Архитектурный гид по Яузе и Лефортово
Мы прогулялись по родным для редакции краям возле Яузы, Artplay и завода «Кристалл» под романтический аудиоспектакль «Встречи и расставания» от МХТ. Получили море удовольствия, но на свой журналистский лад решили, что в нем не хватает историй про современную (и не очень) архитектуру района. И написали небольшой гид-дополнение: пусть ваша прогулка по Лефортово будет еще более многогранной.
Вы уже наверняка гуляли с какой-нибудь из постановок «Мобильного художественного театра» по Москве или Санкт-Петербургу. Но у этой экскурсии — необычный ареал для прогулки: с одной стороны, центральный и полный интересных мест, а с другой — неочевидный, даже «тайный» для многих москвичей. Мало кто выбирается именно погулять в Лефортово и по Яузе — а зря.
Спектакль-экскурсия начинается на «Площади Ильича» и заканчивается на заводе «Кристалл». Мы прошлись по этому маршруту с особым удовольствием: дело в том, что большая часть маршрута идет по «нашим» местам, ведь редакция «Проекта Россия» расположена как раз в этих краях, на заводе «Плутон», — и лишний раз убедились, что даже бывая тут чаще многих, мы все равно многое упускали из собственного архитектурного окружения в постоянной спешке.
Прогулка с МХТ устроена так: скачиваешь приложение, подгружаешь спектакль, вставляешь наушники и слушая гуляешь. В нем нет явного сюжета: влюбленные, а их озвучивают Юлия Снигирь и Михаил Тройник, переговариваются между собой, словно постоянно в мыслях обращаясь друг к другу. А мимо проплывают удивительные места Москвы: кинематографичная, словно нарисованная Школьная улица с небольшими яркими домиками, великолепный Спасо-Андроников монастырь, набережная реки Яузы, «Кристалл». По пути слушаешь истории из жизни Андрея Рублева, Петра I или какие-то фрагменты из дневников жителей Лефортова: школьника, студентки и жены арестанта, которые когда-то либо ходили по тем же местам.
Но мы не были бы архитектурным изданием, если бы не захотели добавить к историям о людях истории о зданиях. Делимся тем, о чем хочется рассказать.
Немного о районе Яузы
Берега Яузы, несмотря на большие планы по их обновлению и оживлению, все еще одно из немногих малоосвоенных мест (в том числе в центре города), обладающее при этом совершенно невероятным потенциалом. И самое интересное — исследовать жизнь этого района во времени. Первый период — замечательное Средневековье, когда все было в ауре Свято-Андроникова монастыря, затем век Просвещения с аристократическим наследием: это Лефортовский парк, «Версаль на Яузе», где сохранилась подлинная архитектура Бартоломео Растрелли. Потом была бурная индустриализация, которая, казалось, загубила весь романтический флер этих мест, а сейчас — активная джентрификация: заводы и фабрики один за другим обретают новые назначения, наполнения и смыслы. И район из отчуждённого промышленного делается необычайно оживленным.
От площади Ильича
Рогожская застава — район мощных культурных контрастов. Ленин соседствует с Сергием Радонежским, Андроников монастырь с заводами, крошечные домики Школьной — с огромным нависающим над ними современным бизнес-центром. Старый и новый город переплетаются.
Самое заметное здание у метро «Площадь Ильича» — МФК «Золотые ворота» (2014) мастерской Павла Андреева, обыгрывающее образ открытых городских ворот: в прошлом здесь была городская застава. Гигантский, почти 100-метровый дом состоит из двух прямоугольных объемов: один темный стеклянный, другой светлый. На уровне верхних этажей темный объем Г-образно вытягивается и прорезает светлый, в котором для этого проделан большой, в несколько этажей, проем. В месте сочленения две формы кажутся соединенными крупным «шарниром».
Спектакль ведет нас по Школьной улице, ансамблю Рогожской ямской слободы, с нарядными отреставрированными разноцветными домиками. Улица многим кажется кинематографической — и это понятно: с одной стороны нарядная, с другой — похожая на декорацию, несмотря на то, что застройка здесь действительно историческая. Такой эффект создает отсутствие всевозможных сервисов — кафе и небольших магазинов, привычных на пешеходных улицах. За счет этого Школьная выглядит довольно пустой и отстраненной: так и кажется, что она просто ждет, когда придут актеры и начнется съемка.
Можно пойти по Школьной, а можно по параллельной улице Сергия Радонежского, заглянув по пути в новый бизнес-квартал P.A.N.G.A.E.A. (2023). Такое название после обновления по проекту бюро WALL получила территория старейшей российской фармацевтической фабрики им. Н.А. Семашко. Здесь можно полюбоваться на расчищенные кирпичные фасады и обновленную котельную, которую архитекторы покрасили в забористо-желтый. Само бюро WALL Рубена Аракеляна, кстати, тоже разместилось в этом квартале.
Андроников монастырь
Несмотря на то, что прогулка у нас по архитектуре XX-XXI веков, пройти мимо Свято-Андроникова монастыря невозможно. Во-первых, это древнейшее обжитое место на Яузе, где расположена самая старая среди сохранившихся московских церквей — Собор Спаса Нерукотворного. Считается, что он был построен в период между 1360-м и 1380-м годами.
Во-вторых, здесь есть секретное место, откуда открывается лучший вид на весь район и где можно посмотреть на то, как причудливо в этой части Москвы сплелось старое и новое. Неожиданная смотровая площадка расположена в музее Андрея Рублева, который занимает здание церкви Михаила Архангела, построенной в свое время по желанию и на деньги русской царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. В центральном объеме церкви встроено несколько экспозиционных этажей и при подъеме на последний — в церковном восьмерике в окнах открывается невероятный вид.
Кроме того, любители экспозиционного дизайна оценят колористку интерьеров музея: наши традиционные иконы расположены в нем на самых ярких фонах и им это удивительно идет.
Железнодорожный мост через Яузу
Официально это Андроников виадук — так он был назван в 1865 году, когда его построили для Курской (Нижегородской) железной дороги, а в 1950-1951 годах по проекту инженеров Н. М. Колоколова, С. Я. Терехина и архитектора Б. М. Надежина он был реконструирован. Сегодня мост с двух сторон обстроен дублерами, вернее, один еще строится и все огорожено, из-за чего место кажется неприятным и хочется поскорее его проскочить. И напрасно: у моста замечательная архитектура. Помимо красоты самих мощных арок бывшего виадука на нем есть совершенно замечательные балкончики, сперва кажущиеся архитектурным ребусом. Для кого они? Это консоли смотровых ходов, через которые выведены водостоки. Они появились во время первой реконструкции моста в 1888 году.
Artplay, Винзавод и газгольдеры
Дальше по реке расположен горбатый пешеходный мостик — Таможенный. По нему можно перейти с Золоторожской на Сыромятническую набережную. На другом берегу реки — бывшие промзоны, ставшие самым популярным в Москве арт-кварталом: Artplay, ЦСИ «Винзавод» и за ними — некогда газовый завод, а теперь модная «АРМА».
Artplay — в прошлом завод «Манометр» — сосредоточение архитектурных бюро, офисов производителей отделочных материалов и оборудования. Словом, хорошо известное в архитектурных кругах место. Кроме того, здесь расположена Британская школа дизайна и Московская архитектурная школа МАРШ.
«Винзавод» — центр современного искусства, которое постоянно выплескивается за его пределы: таким соседством этот район обязан большим количеством качественного паблик-арта, который особенно активно распространялся в период биеннале уличного искусства «Артмоссфера».
За Винзаводом, уже в стороне от набережной расположен бывший газовый завод с отреставрированными и заселенными офисами газгольдерами — «АРМА»: смелый и один из самых заметных московских проектов редевелопмента.
Яузский гидроузел
Если снова вернуться к реке, то выходишь к еще одному прекрасному месту для уединенных прогулок — Яузскому шлюзу, который находится между Золоторожской набережной и набережной академика Туполева. Его называют Гольцевским шлюзом по имени его создателя — архитектора Георгия Гольца. Это качественная архитектура советского времени, окруженная невероятным пейзажем: похожий на корабль силуэт весной утопает в яблоневом цвете, и само место кажется одним из самых романтичных в Москве.
Объект по-прежнему рабочий, несмотря на преклонный возраст: шлюзам перевалило за 80 лет — они прекрасно функционируют до сих пор. В настоящее время водосливная плотина позволяет регулировать уровень воды в Яузе. Благодаря ей глубина реки составляет минимум два метра, Яуза остается судоходной, а территории выше шлюза не затапливает.
Завод «Кристалл»
Если перейти через еще один горбатый мостик и подняться по Самокатной улице — перед вами вырастет нарядный краснокирпичный завод «Кристалл», бывший «Казенный винный склад № 1», основанный в 1901 году, где ежегодно производили 2 миллиона 100 тысяч ведер спиртных напитков (ведро — принятая в те годы единица измерения — 12,5 литров). Комплекс является одним из лучших в этих краях образцом промышленной архитектуры конца XIX — начала XX веков: строительство «Московского казенного винного склада № 1» завершилось в 1917 году. В советский период завод тоже достраивали, правда, по большей части складскими объектами, не представляющими архитектурной ценности. Впрочем, в наследство от той эпохи ансамбль сохранил уникальный актовый зал для рабочих и прекрасные мозаики.
Долгое время территория завода была закрыта для посторонних, потом открылась, но делать там было, в общем-то, нечего: разве что заглянуть в местные мастерские или магазины. В прошлом году место перешло к новому девелоперу — компании Asterus и здесь открылась новая летняя культурная точка — пространство «Кристалл 1901»: небольшой внутренний дворик знаменитого опустевшего завода стал новой арт-площадкой, за разработку которой отвечала команда CM International.
Этим летом история продолжается: в пространстве «Кристалл 1901» проходят концерты и вечеринки, перформансы и спектакли. Но сюда стоит прийти хотя бы за тем, чтобы запомнить фабрику в ее историческом виде, потому что в скором будущем она начнем меняться. Новый девелопер, а за последние десятилетие это место сменило несколько владельцев, предлагавших разные проекты его перестройки (не устроившие город), обещает подойти к комплексу максимально бережно: Asterus планирует сохранить и переосмыслить все здания и сооружения, ставшие объектами культурного наследия.