Wowhaus: «Комплексные проекты по регенерации общественных пространств имеют важнейшее экономическое значение»
Почему для архитекторов важна память места? Как архитектура помогает развитию туризма? По каким принципам существуют городские общественные пространства и почему поликарбонат можно назвать невидимым героем этих пространств? Своими мыслями делятся руководители проектных групп архитектурного бюро Wowhaus Валерия Лифшиц и Татьяна Старченко.
У истоков тренда
Мы начинаем работу над любым проектом с предпроектного исследования социальных, экономических, культурных и пространственных факторов. Затем определяем ключевую аудиторию в каждом конкретном случае. Для всех целевых групп мы прорабатываем сценарии использования территории. Разрабатывая концепцию общественного пространства, стараемся выявить скрытый потенциал каждой территории и наполнить ее дополнительными смыслами для пользователей.
Так получилось, что наше бюро оказалось фактически у истоков тренда на проектирование городских общественных пространств. Одним из первых проектов был Парк Горького, превратившийся из Луна-парка в центральную культурную площадку столицы. Потом была Крымская набережная, которая тоже стала ярким примером нового общественного пространства.
Мы можем с уверенностью сказать, что комплексные проекты по регенерации общественных пространств имеют очень важное экономическое значение. Они способствуют развитию городов и поддерживают экономическую активность в мегаполисе. Пример — Казанская набережная в Туле. Это была заброшенная территория под управлением Тульского оружейного завода, полностью закрытая для посещения. После того, как мы создали там общественную прогулочную зону с открытым кинотеатром, кафе, прекрасной освещенной набережной, а также несколько пешеходных улиц, Тула стала одним из самых главных направлений поездки на выходные. И сейчас поток туристов огромный.
Для нас память места очень важна. Любой проект наполнен множеством разных смыслов. История — один из важнейших слоев. Мы стараемся создавать проекты, которые будут актуальны не только сейчас, но и в будущем. И здесь как раз важна адаптивность пространства. Чем более гибкое и адаптивное пространство, тем дольше оно остается актуальным.
Невидимый герой городских пространств
Для открытых городских общественных пространств необходимо использовать максимально антивандальные, устойчивые к погодным условиям материалы, которые прослужат и будут хорошо выглядеть как можно дольше. И здесь, конечно, помимо природных материалов, таких как камень или дерево, можно использовать современные инновационные решения, обладающие определенными свойствами. Например, поликарбонат. Он действительно решает много задач одновременно — как эстетических, так и функциональных.
Поликарбонат идеально подходит для разработки малых архитектурных форм, индивидуальных детских пространств. МАФы — это обычно легкие некапитальные конструкции, которые должны быть максимально яркими, интересными, привлекательными, но при этом легкими и не очень дорогими.
Поликарбонат — это невидимый герой городских пространств. Зачастую мы его не замечаем, а он есть. К примеру, мы видим ажурную перголу, которая, защищает от солнца и дождя. Ставить в этом месте тяжелый навес с опорами, способными выдержать полноценную крышу, было бы не так изящно. Таким образом, мы применяем поликарбонат в тех местах, где он виден как нюанс, но при этом способен сделать изящное пространство полноценным укрытием.
Мы в числе прочего занимаемся эксподизайном и создаем фоны для выставок. Это временные архитектурные истории, достаточно легкие, но интересные и яркие. В них тоже очень удобно применять поликарбонат, поскольку это очень пластичный, гнущийся материал. Во многих случаях он заменяет стекло, и для выставочных пространств это отличная альтернатива.
Поликарбонат сегодня часто применяется для создания энергоэффективных фасадов. Он выглядит эстетично и интересно и в то же время обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Если использовать два слоя поликарбоната на фасаде, получается изолирующая воздушная прослойка.
От «Гаража» до Музея Нью-Йорка и от Казани до Капотни
Поликарбонат помогает создать светлое пространство, он работает иногда даже интереснее, чем стекло, поскольку создает рассеянный матовый свет и рассеянное освещение любого общественного пространства. Именно поэтому часто поликарбонат применяют в общественных зданиях, таких как музеи или спортивные центры, где прямой солнечный свет не нужен, но в целом дневной свет очень нужен. Любимый наш пример — музей «Гараж». Есть и другие примеры.
Такой проект, как музей «Гараж», изменил восприятие той части Парка Горького, где он построен. При этом люди, проходя мимо, не задумываются о том, что этот фасад сделан из поликарбоната. Наша задача — осуществлять какую-то образовательную деятельность, применяя этот материал и показывая, что такое возможно.
Нам очень нравится проект Нового музея в Нью-Йорке. Такой эфемерный белый, очень красивый объект. В проекте был использован поликарбонат и сетка — интересное сочетание материалов, играющих на контрасте с окружающей застройкой. В интерьере благодаря поликарбонату появляется очень выигрышный свет.
Одна из самых любимых наших собственных работ — проект делового квартала в Казани. Само пространство очень интересно тем, что оно находится на стыке промышленной и городской территорий. Его история богата, очень много зданий разных эпох, которые совершенно не сочетаются друг с другом. И здесь нам важно было понять, как территория живет, как двигаются люди и автомобили. А затем мы создали на этом месте совершенно новые виды пространств — скверы, элементы здорового образа жизни, парки. Проект динамичный, постоянно меняется, и это замечательно.
Еще один пример — парк в Капотне на берегу Москвы-реки. Это была заброшенная, но при этом особо охраняемая природная территория. Появилась идея создать районный парк для жителей, открыв для них эту экологическую составляющую. Парк получился очень приятным, теперь он никогда не пустует. А неформальным символом Капотни стал не завод или электростанция, а наш арт-объект, установленный в башне.
Самое главное достижение бюро Wowhaus на данный момент заключается в том, что мы «поймали волну» и стали во главе тренда на ревитализацию городских территорий.
Город — это вы. Ни в коем случае не считайте себя чем-то отдельным от среды, в которой вы находитесь. Пространство должно вдохновлять!
СМОТРЕТЬ ПОЛНУЮ ВИДЕОВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ
Бюро Wowhaus было основано Олегом Шапиро и Дмитрием Ликиным в 2008 году. Сегодня оно известно в профессиональном сообществе и среди городских жителей как бюро, которое преображает общественные пространства и раскрывает их потенциал.
Проекты Wowhaus отличаются широкой географией. От Калининграда до Сахалина и от Тобольска до Владикавказа: где бы в России и за ее чертой ни работали архитекторы, спроектированные ими пространства имеют индивидуальный облик, созданный на основе культурных кодов городов и регионов, где они построены.
Вклад бюро в развитие городов отмечен престижными международными наградами и публикациями в известных медиа: это и многократные номинации WAF (World Architecture Festival), и статьи на таких ресурсах, как Archdaily, Проект Россия, the Village, Tatlin.