-(14938729273).jpeg)
Блуждающие мотивы в современной архитектуре. Расщепление и сборка Коробки и рождение мотива Оболочки
В продолжение серии материалов о таксонометрической системе и структурном тезаурусе современной архитектуры критик Ева Эсс-Саргсян уточняет определение Оболочки, феномен ее рождения в XX-м и развитие в XXI веке.

Архитектурный теоретик, критик и журналист
образование: Bartlett School of Architecture, UCL деятельность: Соучредитель и редактор онлайн энциклопедии модернистской архитектуры АрмАрк www.armarch.net/enКак было сказано в предыдущей статье, революция в архитектуре, которую привнес модернизм, состоял в том числе и в новом восприятии архитектурного объекта как структуры1, состоящей из отдельных равноценных плоскостных элементов, собранных в единое целое. Такое восприятие структуры противопоставлялось традиционному историческому пониманию архитектуры как замкнутой коробки и открывало возможность развития архитектурной формы по неограниченным сценариям.
Ле Корбюзье — один из про-отцов модернизма, сломал структуру «Коробки» (хотя парадоксальным образом он же в итоге и собрал ее обратно, хотя и в несколько другом качестве) и освободил стену от необходимости быть частью замкнутой системы. Он показал, что вертикальные элементы, как и горизонтальные могут «жить своей собственной жизнью» (см. дом «Дом-Ино» на рис. 1).
В идейном смысле рождение новой, свободной архитектурной структуры можно отнести еще и к движению Де Стиль. Основатель движения — голландский художник Тео ван Дусбург — еще в 1924 году писал в своем одноименном журнале: «Новая архитектура разрушила стену и этим убрала разделение между внешним у внутренним». И потом добавлял: «Новая архитектура анти-кубична»2. В описании принципов новой пластичной архитектуры Дусбург дает определение архитектурной структуры как скульптурного, но тектоничного единства отдельных элементов, переосмысляя этим роль каждой составляющей и в отдельности, и в целом.
Этот процесс переосмысления архитектурной структуры и, в основном, несущей стены, «сплетенной» из петель-единиц (камень, кирпич, бревно, и т.д.), можно описать как расщепление архитектурной структуры на смысловые структурные единицы. После такого расщепления модернизм снова собирает архитектурную структуру в целостную «Коробку», но на этот раз вертикальные и горизонтальные плоскости становятся конструктивной, тектонической и смысловой, а также эстетической, даже скульптурной единицей. В результате структура Коробки приобрела в рамках модернистской идеологии несколько новых формально-структурных интерпретаций, которые получили свое разнотипное развитие в еще более скульптурные и экспрессивные формы уже в XXI веке.
Предвестником одного из таких структурных сценариев, который можно назвать «раздельно-целостной» скульптурной архитектурой, был, конечно же павильон Людвига Мисс ван дер Роэ, в котором он, следуя принципу, предложенному Ле Корбюзье, отказался от замкнутой несущими стенами структуры, заменив их стеклом. В итоге если в плане мы и имеем закрытую, «коробчатую» структуру, то в объемно-пространственном смысле она становится прозрачной до абстрактности. В таких структурах прозрачное стекло и массивное тело стен или горизонтальных плит перекрытий сочетаются в абсолютно асимметричную, свободную композицию, без какого-либо намека на замкнутость Коробки. Этот принцип был широко развернут архитекторами середины века (mid-century modern), в проектах которых архитектурная структура состоит из отдельных вертикальных и горизонтальных элементов, которые могут сочетаться в любой композиции вперемешку с панорамным остеклением от пола до потолка (рис. 2).
Другим важным структурным сценарием, по которому разобранная и заново собранная Коробка продвинулась, — это так называемая Оболочка. Оболочка — это рабочее название структуры, где застекленный фасад выглядит как обрамленный с четырех сторон контур или «рамка» стен и горизонтальных плит пола и крыши (рис. 3). Эта структура отличается от простого панорамного остекления тем, что, благодаря пропорциям, геометрии и чистоте линий, она акцентирует единство плоскостей, которые как бы перетекают одна в другую и обрамляют, «обертывают» внутреннее пространство. В такой структуре перекрытие пола является самостоятельным элементом, участвующим в общей композиции формы здания. Структура Оболочки превращает здание в целостный и независимый объект, которым можно манипулировать как отдельным структурным элементом.
Приобретение плиты перекрытия как отдельной структурной единицы и рассматривание здания как целостного объекта уже в XXI веке дали возможность совершенно нового видения объема здания: оно больше не нуждается быть «посаженым» в землю и может свободно фигурировать как модуль или Коробка в виде глубоко выдвигающейся консоли (мотив Тубической Консоли, рис. 4); может быть приподнято или размещено на другой объем (мотив Возвышенных Оболочек и Сот, рис. 5), при этом сохраняя раздельность перекрытий двух объемов, — или быть размещенным прямо на земле как целостный архитектурный объект (рис. 6).
Таким образом, сохраняя кажущийся извечным принцип несущих и несомых элементов, мотив, или структура Коробки приобретает новое тектоническое прочтение в виде Оболочки.
Еще Эрих Мендельсон замечал, что «соотношение между несущими и несомыми конструкциями — эта, кажется, вечная закономерность, — должно тоже пересмотреть свой образ»3. Оболочку можно считать одним из этих новых образов, или выражений несуще-несомой конструктивной системы.
Несмотря на то, что Оболочка, как и ее предшественник — Коробка, — является довольно простым, можно сказать, базовым структурно-тектоническим решением, в XXI веке она стала интенционным, осознанным архитектурным подходом, тяготеющим к тому, чтобы считаться стилем. И хотя многие архитекторы, использующие эту структуру, или мотив, объясняют ее применение программными или функциональными требованиями, однако нельзя не заметить, что в таких проектах уделяется особое внимание именно тому, чтобы получить сам этот образ Оболочки: визуально чистый контур формальной или структурной оболочки без каких-либо посторонних линий и, по возможности, однородный экран остекления со скрытой рамой и минимальным использованием импостов. И если опять сослаться на определение Секлера — в данном случае его определения тектоники4, — то феномен Оболочки можно объяснить как тектоническую структуру, целью которой является «изобразить», подчеркнуть, сделать визуальным «обволокивающую» работу структуры стен и перекрытий.
Такой образ не может быть просто «побочным продуктом» решения таких программных задач, как соединение внутреннего пространства с внешним, обеспечение панорамного вида наружу, создание целостного пространства и т.д. Есть много примеров зданий, где фигурирует тема полного остекления фасада, но общая архитектурная структура не имеет образ оболочки, а читается скорее просто как фасад или вертикальная поверхность, стена с полным остеклением. В то время как Оболочка — это намеренный и эстетически обдуманный прием, или стиль, который имеет целью передать определенный образ. Обдуманность, интенциональность и есть факторы, делающие этот подход определенным архитектурным приемом, который имеет право претендовать на структурность и войти в вокабулярий современной архитектуры как самостоятельная структурная форма с возможно приобретенными стилистическими или концептуальными коннотациями.
Однако при всей своей структурной и даже стилистической идиосинкратичности Оболочка в тезаурусе современной архитектуры не имеет определения, и нет конвенционального принятия этой структуры как таковой. По идее это довольно базовая структура, которая родилась в результате эмансипации традиционной замкнутой архитектурной структуры Коробки — или же ее расщепления и переосмысления ее составных элементов. Но несмотря на свою довольно простую, можно сказать, саму собой разумеющуюся форму, Оболочка стала одной из иконических структур и образов XXI века. Вместе с тем Оболочка предопределила и породила множество других структурных подтипов, которые в нашей таксономической системе современной архитектуры формируют разные семейства в домене Оболочек, о которых мы поговорим в следующих статьях.
Примечания
1 — Здесь мы понимаем термин «структура» в дефиниции Секлера как «наиболее общую и абстрактную концепцию, относящуюся к системе или принципам организации с целью справиться с силами в здании»: "Structure as the more general and abstract concept refers to system or principle of arrangement destined to cope with forces in a building...", Sekler, E. (1965) Structure, Construction, Tectonics. In Structure in Art and in Science. London: Studio Vista
2 — "De Stijl", том VI, No. 6/7, с. 78-83
3 — "Die Beziehungen zwischen Tragen und Lasten –diese scheinbar fuer immer feststshenden Gesetze –werden auch ihr Bild umdeuten muessen", Erich Mendelsohn, Briefe eines Architekten, O. Beyer ed., Munich (1961), p. 27
4 — "Structure, the intangible concept, is realized through construction and given visual expression through tectonics", p. 92