
Выставочные интерьеры Лисицкого: естественное и рукотворное
Между Лисицким-художником и Лисицким-архитектором часто теряется «пересадочная станция из живописи в архитектуру»: момент, когда авангард сходит с плоскости картины и становится объемным. Так, сначала появились проуны («проект утверждения нового»), а затем они же преобразились в настоящие выставочные пространства — тогда еще неизвестную область дизайна в СССР.
Если бы Лисицкий завершил начатое, Москва стала бы немного больше походить на его фантасмагорические выставочные интерьеры. Он наполнил бы ее спиральными и диагональными лестницами, напоминающими ритмический противоход архитектоники Малевича, в которой линейная композиция выполняла функцию каркаса для живописи. У Лисицкого архитектура вышла из-под власти живописи, подчинившись законам интерьерного и экспозиционного дизайна.
Его работу в этой области можно разделить на три основных направления: индустрия, техника и пропаганда. Она началась в 1918 году с уличной инсталляции, посвященной 1-й годовщине Революции. Десятилетие спустя в холле советского павильона на Международной выставке прессы в Кельне он выставил рулоны газет, стенды с новостями и готовые к работе печатные машины, использовав профессиональные фетиши типографа одновременно как рекламу и как приглашение к соучастию. «Вещи в пространстве» Лисицкого в некотором смысле предвосхитили эксперименты Марселя Дюшана, в которых бытовые вещи фигурировали «под именем произведений искусства и как элементы актуальной культурной традиции». Однако главным завоеванием здесь было переключение с проблемы формы на проблему формата.
Работу сегодняшнего дизайнера невозможно представить себе вне связи с понятием инсталляции. Изобретенная в эпоху барокко и резко отвергнутая конструктивистами, инсталляция отстояла свое право считаться одним из наиболее продуктивных открытий современного искусства.
В версии Лисицкого, инсталляция не представляла собой ни нового формального языка, ни новой «художественной формы», значение которой для русского конструктивизма столь часто переоценивается западными исследователями. Лисицкий использовал инсталляцию как формат, позволяющий добиться нового уровня вовлеченности зрителя благодаря заключенному в нем элементу мотивации, - по аналогии с современным CD-ROM или компьютерной программой. Похожим образом рождение симфонического концертного зала опередило и спровоцировало появление симфонии как жанра, поскольку симфония не представима вне свойственного ей способа репрезентации. Вместо привычного оформления (Form-gebung) работа Лисицкого решала задачу изменения феноменологического контекста, условий созерцания, принятия и распространения новой социальной способности. Последующие вариации на эту тему, от «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk) до «тотального театра» или брехтовского Epic Raume (Эпических Пространств), развивали линию гибридных форматов, к которым можно отнести и ПРОУН-комнаты самого Лисицкого, аналогичным образом смещавшие представления о театральной декорации, оформленном интерьере и музейной инсталляции. Работа Лисицкого в качестве дизайнера пространства очень скупо документирована и не зафиксирована нигде в мире в виде связного архивного блока, однако сохранившиеся материалы все же позволяют составит представление об общей траектории этого направления его деятельности.
В 1930-м году Лисицкий оформил советский павильон на «Международной выставке гигиены» в Дрездене, развив в экспозиции идею ПРОУН-комнаты. Стены, пол и потолок галерейного пространства были трансформированы в топологическую непрерывность жилого помещения, окончательную квинтэссенцию его «инсталляции как тотального произведения искусства». Ее многосложные скульптурные ансамбли обрели вторую жизнь в исследовании архитектурных событий порога, стены, двери и потолка.
Фактическое исчезновение потолочных конструкций, после апофеоза искусства декорации интерьера во французском кабинете начала XVIII века, было симптомом широкого наступления картезианской мысли на культурное пространство. Просвещенческий рационализм исключал «над-миры» и «под-миры» традиционной тектоники потолка точно так же, как концепция гомогенного пространства исключала категории стратификации и впитывания, которые Лисицкий в данном случае пытался ввести.
С архитектурной точки зрения, предпринятое им выдворение потолка за пределы обозримости создавало пространство чистой имманентности. Вертикальное измерение, мир дрейфа, сновидения и свободы, подчинились горизонтальности транзита и экономии, позволив потолку опуститься до высоты, при которой сама мысль о его украшении становилась абсурдной. «Мы начисто прекратили смотреть на потолок», — провозгласил Лисицкий в 1928 году, — «он стал не-пространством, предназначенным исключительно для разводки труб и системы освещения».
Сегодня мы должны признать, что «воображаемые» потолки Лисицкого, созданные им для выставок в Кельне и Дрездене, могли действовать как дезориентирующий феномен: они «оскорбляют» рационализм взгляда — как гуманиста, так и утилитариста, — поскольку создают центры в децентрализованном мире и наполняют их первичными подсознательными фантазиями, направляя последние вверх, в перевернутый «над-мир». Они предлагают зрителю принять участие в синтезе Тотальной Формы, взяв за основу любую точку бескрайней матрицы — проспективной бесконечности, обладающей непреодолимой гравитацией именно в силу того, что она избегает фиксированной, суверенной точки зрения и ее специфической дистанции. Стены и стенды на Гигиенической выставке подчиняются привычной сетке горизонтальных и вертикальных координат, но наше внимание притягивается к потолку. Здесь на место ортогональных осей приходит координатная система центра и периферии, затягивающая зрителя в круговорот центростремительных и центробежных отношений. Выставленные на потолке экспонаты приводят в действие воображаемый центр, по отношению к которому «реальное» пространство каждого акта восприятия строит свою собственную периферию.
Ось фронтального созерцания рушится, и отброшенный назад на себя «культурный взгляд» становится рефлективным, обнаруживая свои границы в потоке пересекающихся, промежуточных предвосхищений и восприятий объектов экспозиции. Именно в этом открытом и изменчивом пространстве Лисицкий прикоснулся к тому, что могло бы вновь войти в культурный обиход как «псевдо-функционализм».
Многое из того, что было сказано о разработанных Лисицким потолках и расположенных над ними «над-мирах», касается также его полов и лежащих под ними «под-миров». Здесь чувство погружения и утраты дистанции оказывается настолько же отчетливым, насколько ощутимой становится поверхность. Как и потолок, пол работает лучше всего, когда Лисицкий делает его инициатором центра, в сторону которого экспозиция увлекает посетителя. Но если потолки вращаются вокруг отсутствующих центров, пол есть нечто непосредственное и осязаемое, мы можем шагнуть на него. Он организует статический центр как приглашение к суверенному восприятию периферии. Поэтому, в отличие от потолков, порождающих высокостратифицированные сложные пространственные системы, пол, в его отношении к пространственному и репрезентативному опыту, должен функционировать более просто, упорядоченно и буквально.
Представленные здесь фотографии в основном иллюстрируют работу Лисицкого по оформлению потолков. Некоторые из них решались в виде больших, главным образом круглых в плане, одиночных рам-плоскостей, но в большинстве случаев они представляли собой многосложные шелкографические композиции, монтировавшиеся на «неудобных поверхностях» советских разделов в Германии. Главным героем интерьера здесь была убийственная стена — дверь, служившая сценической площадкой для картины фанатичной и оголтелой «Ликвидации безграмотности» (т.н. Ликбеза) в СССР.
Двери предоставляли широкие возможности для организации изолированных контактов посетителей с экспонатами, элементами оформления потолка и стен. Действуя либо как поперечные разрезы, либо как вертикальные каналы в воображаемом пространстве, они состояли из театральных занавесов-триптихов с архитравными завершениями полукруглой, треугольной или прямоугольной формы. Возможность соединить экспозиционный материал с двух сторон от двери создавала два прохода в разрезанное дверью воображаемое пространство. Последовательности таких дверей вдоль стен-коридоров служили для развития нарративов и даже двойных нарративов, устремлявшихся в каждом из возникших направлений через анфилады порогов.
Почему не каждая дверь, маленький терминус?
В поразительной конструкции павильона на Гигиенической выставке русская экономность должна была сосуществовать с иностранной роскошью и избыточностью. Фантастические эксперименты Б. Таута и К. Швиттерса с интерьерами были для Лисицкого в большей степени идеей, чем локальным фактом: они участвовали в системе скрытых, «подпольных» связей между — морально и социально — высоким и низким, между безопасными и рискованными архитектурными стратегиями, между искренним и бесчестным отношением к конструкциям и материалу. Им удалось то, что планировал Лисицкий, — заключить эти противоположности в единую референциальную раму. Именно для этого в Лейпциге Лисицкий обратился к «под-миру», пытаясь с его помощью уравновесить «поверхностный мир» Советской России, точнее, ту сдутую, частичную и слишком милосердную интерпретацию, которая, как он полагал, должна была сложиться у его современников. Там, где он принимал их взгляд именно в силу его неполноты, его собственный взгляд обречен был становиться тотальным.
Государственная пропаганда существует, чтобы «прополаскивать мозг», смывая беспокойство. Лисицкий открывает нам нечто менее успокоительное: «секретную историю» советского политического интерьера. Все грязные уловки с сюжетом и персонажем в Гигиеническом павильоне (поток «здоровья») служат обличению испорченности эпохи. Критикам того времени не оставалось ничего, кроме как согласиться с этим ошеломляющим, абсолютным политическим заявлением, переворачивающим с ног на голову то, что Лисицкий видел как катастрофическую цепную реакцию разрушения социального и морального порядка, начавшуюся в 1917 году.
Однако более заманчиво рассмотреть выставочные интерьеры Лисицкого психологически, анализируя достоинства их автора как дизайнера интерьеров, т.е. как носителя определенных исторически сложившихся профессиональных установок и интенций, нашедших в этих работах свое выражение.
Технические приемы Лисицкого узнаются и называются профессиональными дизайнерами без особых затруднений: в смещении композиционного центра для них нет ничего таинственного. Хроматическая модуляция может заинтриговать разве что полуобразованного любителя, который будет не в состоянии определить, с чем он столкнулся. Однако проекты Лисицкого представляли проблему не только для великих немытых, и в конце концов именно триптих для германской экспозиции — самый сложный из его дизайнерских проектов — принес ему подлинную известность.
Сейчас, спустя полвека после его смерти, миф о «недоступности» Лисицкого окончательно развеялся: он превратился в простого, понятного дизайнера. Вместе с этим мифом его работы утратили большую часть своей эффективности. По настоящему оценить Лисицкого можно через осознание предпринятой им драматической трансформации традиционных дизайнерских конвенций. При этом степень его знакомства с традицией поражает не меньше, чем его революционное бесстрашие, хотя первое несколько меньше импонирует современному вкусу. Многие дизайнеры в конце 20-х были мастерами своего дела и успешно использовали конвенции дизайнерского языка и стиля своего времени. Некоторые — такие, как Курт Швиттерс, Фридрих Кислер и Лилли Райх, — перелицовывали эти конвенции по мере их осознания, превращая в нечто более приватное и идиосинкразическое. В отличие от них Лисицкий демонстрирует конвенции в их обнаженном виде: самые радикальные из его идей живут в непосредственном соседстве с самыми тривиальными. Если Швиттерс, по мнению его почитателей, совершенно непредсказуем, то Лисицкий всегда делает то, что от него ждут, — и затем немедленно совершает оригинальный кульбит.
Вопрос состоит не в том, присутствуют ли отношения гармонической симметрии в созданных Лисицким атональных планах, и даже не в том, могут ли они восприниматься зрителем, который пытается их там обнаружить, — но в том, как именно эти отношения действуют внутри зрительского восприятия. Еще в большей степени это приложимо к отношениям тематическим и мотивным.
Лисицкий использует мотив естественным образом — как референцию, отсылающую к персонажу в пространстве или к определенной дизайнерской идее. Это, в частности, происходит, когда он заставляет все вертикальные акценты звучать в унисон в нижнем ярусе — эффект, который становится еще более пронзительным, будучи подчеркнут низкой горизонталью и плоскими диагоналями. Комбинация текстуры, расширяющегося объема и устремленной вверх калейдоскопической волны взывает к чувственности: и хотя дизайн пользуется вполне цензурными средствами, конструкция эректируется — эрекция конструируется — на очень временном основании.
В работах Лисицкого воспоминание о пройденном или ссылка на что-то, лежащее за пределами выставочного пространства, — очень редкое, но всегда безошибочно узнаваемое событие. Его экспозиционные проекты не действуют как сложные системы перекрестных референций, — как это происходит у Родченко, Корбюзье, Миса ван дер Роэ или Райха. Мотивы принадлежат всем, но долго удерживаемая линия, повторения, полнота текстуры — удел одного Лисицкого. Марианн Мур однажды написала: «Экстаз предоставляет случай, а реакция на случай определяет форму».
Писать об оформлении интерьера — все равно, что заново проектировать его, по крайней мере, в одном из возможных смыслов: и дизайнер, и критик должны в этот момент решить, какой из аспектов пространства наиболее интересен; выбрать детали, которые необходимо подчеркнуть, чтобы передать внутреннюю витальность работы. Эффективность трансляции этой витальности — критерий успеха как реализации проекта, так и его анализа.