоимости инженерного освоения и подготовки новых территорий вкупе с применением новых технологий, конкурсным выбором подрядчиков и инвесторов — это реальные пути снижения стоимости строительства не менее, чем на 25%. Так, конкурсный отбор генеральных подрядчиков, проведенный Управлением инвестиционной политики Комплекса в первом полугодии, привел к сокращению стоимости строительства почти на 100 млрд, рублей.
Что касается качества строительства, то оно по-прежнему остается болевой областью. Выступая в 1995 году перед российскими строителями, Ю. М. Лужков сказал: «Дом, квартира стали товаром. И если это так, то нужно уходить, не оглядываясь, от сегодняшнего качества. Оно не может удовлетворить покупателя, поскольку не учитывает его требований. Следовательно, сегодняшняя организация строительства требует качественной переоценки». Мы уже серьезно занимаемся лицензированием строительных фирм и сертификацией строительной продукции, налаживаем выпуск продукции, отвечающей самым высоким международным стандартам.

ПР:
Сегодня комплексная застройка жилых кварталов — норма в Москве, но завтра сообщество жителей в новых микрорайонах предъявит иные требования к своему обустройству.
ВР:
И нам придется их выполнять. Очевидно, нам следует задуматься об архитектурном облике наших городов: элементах ландшафтной архитектуры, озеленении, малых формах, — обо всем том, что создает комфортную среду обитания.

читать на тему: