Почему в Москве нет хорошей архитектуры/Почему в Москве есть хорошая архитектура
Почему в Москве нет хорошей архитектуры
Барт Голдхоорнархитектор, архитектурный критик, основатель и издатель журнала «ПРОЕКТ Россия» |
В Москву вступило ее 850-летие. Отцы города под предводительством мэра Лужкова сделали все возможное, чтобы каждый почувствовал важность этого обстоятельства. В слоган «Москва-850» упакованы улицы, книжки, конфеты и, так сказать, эссенция праздничности — водка. Город украшается к дружественному визиту, как к партийному съезду в советские времена. Все, что по неразумию разлилось из звука «Москва» в смутное для «сердца русского» время, ударными темпами сливают обратно. С той разницей, что помимо традиционного арсенала средств «плана монументальной пропаганды» — плакатов, лозунгов, агитфарфора и скульптуры — в процесс включена архитектура. Она должна стать фундаментом этого плана, исполняя традиционную партию «матери всех искусств».
Ни у кого ничего, кроме чувства глубокого удовлетворения, это чаемое возрождение архитектуры не вызывает. Хотя реальные возможности у мэрии влиять на строительство несравнимо меньше, чем в советские времена, когда все строилось на бюджетные деньги, она пытается всем руководить. И получает всенародное (выборы) одобрение. Народ и власть вместе радуются возрождению советской метафоры «вождь-строитель», воплотившейся в фигуре мэра.
Искренний коммерческий энтузиазм вызывает интерес к архитектуре у инвесторов. Москва сегодня — одно из самых перспективных мест в смысле вложений в недвижимость. Цены на аренду торговых и офисных площадей здесь такие, что инвестиции начинают окупаться чуть ли не через два-три года — в Европе это около 20 лет. Причем, по расчетам, ситуация в ближайшие годы не изменится.
Строительный комплекс всегда счастлив инвестициям в город. Сейчас — особенно, зависимость от этих инвестиций даже сильнее, чем раньше. Традиционная для него сфера — жилое строительство, но оно сегодня резко сократилось, так как себестоимость новых квартир выше их рыночной стоимости. Строительство за счет бюджета — это скрытые дотации строительному комплексу.
Больше всех должны быть счастливы архитекторы. 0 них вспомнила власть. В позднесоветское время они просто не могли реализовать свои проекты — власть интересовалась не архитектурой, а количеством квадратных метров. Архитекторы считали себя жертвами режима, а с концом советских времен появилась надежда на возрождение архитектуры. К 850- летию это возрождение должно состоятся.
К 850-летию мы должны увидеть итог этого возрождения — архитектуру столицы новой России. Имея ввиду грандиозность замысла, результат разочаровывает.
Начнем с главных украшений. Конечно, храм Христа Спасителя поразит гостей столицы. Но больше размером и экзотичностью, чем архитектурными качествами. Подземный комплекс на Манежной — самый большой в Европе — решен как самый дешевый американский шоппинг- молл, и отделан в стиле кича. Что касается работ придворного скульптора Лужкова, Зураба Церетели, то они расстраивают самых благожелательных ко всему происходящему людей.
Но дело не только в этой гигантской программе. В ее орбиту включено практически все, что строится в Москве. Рядовые здания можно разделить на две группы. Первая — те, которые строятся в «московском стиле», то есть хорошо имитируют плохую эклектику XIX века. Вторая — те, которые под видом современной архитектуры демонстрируют самые «не-передовые» достижения западной строительной технологии. Промежуточный вариант — соединение одного с другим — это, так сказать, нижний порог качества. Лучшее, чего можно добиться в зданиях «московского стиля», — это то, что от рядовых доходных домов прошлого века их становится трудно отличить. Это касается только фасада — подвесные потолки и разделительные перегородки, покупаемые комплектом у дилеров западных фирм, никакого отношения к кирпично-штукатурному декору фасада не имеют. Большинство этих фасадов (как и их прототипы) так плохо нарисованы, отличаются такими странными деталями и пропорциями, что компрометируют саму идею контекстуализма. Здания второго типа продолжают позднебрежневскую идею вышивания идеологически значимым (национальным или классическим) узором по глади бетонного или сплошь остекленного фасада, компрометируя саму идею постмодернизма.
Конечно, в Москве есть здания, которые соответствуют понятию «архитектура», в которых есть знание ее принципов, чувство материала, желание найти творческое, оригинальное решение и просто радость от хорошей работы. Но это — при огромных масштабах сегодняшнего московского строительства — исключение. Почему?
Начнем с инвесторов. Конечно, быстрое возвращение денег дает большие инвестиции, но это — палка о двух концах. Цель инвесторов — не архитектура, но быстрые деньги. Если их можно вернуть через несколько лет, кто станет заботиться об архитектуре? Главное — как можно быстрее построить, или даже — как можно быстрее получить разрешение на строительство. Для чего и нужен архитектор.
Дальше — строители. Конечно, хорошо поддерживать отечественные строительные компании. Но от поддержки властей они не начинают работать лучше. Их неэффективность компенсируется дешевой рабочей силой из Молдавии и Украины и второсортными материалами. При этом цена квадратного метра на Манежной — 4800 долл. Западные компании предлагали сделать то же самое в два-три раза дешевле, а за те же деньги — в два-три раза лучше. Протекционизм — это хорошо, но какой ценой?
Наконец — власть. Московские власти регулируют архитектуру, создавая бесчисленные комитеты, комиссии, советы, управления и т.д. Все это действует по неписаным, не принятым и неизвестным правилам и законам. Здание должно быть в московском стиле, или тебе его не согласуют. Никто не знает, что такое этот стиль, каждый чиновник может сказать, что «это — не по-московски». И все, увы, печально напоминает советские времена, когда каждый через критику и самокритику должен был сам уразуметь, как лучше угодить начальству. Вместо регулирования это порождает «кормление» — безнадежно коррумпированную структуру.
В этой мути архитектор должен искать собственный путь. Построенный по принципу: как бы всех удовлетворить. Заказчика — который требует побыстрее нарисовать, чтобы побыстрее согласовать. Строителя — который договаривается с заказчиком за спиной архитектора, стараясь увеличить свою прибыль, предлагая материалы подешевле, и детали попроще. Чиновника — который требует переделывать проект в московском духе до тех пор, пока архитектор не поймет, что получать разрешение надо менее ортодоксальным способом — не через улучшение проекта. Наконец, когда все будет закончено, архитектор — это тот, кто будет за все отвечать, причем власти, если общественное мнение будет против, первыми начнут предлагать архитектору, как сказал однажды Юрий Лужков, «извиниться за это здание».
Оказывается, думать, что архитектура расцветает, когда все этого хотят, наивно. Даже наоборот: чем больше денег и политики включается в процесс, тем хуже получается. Не случайно большинство «престижных зданий в столицах разных стран с точки зрения архитектуры оставляют желать лучшего. В этом смысле Москва продолжает мировой опыт.
Необходима ясная концепция архитектурной деятельности и система законодательства, которая эту концепцию держит. Ни того, ни другого сегодня не будет. Ясная концепция может возникнуть тогда, когда в обществе есть согласие по поводу базовых ценностей. Только в этом случае власть, дав архитектору ясные правила игры, может дальше позволить ему «играть» самому, не боясь, что он воздвигнет идеологическую диверсию против «моей Москвы». Архитектура — не единственная в очереди на законодательное упорядочение и едва ли не последняя. Так что здесь ничего в ближайшее время не изменится. Давайте порадуемся тому, что в этот год по Москве пройдет юбилей. Это значит, что на следующий его уже не будет. И в течение ближайших 50 лет город сможет оправиться от последствий.
Почему в Москве есть хорошая архитектура
Юрий Гнедовскийпрезидент Союза архитекторов России |
Удивительно, что современная архитектура Москвы вызывает отрицательную реакцию в СМИ. Вот и Барт Голдхоорн, редактор хорошего журнала «Проект Россия» написал статью «Почему в Москве нет хорошей архитектуры». Но Барт смотрит «со стороны», из своего прекрасного голландского «далека». А сами-то мы что же, так быстро утратили историческую память? Забыли, как после Сталина архитектор стал обслуживать «строительный комплекс»? Современную архитектуру Москвы необходимо сравнивать с советским временем.
Интерес власти к архитектуре возродился в Москве в период, когда Б.Н.Ельцин был первым секретарем горкома. Сегодня новые программы переустройства столицы инициирует уже Ю.М.Лужков, ставший для архитекторов той политической фигурой, которая олицетворяет искренний интерес к градостроительству и архитектуре. Банки, офисы, магазины, реклама, торговые павильоны — оглянитесь вокруг — вся эта сверкающая огнями и новыми материалами «субстанция» появилась мгновенно. И не столько по воле властей, сколько стараниями людей с деньгами, отечественных и зарубежных фирм. А обновление и новое строительство храмов! Храм Христа Спасителя — это лишь наиболее заметный символ, так сказать «флагман» той обширной, поистине всенародной стройки, которая идет по стране.
Что уже дала новая ситуация архитектору? Например: работу с реальным заказчиком, кровно заинтересованным в том, чтобы деньги были вложены эффективно; скорость строительства («долгострой» невозможен — он разорителен); рынок стройматериалов, отличающийся так же, как ассортимент нынешних магазинов от советских; конкуренцию строительных фирм.
Когда Ю.Лужков говорит о ведущей роли архитектора в строительстве нынешней Москвы, это не просто лозунг. Это отражение экономических процессов. Никогда и нигде искусство не создавалось одними гениями. Последние годы позволили нам взглянуть и на архитектуру современного Запада не только через специальные журналы, проводящие селекцию, а воочию. Я смею утверждать, что найти шедевры там можно только имея соответствующие путеводители. Добротно — да, качественно — да, но вот художественно — редко. А уж градостроительных ошибок, за которые мы клянем наш Новый Арбат или «Интурист» — полно! Поэтому будем принципиальны, строги, но и объективны в оценке отечественной архитектуры.
Прежде всего, оценим общую ситуацию. Ушла идеологическая цензура, появилась свобода авторского самовыражения. Результаты видны любому непосвященному. Но ведь рыночная свобода означает в первую очередь успех людей хватких, деловитых, талант которых отнюдь не художественный. Отсюда — «массовая культура», которая оттеснила с рынка серьезное искусство. Архитектура в этом отношении находится в лучшем положении в силу консервативности проектных структур, но и тут рынок породил немало поделок, благо культура заказчика, как правило, низка. Ему нужно делать быстро и богато.
Теперь о конкретных результатах. Цитирую Барта Голдхоорна: «Рядовые здания можно разделить на две группы. Первая — те, которые строятся в «московском стиле», то есть хорошо имитируют плохую эклектику XIX века. Вторая — те, которые под видом современной архитектуры демонстрируют самые «не передовые» достижения западной строительной технологии. Промежуточный вариант — соединение одного с другим — это так сказать, нижний порог качества». Замечаете, какая мрачная картина нашей творческой отсталости? Так ли это?
Ну, во-первых, эклектика XIX века, а тем более модерн и неоклассицизм начала XX века (видимо, походя зачисленные туда же) дают примеры высокого профессионализма и даже шедевры, уже отнесенные к памятникам отечественного зодчества. После полувека диктата «строительного комплекса» и номенклатурного официоза попытка современной интерпретации достижений «серебряного века» представляется явлением позитивным. На последнем смотре-конкурсе в рамках фестиваля «Зодчество -96» неомодерн архитекторов Нижнего Новгорода был удостоен высшей награды профессионального жюри.
Теперь о зданиях второй группы. Не знаю, что означают самые «непередовые достижения западной строительной технологии». В первом же номере журнала, редактируемом Голдхоорном, были опубликованы здания трех московских банков с вполне благожелательной рецензией, а одно из них — Международного московского банка — оценено очень высоко. Его авторы вскоре были удостоены Государственной Премии России. В этой же группе — «Парк плейс» (Я.Белопольский, Л.Вавакин, Н.Лютомский) — Государственная премия 1995 года. Стеклянные призмы Научного центра А.Аганбегяна, хотя и не удостоены никаких премий, но являют собой одну из новейших и популярных технологий «стеклянных домов» на Западе. Это, так сказать, отечественная версия «интернационального стиля».
И о самом «худшем», по классификации Б.Голдхоорна, — смешении одного с другим. Я бы отнес к этой категории группу домов в «неоклассицизме», они же — в «постмодерне», высоко оцененные архитектурной общественностью и получившие первую премию правительства Москвы. Это — воссоздание утраченной исторической застройки в Б.Козихинском (Б.Южинском) переулке, осуществленное под руководством А.Меерсона, творчество которого на всех этапах советского и постсоветского времени отличалось своеобразием и высоким мастерством. Так что дело не в стилях, а в мастерстве зодчего.
Приведу еще два пассажа. «Оказывается, думать, что архитектура расцветает, когда все этого хотят, наивно. Даже наоборот, чем больше денет и политики включается в процесс, тем хуже получается». И ниже: «Архитектура — не единственная в очереди на законодательное упорядочение и едва ли не последняя. Так что здесь ничего в ближайшее время не изменится».
Тупик, прямо хоть стреляйся. А если заглянуть в святцы, прежде чем бухать в колокол? Союз архитекторов России непрерывно работает над серией законов и нормативных актов, которые шаг за шагом выводят нас на уровень цивилизованных стран. Важнейший из них — «Закон об архитектурной деятельности» введенный в действие Президентом 17 ноября 1995 года. На рассмотрении — Градостроительный кодекс, «Закон о творческих работниках и творческих союзах», «Положение о лицензировании архитектурной деятельности».
Так что же — все в нашей архитектуре прекрасно, критиковать нечего? Нет, конечно. Многое из того, о чем говорит Голдхоорн, верно. Главное: организация проектирования, экспертизы и согласования проектов — по существу не изменилась с советских времен. А если учесть коррупцию, поразившую все ее звенья, то архитектору стало жить отнюдь не легче. Поэтому Союз архитекторов считает своей главной задачей добиться реформы проектного дела, которая должна привести к честной конкуренции и демонополизации. В архитектуре — это, прежде всего конкурсы. Кстати, именно Правительством Москвы принято постановление о восстановлении конкурсной системы в проектном деле.
Ну и самый острый, личный вопрос. Может ли наш динамичный мэр стать диктатором, определяющим «стиль» архитектуры столицы? Это будет зависеть и от системы законодательства, и от принципиальности архитекторов всех рангов, и от творческого союза, способного быть арбитром и «конституционным судьей» в профессии. На основе «Закона об архитектурной деятельности» в Москве и ряде других городов России впервые в отечественной истории главный архитектор города избран на конкурсной основе, а большинство членов жюри были представители Союза архитекторов. Факты говорят о том, что Ю.М.Лужков во все большей степени начинает опираться на архитектурную общественность, взаимодействуя с двумя архитектурными и одним общественным советами. По моим наблюдениям он склонен считаться с принципиальными людьми, а не с подхалимами.
Мое выступление отнюдь не продиктовано стремлением защищать «честь мундира» архитектурного цеха, а тем более — городской власти.
Оно исходит из врачебного принципа — «не навреди». Москва сегодня — лидер в преображении городской среды, дневного и ночного облика столицы. Поэтому я против духа уныния и пессимизма, которым пропитаны многие публикации.