Архитектура как городская скульптура: что можно сказать по итогам архитектурной премии Москвы 2022
Вчера победителей чествовал мэр, сегодня будет церемония и праздник с участием профессионального сообщества. Рассказываем о победителях и рассуждаем, как это характеризует актуальный курс архитектурной политики.
Набираем высоту
Во-первых, в этом году у премии, которая вручается с 2015 года, появилась новая номинация. Точно так же, как в 2020-м ежегодный выбор «Лучшего архитектурно-градостроительного решения многоквартирного жилого дома по программе реновации (стандарт-класса)» начал демонстрировать срез проектов по программе, которая к тому моменту была в самом разгаре, так и в этом году вынос в отдельный блок высотных комплексов (все они называются многофункциональными, но превалирующая функция жилая) окончательно оформил тренд последних лет. Москва растет вверх и не собирается останавливаться. Почти наверняка номинация сохранится и в дальнейшем.
Из 8 проектов-номинантов победил ЖК «Фили Tower» бюро ADM: несмотря на то, что компания Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой уже минимум 10 лет известны и успешны, в этом годы их проекты появились в списки претендентов на премию впервые (скорее всего, заявки подавали девелоперы, поскольку ADM славится своим нежеланием участвовать в каких бы то ни было конкурсах; но это не точно). Так что неудивительно, что с тремя объектами в шорт-листе победили именно они, хотя конкуренты — ATRIUM, Kleinewelt Architekten и KAMEN — тоже были сильны.
Отдаем предпочтение скульптурным формам
Высота стеклянной башни «Фили Tower» — не много ни мало 200 метров. Архитекторы ADM намеренно разделили ТЭПы комплекса именно таким образом: вместо двух условно 120-метровых башен спроектировали одну стеклянную 200-метровую и одну всего лишь 11-этажную, «клубного» формата, с ажурной кирпичной кладкой. Как говорит Андрей Романов во вступительном интервью к вышедшей в прошлом году книге, посвященной 15-летию бюро, в этом проекте за счет высоты в 200 метров появилось возможность «создать доминанту с хорошими пропорциями, превратить небоскреб в “городскую скульптуру”». Делать башни силуэтно пластичными пытаются и другие бюро (хотя для высотных объектов технически это гораздо сложнее), фасадных двумерных сеток становится все меньше, так что можно считать скульптурность наряду с высотностью еще одним устойчивым трендом.
Тягу современной столичной архитектуры к художественной выразительности подтверждает и выбор победителя в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение транспортного объекта» — станция метро «Потапово» («Новомосковская»). В АГР в качестве проектировщиков заявлен АО «Моспромпроект», но как это часто бывает с крупными объектами транспортной инфраструктуры, авторами концепции выступают другие архитектурные бюро — в данном случае PARSEC architects, одним из соучредителей которого выступает заслуженный художник России скульптор Даши Намдаков. Для станции на территории поселка Сосенское он придумал симметричную композицию из колонн, которую установят в центре платформы. Ее симметричность призвана подчеркнуть асимметрию внешней оболочки станции — по форме тоже очень скульптурной и аэродинамической; такими в свое время рисовали космодромы.
Качественные общественные пространства в каждый дом
Ту же обтекаемость мы видим и в силуэтах объемов Павелецкой площади, которая выиграла в номинации «Архитектурно-градостроительное решение объекта коммерческой недвижимости» (5+design, APEX, «КПРОЕКТ»). Это одна из нескольких затесавшихся в конкурс проектов реализаций (по разным причинам АГР перевыпускаются уже в процессе глубокой стройки, и тогда объект формально имеет право участвовать в премии, уже будут практически готовым). В саму номинацию она тоже скорее «затесалась» — для горожан это прежде всего сама площадь, а не «объект коммерческой недвижимости» (торговый центр), расположенный под ней. И с точки зрения значимости для города это победа заслуженная: слишком долго перед крупным транспортным узлом в самом центре Москвы был пустырь и забор. Теперь же здесь всегда люди, которые охотно «играют» во все те сценарии, которые придумали для них архитекторы: залезают на зеленую кровлю одного из входов в центр, купаются в сухом фонтане, делают селфи в зеркальной крыше смотрового павильона, катаются на качелях. Да, здесь действительно можно увидеть много отсылок к другим, в том числе европейским проектам, но это скорее говорит о высоком качестве архитектурных решений (хотя из-за нашей традиции «успеть к празднику» к реализации по-прежнему могут возникать вопросы).
Наличием нестандартного общественного пространства, интегрированным в проект, отличается и выигравший объект в номинации домов по программе реновации — жилой дом в Красносельском районе (АО «Моспроект»-4). Двухуровневая пешеходная галерея терраса примыкает к жилому дому и огорожена стеклом, а со стороны ТТК — шумозащитным экраном из металлических кассет, установленных под углом, чтобы между ними можно было сделать застекленные «паузы». На террасе будут клумбы, беседки, качели и ей смогут пользоваться все жильцы дома, при этом открывающиеся виды будут значительно разниться с теми, что мы обычно наблюдаем во дворах жилых комплексов.
Кроме того, авторы дома тоже пытались заигрывать с пластикой фасада, отделав один из высотных корпусов «под кирпич», а второй декорирорав выступающими вертикальными пилонами.
Реконструкция как норма жизни
Своего рода городской скульптурой вполне себе является и победитель в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение социальной и спортивной инфраструктуры» — проект реконструкции очередного дворца в «Лужниках» в ледовую арену от ТПО «ПРАЙД». И хотя площадь по сравнению с существующим зданием увеличивается (оно становится шестиэтажным с одним подземным уровнем), принципиальная композиция, пятно застройки и пропорции сохраняются: на четырехугольном в плане объеме покоится еще один — овальный, в который идеально вписывается хоккейное поле. При этом нижняя часть здания вместо желтого кирпича отделывается панелями из натурального камня с живописной брутальной фактурой скалы, а верхний овал из стеклопрофилита или тонированного стекла — это одновременно и световой фонарь над основным залом, где будут проходить как соревнования, так и концерты, и место для комнат отдыха с панорамными видами. Но радует прежде всего тот факт, что вместо тотального сноса город все чаще выбирает путь локальных преобразований, которые стремятся не уничтожить, но подчеркнуть архитектурные достоинства проекта-предшественника, перенеся их в современный контекст (характерный пример — подход, который использовали при реконструкции бассейна по соседству). Хочется верить, что номинация «реконструкция» будет следующей новинкой архитектурной премии Москвы.