Архитекторы делают мебель: Clipchair от FORM

Вера Одынь, руководитель бюро FORM, давно живет между Россией и Бразилией. Так что ее новый объект — «стул-скрепка» — создавался одновременно для обоих рынков. Вера сделала ставку на модернизм: в Бразилии он уже давно стал частью культурного кода. И не прогадала: в России пилотный образец стула, представленный на ярмарке Blazar, купили еще до официального открытия.

В рамках проектов бюро FORM Вера Одынь занимается предметным дизайном не первый год. Однако отдельный мебельный проект вне текущих задач — для нее относительная редкость. Первый эскиз стула она сделала в 2022 году, когда была на фабрике Eos в центре Бразилии, в городе Убераба, штат Минас-Жерайс. В это время она как раз занималась созданием своих первых арт-объектов из алюминия — впервые они были представлены на Cosmoscow-2024.

Вера Одынь, руководитель бюро FORM
Вера Одынь, руководитель бюро FORM

«Я помню этот момент, — рассказывает Вера. — Я сидела в небольшом кабинете администрации фабрики, и мне захотелось создать что-то такое очень простое, но честное, что можно нарисовать, не отрывая руки от листа. Так появился первый эскиз стула-скрепки».

Металл и особенно алюминий — для Веры своеобразный объект фетиша («Меня манит его мягкое теплое свечение»). А так как фабрика Eos специализируется на создании необычных предметов мебели и арт-объектов — в том числе из алюминия — идея создать предмет именно из металла пришла сама по себе. Алюминий хорош тем, что он прекрасно ведет себя как внутри помещений, так и на улице. Пусть он мягче, чем сталь, но зато естественно и красиво стареет.

«Стул Clipchair — это вещь в себе, — гласит официальное описание проекта. — Подобно скрепке, изгибы стула составляют суть его формы. Простая и честная конструкция несет сама себя. В ее структуре чувствуется внутреннее напряжение и баланс. Как персоналия, стул-скрепка имеет собственный характер, придающий окружающему пространству элемент драматизма. Его отражающая поверхность привносит характер в пространство и одновременно отражает красоту окружения».

Прототипирование происходило в Бразилии и длилось около двух лет: архитекторы искали нужные сечения металла, радиусы изгибов. При кажущейся на первый взгляд простоте конструкция стула оказалась очень сложной в исполнении. Поэтому каждый экземпляр стула делается вручную.

Clipchair на ярмарка Blazar
Clipchair на ярмарка Blazar

Отдельная история была с созданием объекта в Москве. «К тому, чтобы впервые произвести стул в России, меня подтолкнула ярмарка, — вспоминает Вера. — Мы подали заявку, прошли кураторский отбор — и начался долгий и кропотливый, порой очень нервозный, процесс поиска потенциальных исполнителей. В России своя специфика производства и своя технология. Процесс создания Clipchair многосоставной, поэтому элементы перемещаются из одной производственной площадки на другую, сама логистика довольно трудоемкая и требует особой концентрации. Скажу честно, несколько раз я думала сдаться и бросить все.. Но! В итоге, сменив нескольких подрядчиков, мы успели точно к открытию ярмарки!»

Важно отметить и то, что стул для России произвели не из алюминия, а из стали: с ней отечественное производство взаимодействует лучше. И теперь его можно приобрести в галерее Sample — как для ресторанов, шоурумов и офисов, так и для общественных пространств.

Ориентировочная стоимость объекта: 150 000 руб.

 

читать на тему: