Архитектура заботы: конструктор для школ и детских садов
ПР уже давно следит за всеми новшествами, которые происходят в сфере архитектуры образовательных пространств: публикуем проекты, исследования, обзоры. Наша новая находка — разработка студии социальной архитектуры NF под руководством Надежды Федотовой и Натальи Кауровой, которую они называют архитектурным конструктором школ и детских садов. О том, из каких же «деталей» могут складываться современные образовательные пространства – и что лежит в основе каждой из них — рассказывают сами архитекторы студии.
Банк идей
Студия NF была основана в 2020 году как группа единомышленников, давно занимающихся проектированием детских учреждений и увлеченных идеей делать качественную образовательную среду. Это буквально прописано в нашей миссии: «Делать мир лучше, создавая архитектуру, которая заботится о человеке». В нашей практике на первое место всегда выходит человек, его базовые потребности, в том числе психологические, присущие конкретному возрасту.
Занимаясь узкой темой образовательных пространств, мы увидели огромный разрыв между существующими и массово строящимися школами и детскими садами и тем, как далеко ушли исследования в области развития мозга детей, передовые педагогики и современные практики преподавания. В 2021 году часть опыта студии была положена в основу курса про образовательную среду для School of education, а в 2022 году, несмотря на турбулентность, мы решили создать и развивать по мере накопления опыта банк идей-концептов — архитектурный конструктор, который можно было бы пересобрать под разные задачи. Это наш вклад в общество: проект полностью спонсируется и реализуется за счет собственных средств студии.
Нетиповые концепты
Мы начали работу над конструктором с исследования образовательной среды по разным направлениям. Мы изучали и изучаем тему загруженности школы в течении года, расписание учебных занятий разных школ и разных педагогик и какое время школа остается недозагруженной в течении дня, недели. Также мы сделали срез по разным педагогикам, академическим моделям и образовательным системам и их влияние на площади. Все эти исследования «встроились» разными элементами в первые идеи-концепты архитектурного конструктора.
Параллельно с исследованиями мы стали проводить серию интервью с директорами ведущих частных и государственных школ, ведущими педагогами и специалистами среды образования, в ходе которых обсуждали только две темы: проблемы, с которыми сталкивается современная школа и каким наши респонденты видят будущее школ. Мы поняли, что очень многое из этих бесед не столько про архитектуру, сколько про ценности, миссию и культуру школы и про эффективность управления ею. Так у нас появилась идея в подкрепление к концептам конструктора выложить выдержки из этих интервью, потому что их содержание представляется нам самоценным.
В ходе работы над этим проектом и по итогам проведения уже первых интервью мы осознали, что невозможно создать проект школы в виде типового здания, потому что контекст всегда слишком разный. Дело не только в рельефе — это не такая сложная задача, если подключить параметрическую архитектуру. Школа всегда — это часть и социокультурной среды, и часть физического ландшафта. Она должна интегрироваться в окружение — будь то город или деревня, и важную роль тут играют социальные факторы, политические, языковые и культурные аспекты среды и общества, принятая академическая модель. Контекст везде разный.
Готовые архитектурные концепты конструктора — это концепции подходов к формированию образовательных пространств, которые архитекторы, руководители проектов, директора школ могут встраивать под свои задачи и свой контекст. Эти концепты можно применять не только в проектировании новых школ, но и при переосмыслении пространств существующих зданий, на что сейчас очень большой запрос.
Первые семь концептов, которые сейчас представлены на сайте нашего проекта — это наиболее важные в нашем представлении темы, база проектирования школ.
Концепт 1. «Школа-гармошка»
Этот концепт призван принципиально изменить подход к архитектурному проектированию образовательных учреждений. Мы привыкли думать категориями вместимости школы как статичной единицы, тогда как практика последних лет показывает, что этот параметр как раз может быть самым волатильным в современном мире (пандемия, миграция и демографические волны как факторы непостоянства и нестабильности среды). К тому же сфера образования — одна из областей, где сейчас происходят стремительные изменения.
В нашей практике последних лет работы над проектами школ появились совершенно новые пространства — такие, например, как студии для записи вебинаров, для возможности асинхронного обучения онлайн-студентов, или наоборот — оснащение гибридных учебных пространств для синхронного обучения онлайн- и оффлайн-студентов.
Современные тенденции в образовании двигаются в сторону междисциплинарного подхода и построения индивидуального трека образования студента. Количество полных классов может уменьшаться, но при этом увеличивается количество классов на малые группы разной наполняемости. Как именно на развитие педагогических практик и академических моделей повлияет искусственный интеллект — сейчас предположить сложно. Так как здания школ строятся на перспективу в 80 лет (нормативный срок службы не менее 50 лет), то наша задача как архитекторов — закладывать в проект эту степень неопределенности будущего и возможность легких изменений.
Концепты 2 – 5: цикличная школа, школа в жизни человека и технологичная школа
Последующие концепты рассматривают вопросы будущего, функциональности и эффективности школы. Концепт 2 - цикличная школа, Концепт 3 - школа в жизни человека и Концепт 4 - технологичность школы.
Наша архитектурная студия проектирует объекты образования, работая с таким понятием, как технология. Под технологией школы — да и любых социальных пространств — мы понимаем следующую триаду:
— технология проведения образовательного процесса в зависимости от академической модели и психофизических потребностей детей разных возрастных групп;
— оснащение учебных пространств с учетом мобильности и возможности выбора, а также их легкой трансформируемости;
— максимально простая и прозрачная компоновка различных функциональных групп помещений и пространств и выстраивание их пространственных взаимосвязей, организующих простые и понятные логистику и потоки, исключающие возвратно-поступательные движения, лишние пересечения потоков и тупики, а также, что немаловажно, обеспечивающих безопасность, в т.ч. пассивную.
Как базу образовательного процесса мы предлагаем рассмотреть пирамиду зависимости усвоения знаний от метода обучения.
Эту пирамиду мы переложили в готовое решение, которое транслируем в своих рабочих проектах как основу типового учебного кабинета.
Cпециализированные кабинеты, такие как естественно-научные лаборатории-практикумы, арт-классы, музыкальные классы, робототехнические полигоны и мастерские fablab, требуют другого оснащения, но ориентация на активный метод обучения остается той же.
В рамках Концептов 4-5 мы уделяем внимание и вопросу эффективности использования площадей. Например, стоит рассмотреть внедрение универсальных учебных кабинетов для предметов, не требующих специализированного оснащения, а также уход от предметно-кабинетной системы по каждой из учебных дисциплин, что позволяет существенно увеличить планировочную гибкость и экономическую эффективность учебных пространств.
Концепт 6: принцип пассивной безопасности
Очень важный момент в проделанной работе — это выделение в отдельный концепт принципа пассивной безопасности. Мы не можем архитектурными средствами воздействовать на участников образовательного процесса и решить, например, проблему буллинга в школе, но мы можем сделать так, чтобы физический и цифровой буллинг значительно сократился. Это и максимально просматриваемые пространства с исключением «закоулков», проходные гардеробы и т.п. Например, одно из правил обеспечения пассивной безопасности — помещения, где происходит встреча «ребенок-взрослый», должны быть на виду, для чего предусматривается оконный проем или светопрозрачная перегородка в коридор. Это обезопасит как ребенка, так и взрослого.
Концепт 7: школа для родителей
Про родителей и родственников, которые приводят детей в школу и забирают их домой, часто забывают. Современное образование — это совместная работа педагогов и семьи, поэтому очень важно выделять пространства для родителей, предусматривать для них возможность встречаться с учителями, да и просто дожидаться детей в комфортных условиях.
В заключение хочется сказать, что в рамках архитектурного конструктора мы продолжаем исследовательскую работу: общение со специалистами сферы образования, сбор обратной связи от учеников и учителей. В этом году мы планируем также исследовать влияние гибридного образования и искусственного интеллекта на образовательный процесс и, как следствие, на архитектуру школы, больше работать с экологической повесткой. Следующая серия интервью и концептов будет построена вокруг этих вопросов, а уже выложенные концепты будут обновляться по мере переосмысления происходящих и влияющих на архитектуру школ процессов в обществе и трендов в образовании.
Наша задача — сделать знания о формировании образовательных пространств максимально доступными. Потому что проектируя качественную среду, мы влияем на то, каким будет наше будущее.