Рис. 1. «Дом-Ино» Ле Корбюзье на биеннале архитектуры в Венеции 2014 года

Блуждающие мотивы в современной архитектуре. Расщепление и сборка Коробки и рождение мотива Оболочки

В продолжение серии материалов о таксонометрической системе и структурном тезаурусе современной архитектуры критик Ева Эсс-Саргсян уточняет определение Оболочки, феномен ее рождения в XX-м и развитие в XXI веке.

Архитектурный теоретик, критик и журналист

образование: Bartlett School of Architecture, UCL деятельность: Соучредитель и редактор онлайн энциклопедии модернистской архитектуры АрмАрк www.armarch.net/en

Как было сказано в предыдущей статье, революция в архитектуре, которую привнес модернизм, состоял в том числе и в новом восприятии архитектурного объекта как структуры1, состоящей из отдельных равноценных плоскостных элементов, собранных в единое целое. Такое восприятие структуры противопоставлялось традиционному историческому пониманию архитектуры как замкнутой коробки и открывало возможность развития архитектурной формы по неограниченным сценариям. 

Ле Корбюзье — один из про-отцов модернизма, сломал структуру «Коробки» (хотя парадоксальным образом он же в итоге и собрал ее обратно, хотя и в несколько другом качестве) и освободил стену от необходимости быть частью замкнутой системы. Он показал, что вертикальные элементы, как и горизонтальные могут «жить своей собственной жизнью» (см. дом «Дом-Ино» на рис. 1). 

В идейном смысле рождение новой, свободной архитектурной структуры можно отнести еще и к движению Де Стиль. Основатель движения — голландский художник Тео ван Дусбург — еще в 1924 году писал в своем одноименном журнале: «Новая архитектура разрушила стену и этим убрала разделение между внешним у внутренним». И потом добавлял: «Новая архитектура анти-кубична»2. В описании принципов новой пластичной архитектуры Дусбург дает определение архитектурной структуры как скульптурного, но тектоничного единства отдельных элементов, переосмысляя этим роль каждой составляющей и в отдельности, и в целом.

Рис 2. Модернистские примеры расщепленной Коробки, или раздельно-целостная структура
Рис 2. Модернистские примеры расщепленной Коробки, или раздельно-целостная структура

Этот процесс переосмысления архитектурной структуры и, в основном, несущей стены, «сплетенной» из петель-единиц (камень, кирпич, бревно, и т.д.), можно описать как расщепление архитектурной структуры на смысловые структурные единицы. После такого расщепления модернизм снова собирает архитектурную структуру в целостную «Коробку», но на этот раз вертикальные и горизонтальные плоскости становятся конструктивной, тектонической и смысловой, а также эстетической, даже скульптурной единицей. В результате структура Коробки приобрела в рамках модернистской идеологии несколько новых формально-структурных интерпретаций, которые получили свое разнотипное развитие в еще более скульптурные и экспрессивные формы уже в XXI веке. 

Предвестником одного из таких структурных сценариев, который можно назвать «раздельно-целостной» скульптурной архитектурой, был, конечно же павильон Людвига Мисс ван дер Роэ, в котором он, следуя принципу, предложенному Ле Корбюзье, отказался от замкнутой несущими стенами структуры, заменив их стеклом. В итоге если в плане мы и имеем закрытую, «коробчатую» структуру, то в объемно-пространственном смысле она становится прозрачной до абстрактности. В таких структурах прозрачное стекло и массивное тело стен или горизонтальных плит перекрытий сочетаются в абсолютно асимметричную, свободную композицию, без какого-либо намека на замкнутость Коробки. Этот принцип был широко развернут архитекторами середины века (mid-century modern), в проектах которых архитектурная структура состоит из отдельных вертикальных и горизонтальных элементов, которые могут сочетаться в любой композиции вперемешку с панорамным остеклением от пола до потолка (рис. 2).

Рис. 3. Примеры зданий со структурой Оболочки
Рис. 3. Примеры зданий со структурой Оболочки

Другим важным структурным сценарием, по которому разобранная и заново собранная Коробка продвинулась, — это так называемая Оболочка. Оболочка — это рабочее название структуры, где застекленный фасад выглядит как обрамленный с четырех сторон контур или «рамка» стен и горизонтальных плит пола и крыши (рис. 3). Эта структура отличается от простого панорамного остекления тем, что, благодаря пропорциям, геометрии  и чистоте линий, она акцентирует единство плоскостей, которые как бы перетекают одна в другую и обрамляют, «обертывают» внутреннее пространство. В такой структуре перекрытие пола является самостоятельным элементом, участвующим в общей композиции формы здания. Структура Оболочки превращает здание в целостный и независимый объект, которым можно манипулировать как отдельным структурным элементом. 

Приобретение плиты перекрытия как отдельной структурной единицы и рассматривание здания как целостного объекта уже в XXI веке дали возможность совершенно нового видения объема здания: оно больше не нуждается быть «посаженым» в землю и может свободно фигурировать как модуль или Коробка в виде глубоко выдвигающейся консоли (мотив Тубической Консоли, рис. 4); может быть приподнято или размещено на другой объем (мотив Возвышенных Оболочек и Сот, рис. 5), при этом сохраняя раздельность перекрытий двух объемов, — или быть размещенным прямо на земле как целостный архитектурный объект (рис. 6).

Рис. 4. Мотив Тубической Консоли
Рис. 4. Мотив Тубической Консоли
Рис. 5. Мотив Возвышенных Оболочек
Рис. 5. Мотив Возвышенных Оболочек

Таким образом, сохраняя кажущийся извечным принцип несущих и несомых элементов, мотив, или структура Коробки приобретает новое тектоническое прочтение в виде Оболочки. 

Еще Эрих Мендельсон замечал, что «соотношение между несущими и несомыми конструкциями — эта, кажется, вечная закономерность, — должно тоже пересмотреть свой образ»3. Оболочку можно считать одним из этих новых образов, или выражений несуще-несомой конструктивной системы.  

Несмотря на то, что Оболочка, как и ее предшественник — Коробка, — является довольно простым, можно сказать, базовым структурно-тектоническим решением, в XXI веке она стала интенционным, осознанным архитектурным подходом, тяготеющим к тому, чтобы считаться стилем. И хотя многие архитекторы, использующие эту структуру, или мотив, объясняют ее применение программными или функциональными требованиями, однако нельзя не заметить, что в таких проектах уделяется особое внимание именно тому, чтобы получить сам этот образ Оболочки: визуально чистый контур формальной или структурной оболочки без каких-либо посторонних линий и, по возможности, однородный экран остекления со скрытой рамой и минимальным использованием импостов. И если опять сослаться на определение Секлера — в данном случае его определения тектоники4, — то феномен Оболочки можно объяснить как тектоническую структуру, целью которой является «изобразить», подчеркнуть, сделать визуальным «обволокивающую» работу структуры стен и перекрытий.

Рис. 6. Мотив Заземленных оболочек
Рис. 6. Мотив Заземленных оболочек

Такой образ не может быть просто «побочным продуктом» решения таких программных задач, как соединение внутреннего пространства с внешним, обеспечение панорамного вида наружу, создание целостного пространства и т.д. Есть много примеров зданий, где фигурирует тема полного остекления фасада, но общая архитектурная структура не имеет образ оболочки, а читается скорее просто как фасад или вертикальная поверхность, стена с полным остеклением. В то время как Оболочка — это намеренный и эстетически обдуманный прием, или стиль, который имеет целью передать определенный образ. Обдуманность, интенциональность и есть факторы, делающие этот подход определенным архитектурным приемом, который имеет право претендовать на структурность и войти в вокабулярий современной архитектуры как самостоятельная структурная форма с возможно приобретенными стилистическими или концептуальными коннотациями. 

Однако при всей своей структурной и даже стилистической идиосинкратичности Оболочка в тезаурусе современной архитектуры не имеет определения, и нет конвенционального принятия этой структуры как таковой. По идее это довольно базовая структура, которая родилась в результате эмансипации традиционной замкнутой архитектурной структуры Коробки — или же ее расщепления и переосмысления ее составных элементов. Но несмотря на свою довольно простую, можно сказать, саму собой разумеющуюся форму, Оболочка стала одной из иконических структур и образов XXI века. Вместе с тем Оболочка предопределила и породила множество других структурных подтипов, которые в нашей таксономической системе современной архитектуры формируют разные семейства в домене Оболочек, о которых мы поговорим в следующих статьях. 

Примечания

1 — Здесь мы понимаем термин «структура»  в дефиниции Секлера как «наиболее общую и абстрактную концепцию, относящуюся к системе или принципам организации с целью справиться с силами в здании»: "Structure as the more general and abstract concept refers to system or principle of arrangement destined to cope with forces in a building...", Sekler, E. (1965) Structure, Construction, Tectonics. In Structure in Art and in Science. London: Studio Vista

2 — "De Stijl", том VI, No. 6/7, с. 78-83

3 — "Die Beziehungen zwischen Tragen und Lasten –diese scheinbar fuer immer feststshenden Gesetze –werden auch ihr Bild umdeuten muessen", Erich Mendelsohn, Briefe eines Architekten, O. Beyer ed., Munich (1961), p. 27

4 — "Structure, the intangible concept, is realized through construction and given visual expression through tectonics", p. 92

читать на тему: