«Геленджик Арена» – это мультифункциональная площадка, которая подходит для проведения как культурных, так и деловых мероприятий высшего уровня. С 2025 года здесь планируется проводить порядка 180 мероприятий ежегодно

Алиса Лютомская: «”Геленджик Арена” — это вишенка на торте моей карьеры»

Геленджик — одно из самых активно развивающихся туристических направлений. Здесь уже построен новый аэропорт по проекту Массимилиано Фуксаса, в процессе создания находятся планетарий и мультифункциональный рекреационный парк, а 1 июня торжественно откроется культурно-развлекательный центр «Геленджик Арена». В преддверии открытия мы побеседовали с главным архитектором проекта Алисой Лютомской — о профессии, вдохновении, знаменитом отце-фантасте и даже фалеристике.

Президент архитектурного бюро «АБ Элис»

образование: Закончила МАРХи в 1983 г. деятельность: Работала архитектором в ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов. После открытия мужем, лауреатом Государственной премии России, Лютомским Николаем, собственного архитектурного бюро в 1991 году, работает в «АБ Элис».
Как давно вы работаете архитектором, если к архитектору применимо слово «работаете»?

Да, конечно, применимо. Это работа, причем такая — тяжелая, галерная и на всю жизнь. Работать я стала сразу после окончания института, в 23 года, то есть уже почти 40 лет назад.

У вас целая архитектурная династия. При выборе профессии сыграл ли свою роль тот факт, что ваша мама была по образованию архитектор?

Конечно, определяющую роль. Мама всегда с восторгом рассказывала о профессии и говорила: «Институт закончишь, а там решишь. В случае чего будешь театральным художником». А потом и сын пошел по моим стопам, ну а куда ему было деваться? Я правда у него спросила, что, может, другого хочет? Но он ответил: «А что — бывают другие профессии?»

Общая площадь центра составляет более 14 000 квадратных метров. Внутри располагаются концертный зал, рассчитанный на 1 600 зрителей, и малый зал для зрителей на количество до 300 человек
Общая площадь центра составляет более 14 000 квадратных метров. Внутри располагаются концертный зал, рассчитанный на 1 600 зрителей, и малый зал для зрителей на количество до 300 человек
Инвестором проекта выступает АНО «Корпорация развития «Геленджик-2035», которая также занимается реализацией проектов «Планетарий» и «Многофункциональный рекреационный парк»
Инвестором проекта выступает АНО «Корпорация развития «Геленджик-2035», которая также занимается реализацией проектов «Планетарий» и «Многофункциональный рекреационный парк»
Как бы вы определили стилистику, с которой работаете, — есть единый подход?

Стиля в традиционном понимании нет. Но можно сказать, что мой стиль — это делать современное с хорошим вкусом. Были, конечно, заказы (в основном квартиры или коттеджи), которые мы делали в классическом стиле. Но крупные объекты — это всегда что-то современное, модерновое.

Ваша квартира — тоже ваш проект? Какая она?

Разумеется, проект мой: современный, функциональный. Сейчас такое часто просят. У меня были заказчики, ужасно милые люди, которые сказали: «Сделай нам, пожалуйста, Икею для богатых». То есть европейский, нейтральный, спокойный стиль, но с мебелью, которая не разваливается и сделана из качественных материалов.

Но вот, например, у меня в детской комнате частично стоит мебель, моя ровесница, которую когда-то покупала бабушка. Очень красивый такой фьюжн, производства Германии, из натурального дерева. Теперь это очень модно, а я уже много лет наслаждаюсь ей.

Также в проекте предусмотрено выставочное пространство, состоящее из атриума, арт-холла и фойе залов, площадью более 1 600 квадратных метров, зона для деловых мероприятий и площадка на 2 500 мест для проведения мероприятий на открытом воздухе
Также в проекте предусмотрено выставочное пространство, состоящее из атриума, арт-холла и фойе залов, площадью более 1 600 квадратных метров, зона для деловых мероприятий и площадка на 2 500 мест для проведения мероприятий на открытом воздухе
На каких объектах вы выступали в качестве архитектора? Какой из них самый крупный и какой самый любимый — ведь это не всегда одно и то же?

Самый любимый — всегда последний, а в этом случае он и самый крупный. Да, до этого я участвовала в проектировании жилых домов и это были гигантские объемы, но было не так интересно. Поэтому считаю, что «Геленджик Арена» — это вишенка на торте моей карьеры.

Да, комплекс построен, и сейчас уже можно посмотреть на него со стороны — есть ли то, что хотелось бы изменить?

На сегодняшний день мне все очень нравится. Например, как получился наш прекрасный зал с фантастической люстрой, переливающейся, сверкающей и совершенно уникальной. Она одинаково великолепно смотрится как внутри помещения, так и снаружи. Это такой бриллиант, который был необходим нашему центру.

Скульптура «Зефир Грандес» входит в серию работ канадского художника Джереми Гайа. Создавая «Зефир», Джереми был вдохновлен изогнутыми ветром кронами сосен, которые можно увидеть в горных и прибрежных местностях. Это динамичная и мощная форма, которая подчеркивает идею воспитания силы через невзгоды. Пятиметровый «Zephyr Grandis № 1» из полированной нержавеющей стали создан специально для размещения на территории культурно-делового центра «Геленджик Арена»
Скульптура «Зефир Грандес» входит в серию работ канадского художника Джереми Гайа. Создавая «Зефир», Джереми был вдохновлен изогнутыми ветром кронами сосен, которые можно увидеть в горных и прибрежных местностях. Это динамичная и мощная форма, которая подчеркивает идею воспитания силы через невзгоды. Пятиметровый «Zephyr Grandis № 1» из полированной нержавеющей стали создан специально для размещения на территории культурно-делового центра «Геленджик Арена»
А появлением «Зефира» «Геленджик Арена» тоже обязан вам?

«Зефир» нашла Дарья Дьякова, директор центра. Изначально на том месте, где сейчас находится арт-объект, мы хотели разместить фонтан, но потом идея претерпела изменения, мы стали рассматривать самые разные варианты. Долго, очень долго искали, подбирали. И вот, когда у нас появилась такая удивительная петля — наш «Зефир», — мы под него переделали конфигурацию чаши: сделали ее в сложных очертаниях, которые совпадают с формой «Зефира», чтобы он парил над водой. К этому ощущению мы, по крайней мере, стремились.

Получается, уже не вы вписывали детали в интерьер, а детали изменяли интерьер под себя. Чем еще вы вдохновлялись, на что ориентировались? Или «Геленджик Арена» — это просто ультрасовременное здание?

Дивная бухта, второй которой в России нет, вокруг зеленые горы. Бухта практически круглая, таких очень много в Греции на островах. Кроме того, мы знаем, что город существовал уже более 3000 лет, и там был греческий полис. С моей точки зрения, ассоциации здесь очень прямые. А в греческом полисе всегда над городом — на горе, на склоне — строили амфитеатр, используя естественный уклон. Так вот наш «Геленджик Арена» — это тоже амфитеатр, хотя он и спрятался под крышей. Но отсылка тут явная.

А еще нам хотелось, чтобы при подъезде к центру наши посетители через просвет видели панораму бухты моря. Более того, даже облицовка у нас, можно сказать, античная — такими неровными камнями с немножко сбитыми швами.

В залах-трансформерах возможно создать как атмосферу цирковой арены, так и уютную обстановку камерного концерта, провести грандиозное шоу или детское представление, устроить спортивное соревнование, бизнес-мероприятие, модный показ или stand-up выступление. Проект уже сейчас претендует на звание главного культурно-делового центра российского юга
В залах-трансформерах возможно создать как атмосферу цирковой арены, так и уютную обстановку камерного концерта, провести грандиозное шоу или детское представление, устроить спортивное соревнование, бизнес-мероприятие, модный показ или stand-up выступление. Проект уже сейчас претендует на звание главного культурно-делового центра российского юга
То есть история присутствует даже в самых современных проектах...

Конечно, история всегда присутствует. Ведь хороший архитектор — это грамотный архитектор. Пока мы учимся в институте, мы проходим всю историю архитектуры и градостроительства, живописи, причем в каких-то колоссальных масштабах. Ну, а потом все эти знания, так или иначе, используем в своей практике.

Ваш отец Кир Булычев — знаменитый советский писатель, поэтому сложно избежать каких-то параллелей. В одном из интервью вы сказали, что отец увлекался фалеристикой, потому что «познавать историю через предметы — это удовольствие». А сейчас вы создаете через предметы будущую историю. Важно ли для вас оставить след, чтобы ваше творение говорило о вас через годы? Или это просто работа, которая приносит прибыль?

Нет, не так. Мне нравится рабочий процесс. Кто-то работает на результат, чтобы им можно было гордиться, но это другой психологический тип. Для меня, когда объект закончен, он перестает быть настолько интересен. Да, здорово: все сложилось, все получилось, идем дальше проектировать. Мои объекты строительства — это как дети, и, когда ребенок вырос, его надо отпустить. Главное, знаете, когда ты отпускаешь ребенка, ты же не его отпускаешь, а себя, свои постоянные волнения, контроль, попытки добиться совершенства. Надо себе позволить отстраниться и идти дальше.

«Геленджик Арена» уже вырос? Вы его уже отпустили или он пока в «переходном возрасте»?

Ну, еще 2 недели и отпущу.

читать на тему: