Артек: земной рай оттепели

В день защиты детей самое время вспомнить наш архивный материал об Артеке – мечте об идеально мире для детей – из номера ПР64, темой которого было «Детство».

В первой половине XIV века Новгородский и Псковский архиепископ Василий в письме к Тверскому епископу Феодору очень серьезно рассказывал о том, что существование рая на земле не только возможно, но и доказано, поскольку многие новгородцы, плавая в северных морях, видели остров, где находится вход в этот самый рай. Подробности в данном письме – чрезвычайно убедительные. Социализм (и коммунизм, конечно) является продолжением проявившейся в названном письме тяги к овеществленной мечте.

Но в отличие от других утопий, социализм характеризует упрямая тяга к материализации. Эту утопию нужно реализовать. Причем в разных направлениях. В архитектурном направлении – сразу в нескольких жанрах. И если конструктивистская архитектура создала образ универмага «утюжок», образ рабочего квартала, образ дома-коммуны, то ничего специфически детского, пионерского, в частности, она так и не создала. Не были значительны и успехи неоклассики в этой сфере: с высотными зданиями, домами-палаццо, многоколонными обкомами, театрами и вокзалами никакие дома пионеров соперничать не могли. Можно сказать, что ленинско-сталинское время, создавшее пионеров и октябрят, к архитектуре для детей отнеслось прохладно, сосредоточившись на зодчестве для взрослых.

Иное дело архитектура оттепели – не столько хрущёвской оттепели, как называют период общественно-политический, сколько просто оттепели, как можно называть период временного потепления в интеллектуальной и художественной жизни. Архитекторы, конечно, жили сразу и в первой и во второй оттепелях: ведь для того, чтобы строить, нужно быть или в системе, или рядом с ней. Поэтому архитектуру оттепели следует рассматривать сразу и как проявление некоего вершинного творчества и как часть усилий системы (и партии), направленных в сторону самообновления, как часть чисто коммунистической работы.

Лагерь «Горный». Спальный корпус на одну дружину. Аксонометрия, план, разрез
Лагерь «Горный». Спальный корпус на одну дружину. Аксонометрия, план, разрез

Архитектура оттепели была попыткой влиться в общемировую стилистику, примешав туда коммунистическую идеологию. А потому идеи раннего и среднего Корбюзье вместе с идеально воспринятым (без формальных заимствований) конструктивизмом, а также вместе с буквально считанной стилистикой пятидесятых, взятой из западных журналов,– это материальный, визуальный образ лучших построек оттепели.

Впрочем, если бы оставался только данный формальный пласт, то мы бы не смогли увидеть в архитектуре этого времени ничего особенно выдающегося, в ней есть находки, но нет открытий. Но рядом с областью материального и формального была огромная область идеального. И это при том, что идеальное все время подкреплялось имперским, грандиозным, величественным (в своеобразном оттепельном преломлении) масштабом. И все это существовало в виде заказа, придававшего часто довольно скромной архитектуре размах. Так произошло и с детским проектом оттепели. На Ленинских горах в Москве встал хрупкий и величественный одновременно Дворец пионеров, обозначивший главные темы архитектуры тех лет: открытость, свободу, легкость, современность (см. с. 168–175). Это был столичный объект, задавший вектор развития.

На том же (примерно) меридиане, но на тысячи километров южнее, в Крыму, был построен к 1961 году пионерский лагерь «Морской», входивший в состав комплекса лагерей, известных под общим названием «Артек». Авторами этого лагеря были архитекторы А. Т. Полянский, Д. С. Витухин и Н. Е. Гиговская, а также инженер Ю. В. Рацкевич. Возглавлявший этот коллектив Анатолий Трофимович Полянский (1928–1993) был выпускником МАРХИ (1950), членом КПСС (с 1953 года, что показательно), директором Института экспериментальных и курортных зданий (с 1958 г.). Ключевая фигура оттепельной архитектуры. В составе группы (Ю. И. Абрамов, А. Б. Борецкий, В. А. Дубов и уже знакомый нам инженер Ю. В. Рацкевич) он участвовал в проектировании советского павильона на выставке в Брюсселе (1959), относительно которого можем прочитать в оттепельной «Всеобщей истории архитектуры» (том II. М., 1963), что «сталь, алюминий и стекло служат основным средством художественной выразительности».

Лагеря «Морской» и «Прибрежный». Планировочные решения отрядных мест и беседок.
Лагеря «Морской» и «Прибрежный». Планировочные решения отрядных мест и беседок.
Восточная часть «Нового Артека». Макет 1960-х гг.
Восточная часть «Нового Артека». Макет 1960-х гг.

Основанный в 1924 году лагерь «Артек» не мог похвастаться архитектурой, ни с какими санаториями «для взрослых» сравнить его было нельзя. А потому архитектурный образ можно было начинать творить с нуля. И в 1959 году Полянский и его сотрудники придумали этот образ: на склонах гор, обращенных к морю, было свободно разбросано множество корпусов, павильонов, беседок. К лагерю «Морской» со временем должны были присоединиться (и присоединились) лагеря «Прибрежный», «Горный», «Кипарисный» и «Лазурный». Внутри лагеря были разделены на дружины. Все это связывалось дорожками, эспланадами, лестницами. Все корпуса были выполнены в стиле интернационального модернизма. Большие корпуса очень напоминают дома-коммуны двадцатых годов. Малые – не очень далеко ушли от вилл Корбюзье. Беседки и грибки – где-то мы их тоже видели. Но все вместе – безусловно, новое, несет тот светлый и счастливый оттепельный дух, которым веет от всех лучших и от многих посредственных построек того времени. Это дух Утопии, ощущение веры в светлое коммунистическое будущее. А в целом – это образ земного рая, созданного для детей, наполненного их «звонкими голосами», построенного для «новых поколений», которые вот-вот и «будут жить при коммунизме».

Лагерь «Морской». Набережная.
Лагерь «Морской». Набережная.
Лагерь «Морской». Набережная со спальными корпусами
Лагерь «Морской». Набережная со спальными корпусами

Что же послужило основой для этого лагеря или комплекса лагерей? Где находятся истоки этого образа? Сам автор ничего об этом не говорит. В посвященной лагерю книге, вряд ли написанной только архитектором (А. Т. Полянский. Артек. М., 1966) и вышедшей уже после смещения Хрущева, мы не найдем стилевых определений, только констатации и описания. Есть лишь два заслуживающих внимания места. В первом говорится об образе корабля (куда плывущего – догадайтесь): «Ступенчатое расположение зданий по рельефу, ажурные лестницы, пандусы-трапы, плоские кровли-палубы и легкие навесы-паруса создают впечатление, будто находишься на огромном корабле». Дальше эта корабельная метафора всплывает еще несколько раз, приоткрывая истоки образности в конструктивистских домах-кораблях и европейском стиле пакетбота. Во втором отрывке, завершающем книгу, говорится о том, что «архитектура Нового Артека близка и понятна детям. Она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его художественный вкус. Она оказывает решающее воздействие на воспитание подрастающего поколения». Заметим, что чем она оказывает влияние – не говорится. Хотя и так понятно: уже названными – свободой, светлостью, современностью и «корабельностью». Заметим также, что у этой легкой и светлой архитектуры, так точно соответствовавшей самой детской, пионерской Утопии, было несколько первоисточников. Источник первый: свободная планировка лагерей восходит к Корбюзье (вспомним, «кривая улица – это улица отдыха»), но не напрямую, а через послевоенные опыты британского градостроительства, через британские же образы курортов (Бексхилл).

Лагерь «Морской». Гостиная корпуса руководителей детей из зарубежных стран
Лагерь «Морской». Гостиная корпуса руководителей детей из зарубежных стран
Лагерь «Горный». Вид с птичьего полета.
Лагерь «Горный». Вид с птичьего полета.
Лагерь «Морской». Корпус «Изумрудный»
Лагерь «Морской». Корпус «Изумрудный»
Лагерь «Прибрежный». Столовая «Грибы»
Лагерь «Прибрежный». Столовая «Грибы»

Источник второй: архитектура легких и свободных павильонов. Они, безусловно современные, но прообразы их можно найти и в конструктивизме, у Н.Б. Соколова (1904–1990), создавшего в 1920-е годы чудесный проект курортной гостиницы с фантастическими павильончиками.

Источник третий: уже упоминавшиеся дома-коммуны, а также санатории Алваро Аалто и… лагеря (Colonia Marina) фашистской Италии, созданные в 1930-е годы архитекторами-рационалистами (Марио Ридольфи, Джованни Греппи и др.).

Уже само перечисление источников дает представление о том, что работа по составлению образа социалистического детского лагеря не может быть сведена к одному–двум заимствованиям. Перед нами синтез различных образцов, синтез, создавший новую архитектуру. Эта архитектура не была оригинальна в деталях и объемах (как не была оригинальной и вся архитектура оттепели), но она стала оригинальной в комплексе, массе, образе. И весь «Артек», без разделения на лагеря, всю композицию, весь комплекс можно причислить к лучшим образцам не только советской архитектуры. Это и замечательный образец мировой архитектуры модернизма, осложненный и вдохновленный утопическими идеями социализма. Такой плывущий куда-то Земной Рай для детей.

читать на тему: