Кино с Артемом Укроповым: «Развлечься и слегка отманьячить»

Мы знаем Артема Укропова как архитектора бюро Megabudka. Но есть у него и другое направление деятельности — кино, так что специально для читателей ПР он провел мастер-класс, как придумать эффектный сценарий и снять по нему короткометражный фильм. С одной стороны, видеоролики сегодня — важный компонент репрезентации архитектурного проекта, а с другой — между созданием кино и проектированием здания, оказывается, очень много общего.

Необязательная предыстория

Меня всегда привлекали движущиеся картинки и конструктор Lego. Еще в старших классах школы я решал, кем стать: режиссером рекламы или архитектором. Стал архитектором, но желание снимать не пропало, хотя бы в формате хобби. Поэтому не так давно решил усовершенствовать свои навыки в этой области и пошел учиться в Московскую школу кино, постигать азы кинопроизводства. Теперь, после завершения обучения, пожалуй, могу называть себя не только архитектором, но и начинающим режиссером.

В процессе обучения мы проходили все этапы производства, от идеи — к разработке, а потом к реализации. Итоговым продуктом стал короткометражный фильм «Сквозняк», где я выступил автором сценария, режиссером и монтажером. Очень забавно, но в какой-то момент, по мере погружения в работу над проектом, стали вырисовываться четкие параллели между архитектурным проектированием и созданием фильма. И чем дальше, тем больше становилось явных пересечений.

Здесь, на основе собственного опыта работы над короткометражным фильмом «Сквозняк», я опишу этапы работы над фильмом, а также разработки сценария с применением архитектурного подхода. Не знаю, как типичный читатель ПР сможет применить эту информацию, но, возможно, это наведет его на какие-то мысли.

Этапы

Для начала разберемся со стадийностью. Обычно режиссер или сам инициирует работу над проектом и, разработав первоначальную концепцию, ищет инвесторов, или его приглашает продюсер (читай — девелопер) под определенный проект. Уже здесь прослеживаются явные аналогии с проектированием и строительством. Посмотрим на стандартные этапы работы над фильмом глазами архитектора.

Препродакшн, или этап подготовки к съемкам, можно разделить на три части:

1.1. Концепция. На этом этапе делается набросок идеи, подбираются аналоги.

1.2. Если все ОК, переходим к разработке сценария (читай — стадия Проект).

1.3. Когда сценарий готов, выдаются ТЗ всем «смежникам», каждый из которых разрабатывает свой отдельный раздел. Контролирует разработку режиссер и/или продюсер. На этом этапе делаются раскадровки (визуализации), считается смета, разрабатываются декорации, производится поиск съемочных локаций, подбираются актеры и т. д.

Продакшн — собственно съемки, в ходе которых режиссер выполняет «авторский надзор».

Постпродакшн — итоговый этап работы над фильмом, который может занимать времени куда больше, чем сами съемки. Здесь выполняется монтаж, рисуются спецэффекты, накладывается музыка и т. д.

Прокат — можно провести аналогию с вводом в эксплуатацию. 

Первичная идея

Процесс придумывания идеи для фильма очень похож на придумывание архитектурного образа. Поэтому допустимо применить здесь архитектурный аналитический подход. Отправная точка для разработки сценария — первичная идея. Здесь можно зацепиться за проблематику, подсмотреть сюжет в жизни, взять за основу маркетинговые исследования или использовать всякие другие творческие методы.

Предположим, изначально был сформирован список из 10 первичных идей. Чтобы решить, какую идею взять за основу, нужно понять ее «относительную ценность», т. е. отношение ее потенциала и уникальности к производственным затратам. Кстати, здесь архитекторам стоило бы, наоборот, перенять опыт сценаристов и оценивать свои архитектурные идеи с точки зрения их относительной ценности, а это делают далеко не все архитекторы… В данном случае идеи оценивались по следующим критериям (речь идет о короткометражном фильме, в полнометражном критериев может быть больше):
• возможность потенциального развития интересной истории;
• предполагаемое кол-во локаций и актеров (чем меньше, тем лучше);
• яркий визуальный образ;
• новизна идеи;
• возможность съемки в зимнее время.
По сумме показателей выбрана идея: сквозняк, источник которого трудно установить.

илл. 1
илл. 1
илл. 2
илл. 2

Развиваем идею

Что такое сквозняк? Сквозняк — это ветер в доме. Поэтому для сквозняка необходимо как минимум две составляющие — ветер и дом. Также необходим объект действия сквозняка. Этот объект априори находится внутри дома. Сквозняк же действует снаружи и проникает внутрь [ил. 1]. Значит, сквозняк это нечто, что изначально в доме не находится. Казалось бы, это очевидно, но для построения правдоподобной истории нам важно понимать, что откуда берется и как работает; даже если это выдуманный мир, нужно придумать для него четкие законы и правила функционирования и не нарушать их, иначе зритель не поверит.

Теперь разберемся с главными героями и их целями. Кто Протагонист (далее — П), а кто Антагонист (далее — А)? Начнем со сквозняка. Если сквозняк сам является П или А, тогда по сценарным правилам его необходимо выразить в одушевленном персонаже (обстоятельства сами по себе не могут быть Антагонистом). Или сквозняк — всего лишь обстоятельство, но кто в таком случае находится в доме — А или П? Или там вообще несколько человек (с точки зрения производства — чем меньше, тем лучше)? Какой у них пол и возраст, и кем они друг другу приходятся? [ил. 2]

Чтобы разобраться, составляем относительную взаимосвязь.
• Если сквозняк — обстоятельство, то в доме — два персонажа, А и П, которые противостоят друг другу.
• Если сквозняк — А, то противостоит ему или один П, или группа из двух П, или П и его соратник.
• Если же сквозняк — П, то в доме — А, и тогда сам сквозняк уже не будет для зрителя загадкой.

Идем дальше. Для фильма лучше, чтобы П и А контрастировали. Так легче построить конфликт, и за их взаимодействием интереснее будет наблюдать. Конфликт — основа драматургии, если нет конфликта, то фильм автоматически попадает из категории жанрового кино в категорию авторского, а мы снимаем жанровый фильм. Решено пойти по самому простому пути — пусть для начала П и А будут иметь разный пол. Составим таблицу, в которой проанализируем возможные варианты распределения ролей, характеристик, взаимных отношений и целей.

Вписываем в таблицу все возможные варианты пар П — А, у каждого указываем первичную цель, возможную мотивацию и краткую характеристику.

К полученной таблице применяем следующие ограничения:
• минимальное кол-во локаций (в идеале — одно помещение);
• девушка в кадре должна быть чаще, чем парень (на девушку интереснее смотреть);
• убираем все диалоги (чтобы не тратить время на перевод и чтоб фильм воспринимался более интернационально);
• плюс источник сквозняка должен оставаться загадкой. Получаем: парень-сквозняк А действует на девушку П, которая находится в доме [ил. 3].

Цели и мотивации

Хорошо. А каким конкретно образом парень действует на девушку и что он от нее все-таки хочет? Для этого составим следующую таблицу возможных целей парня-сквозняка с иерархией по жестокости.

А. скорее положительные:
• выразить любовь
• поздравить
• дружить
• флиртовать
• развлечься

Б. скорее нейтральные:
• секс
• наблюдать
• исследовать
• спасти/защитить

В. скорее отрицательные:
• напугать
• украсть
• отманьячить
• убить

Введем дополнительные ограничения с учетом ожидаемой аудитории и того, что эта аудитория хочет видеть на экране:
• парни хотят видеть симпатичную девушку и секс;
• девушкам нравятся симпатичные парни и романтика;
• пенсионерам не нравятся мерзости;
• детям нужен движняк и сказка;
• эстетам — тонкость, странность, неоднозначность, красивая картинка.

И субъективные желания режиссера:
• исключить убийства;
• ориентироваться на максимально широкую аудиторию.

В результате резко сокращается количество вариантов характера действий и мотиваций парня-сквозняка.

Пробуем объединить то, что осталось.

Итак, парень-сквозняк хочет:
• выразить любовь и перейти к сексу;
• пофлиртовать и немного напугать;
• понаблюдать и немного исследовать;
• развлечься и слегка отманьячить.

Какой же из всего этого получается жанр? Получается немного сюрная романтическая комедия. Если ориентироваться на категории Блэйка Снайдера1, то выходит совмещение «монстра в доме» и «джинна из бутылки».

Соответственно, будем играть по предложенным в его классификации правилам. Набрасываем возможные варианты основной темы фильма:

• Девушка замкнута в своем мире, парень пытается помочь ей, раскрепостить, т. к. испытывает к ней симпатию.
• Девушка мнительная и подвержена мистике. Ей никто не верит. Парень хочет доказать, что ее догадки верны, и поэтому играет с ней.
• Девушка открытая и ветреная, со всеми флиртует. Парень давно за ней наблюдает, влюблен и проникает в ее квартиру, чтобы подглядывать. Но тут у нее появляется новый ухажер / объект страсти. Парень ревнует и пытается отвлечь / напугать / проучить.
• Парень нападает на девушку с целью сексуально поразвлечься, думая, что девушка скромная и нерешительная, но она оказывается не так проста.
• Девушка надменная и неприступная. Парень симпатизирует ей и пытается укротить.
• Парень проводит эксперимент от скуки (или по делу). Смотрит, как реагируют девушки. Эта реагирует очень неожиданно — она не боится его, а подыгрывает. Такая реакция располагает его к девушке.
• Сквозняк — уже не в первый раз. Девушка заранее укутана и готова к сквозняку. Но в этот раз сквозняк проявляет себя более активно. Девушка пытается доказать домашним, что сквозняк все-таки есть, но ей никто не верит. Тогда девушка вступает с ним в сражение и дает отпор. Парень в этом варианте — скучающий бабник.
• Девушка милая, нелюдимая, сидит с книжками дома. Парень в нее влюблен и хочет познакомиться, применяя свою ветреную способность, на которую она реагирует не так, как ожидалось.

Тестируем на фокус-группе, проверяем на жанр и категорию, совмещаем некоторые варианты. Вспоминаем, что П по сценарным правилам должен двигать сюжет. В нашем фильме девушка — основное действующее лицо. Как говорилось выше, цель П должна быть противоположена цели А. Получаем логлайн (краткую аннотацию к фильму, передающую суть истории):

Мнительной девушке начинает сильно дуть. Она пытается найти и устранить внешний раздражитель, который мешает ей поддаться романтичным мечтам о парне из окна напротив, но что бы она ни делала, загадочный источник не дает себя обнаружить…

илл. 3
илл. 3

Персонажи

Теперь попробуем описать парня-сквозняка с учетом всего того, что он вытворяет.

Характеристика: 22–30 лет, сексуальный плохиш, с виду холодный, симпатичный и стройный, модная, чуть растрепанная прическа (он же ветер), томный и слегка маньячный взгляд.

Характер: ветреный, приколист, экстраверт, озорной, любит наблюдать.

Хобби: соблазнять и раскрепощать скромных девушек.

Со Сквозняком мы разобрались, переходим к П. Лучше, если их характеры и характеристики будут сильно отличаться. Пойдем от этого и пропишем Девушку подробнее.

Характеристика: 18–22 года, серая мышка, волосы собраны, стройная, скрытая красота, инфантильная, живет с родителями, невысокая, творческая, скрытая сексуальность, хороший вкус и манеры.

Характер: интроверт, закрытая, живет в собственном мире, послушная дочь, избегает общения с реальными парнями. Важно, чтобы к концу фильма девушка изменилась, например, вышла из своего кокона — П обязательно должен меняться.

Мечты: мечтает о неординарном парне (не банальном принце на белом коне — фу!), красивом плохише, чтобы он ради нее сделал что-то особенное, как супергерой без сверхспособностей (у нее же реальные фантазии, чуть на грани); в реальности же все парни, которые ее окружают, подкатывают слишком прямолинейно или вовсе не замечают ее; подсознательно все же мечтает о сказке.

Хобби: поэтому она увлекается фильмами/комиксами с соответствующими историями; или фантазирует, наделяя незнакомых парней особыми качествами, и придумывает истории с их и своим участием (фантазии, в силу возраста, заходят достаточно далеко).

Структура

Переходим к структуре. Базу строим на классической трехактной схеме (первый акт — экспозиция или завязка, второй — основное действие, третий — финальная часть). На протяжении фильма усиливаем градус воздействия, от легкой игры к легкому насилию [ил. 4]. В середине — центральный переломный момент: девушка перестает бояться и сама проявляет инициативу. Предусматриваем альтернативные бонусные финалы с целью продлить интерес к фильму для показа в интернете. Здесь будет несколько вариантов раскрытия того, кем на самом деле может являться парень-сквозняк.

Переходим непосредственно к написанию сценария. Переводим все, что придумали, в таблицу, делим на акты, поворотные точки в актах, сцены.

Проверяем каждую сцену по следующим параметрам:

• подтверждение мотивации П и А;
• характер их действий и их усиление;
• суть конфликта в сцене;
• информационная оправданность сцены;
• «фишка» и интерес для зрителя.

Таким образом пишем весь сценарий и минимизируем возможные производственные ошибки. Постепенно, по мере согласования, добавляем новые столбцы и новую информацию для превращения табличного сценария в полноценный документ для взаимодействия между департаментами (художниками, операторами, звукорежиссерами и т. д.) и работы непосредственно на съемочной площадке. Этот табличный метод годится не только для написания сценария, он оказался более универсален. Мы в «Мегабудке» используем аналогичные подходы в работе над проектами.

илл. 4
илл. 4

Итоговый сценарий2

ИНТ.3 СПАЛЬНЯ ДЕВУШКИ. ДЕНЬ

Творческая атмосфера. На стенах плакаты с фильмами (в т. ч. «Охотники за привидениями»), коллажи. На столе ножницы и начатый коллаж из постеров. Окно приоткрыто — проветривается. За окном — облачно.

Входит молодая Девушка в длинной майке и очках. Динамично пылесосит, слушает музыку (саундтрек характерного фильма, раскрывающего ее пристрастия), своеобразно пританцовывает и фантазирует (что-то приговаривает, мимика переменчивая, яркая, резко вертит головой, использует пылесос не по назначению).

Выключает пылесос. Чихает. Подходит к окну, с намерением закрыть форточку. За окном идет снег. Замечает в окне напротив Парня (форточка / окно открыто), который сидит на подоконнике, в пол-оборота отвернувшись от окна, и курит.

Девушка на секунду замирает и с интересом разглядывает Парня (спина / руки спортивные). Парень встает, невзначай поворачивается к окну, чтобы выбросить сигарету (у него симпатичное лицо и стильная прическа), замечает ее. Девушка смущается и быстро прячется за занавеску. Через пару секунд решает снова выглянуть из-за занавески, но так, чтобы ее не заметили. Парня уже нет. Девушка снова чихает, разочарованно закрывает окно.

Устраивает уютную атмосферу: зашторивает тюль, включает торшер, зажигает свечи, обматывает вокруг шеи шарф, закутывается в плед и садится в мягкое кресло. Открывает комикс (например, мангу) с романтичной обложкой. Увлеченно разглядывает и вырезает иллюстрации.

Вдруг прядь ее волос слегка качнулась от ветра.

Девушка встает и закрывает дверь. Замок немного клинит. Девушка зябко поеживается, надевает свитер, продолжает чтение/вырезание.

Ветер перелистывает страницы, сдувает вырезанный фрагмент и гасит свечу.

Девушка заново зажигает свечу, проверяет, не дует ли от окна — не дует. Дует из-под двери? Пододвигает ковер к двери, чтобы закрыть щель.

Но свечка начинается колыхаться из стороны в сторону.

Со стола скатываются конфеты.

Девушка встает на стул и проверяет вентиляцию. Свечку снова задувает. Волосы начинаются активно колыхаться на ветру. Занавеска тоже. Девушка взволнована. Она проверяет окно еще раз — точно закрыто. Начинает беспокоиться, волноваться, оглядывается вокруг. Со стены срывает плакат, волосы уже сильно развиваются.

Девушка начинает паниковать, бежит к двери.

Дверь не открывается. Дергает сильнее — не открывается. У девушки паника. Она суетится, не знает, что делать, боится. Ветер уже чуть ли не с ураганной силой, он разматывает шарф и распускает волосы.

В комнате начинает все падать (тяжелое) и летать (то, что полегче). Девушка понимает, что ей не выбраться. Бросает взгляд на то, что происходит в комнате.

[ЗАМЕДЛЕНИЕ]

И вдруг, вместо ожидаемого кошмара, настороженно начинает разглядывать, как красиво летают лепестки упавшего цветка; невольно бросив взгляд на зеркало, замечает в отражении, как красиво развеваются ее волосы и как причудливо извивается занавеска. Она подставляет руку лепестку.

[НОРМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ]

Вдруг все резко падает, ветер прекращается. Девушка настороженно оглядывается, по комнате разбросаны вещи. Она замечает, что все еще слышен свист. Источник свиста в шкафу (дует между дверец). Она берет ножницы и аккуратно подходит шкафу с боевым настроем. Резко открывает дверцу, но из шкафа вырывается сильнейший ветер, ее с вещами мгновенно отбрасывает на кровать.

Ветер огромной силы пригвоздил ее к кровати. Он пытается задрать свитер. Девушка хватает подушку, чтобы закрыться от ветра, подушка разрывается, перья летят по всей комнате. Ветер задирает свитер и майку, видны трусы. Девушка пытается выбраться, но не может встать с кровати.

Вдруг она замечает оторванный плакат «Охотников за привидениями» (где засасывают привидения в ловушку и стреляют из бластера). Видит пылесос, который находится рядом. Пытается дотянуться. Дотягивается, включает и водит соплом пылесоса перед собой.

Резко все стихает, открывается форточка. Девушка лежит полуголая на кровати, изможденная и немного довольная, сверху падают белые перья.

Она приходит в себя, подходит к окну, чтобы закрыть. Напротив, в окне — парень. На сей раз целенаправленно смотрит прямо на нее. Он сильно растрепан. Лицо довольное и уставшее, улыбается глазами. Он пытается отдышаться и выдыхает. На стекле у Девушки появляется ледяной узор. Девушка слегка улыбается в ответ. 

Заключение

Когда сценарий утвержден и закончен, идет разработка и выпуск остальных материалов, где также можно применять архитектурные навыки. Например, декорации мы разрабатывали в трехмерной модели, а потом вырисовывали на ее основе раскадровки. Благодаря этому обсуждение с операторами и художниками-постановщиками стало намного проще и нагляднее. И это только один из примеров.

По окончании съемок я пошел дальше и сделал сравнительный анализ основных показателей, свойств, определений, встречающихся в архитектуре и кино. Анализ вышел достаточно объемный, это тема для отдельной статьи. Хочется упомянуть здесь только один аспект, особенно любопытный. Оказалось, что архитектура и кино, эти два вида искусств (если рассматривать их как искусства, а не как ремесло) являются базовыми и включают в себя остальные искусства. Этот факт подкрепляет догадку, что не только архитектурные навыки можно применять в кино, но и наоборот. Вообще, возможно заимствовать из кино множество различных свойств, которых в привычной архитектуре нет, и на их основе создавать новые виды архитектуры, новые способы взаимодействия с ней и новые смежные дисциплины.

Кадры со съемок
Кадры со съемок
Кадры со съемок
Кадры со съемок
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма

Примечания

1 Блейк Снайдер (1957–2009) — американский сценарист и продюсер, автор популярной книги «Спасите котика», в которой он делится секретами создания сценариев с высоким коммерческим потенциалом, а также приводит свою классификацию кинематографических жанров и анализирует структуру сценариев наиболее успешных кинокартин — прим.ред.

2 У киношников существуют свои заморочки по поводу формата подачи материала. Неправильно отформатированный сценарий могут завернуть, даже не читая. В частности, принята американская система форматирования сценария с обязательным использованием шрифта Courier New. У меня есть подозрение, что это дань ретроградам Голливуда, использовавшим в былые времена печатные машинки — прим. автора

3 ИНТ. — интерьер, общепринятое киношное сокращение — прим. автора

читать на тему: