Как одна мануфактура смогла превратить Иваново сначала в «города невест», а потом в город студентов

Рассказываем историю большого производственного комплекса, который в ближайшие годы станет одним из крупнейших в России образовательных кластеров.

XVIII-XIX века. Новый поставщик императорского двора

На самом деле ансамбль нынешней БИМ, расположенный в самом сердце Иваново, появился в результате слияния двух ткацких фабрик. История старейшей из них (а вместе с ней и Большой ивановской мануфактуры) берет свое начало в 1751 году, когда крестьянин Михаил Ямановский открыл на правом берегу Уводи одну из первых в селе Иванове полотняных мануфактур. Именно наследники Ямановского позже продали ткацкие корпуса и ряд других строений владельцам Куваевской мануфактуры, которая была основана Яковом Куваевым в 1793 году. К 1817 году на нынешней улице Садовой у Куваевых уже был построен каменный набойный корпус, где производилась ручная выработка ситца. А согласно некоторым источникам следует, что в середине XIX века для строительства нового ситценабивного корпуса Куваевы выкупили участок земли как раз напротив фабрики Ямановского, тоже у реки Уводь. И к тому моменту, когда было учреждено «Товарищество Куваевской мануфактуры», старая куваевская фабрика на Садовой улице ликвидирована и принято решение выкупить ткацкую мануфактуру Ямановского (что и произошло в 1916 году), Куваевская мануфактура уже стала одной из крупнейших по производительности среди предприятий Иваново, отличаясь высоким темпом развития. В 1874 г. здесь выработано 120 тыс. кусков ситца, в 1887 г. — 660 тыс. кусков и отбелено еще 700 тыс. кусков для отправки на другие фабрики, в 1889 г. произведено в общей сложности 1,5 млн. кусков материи. В 1886 году здесь при изготовлении варочных кубов из листового железа впервые в промышленных целях была применена электросварка, изобретенная Н.Н. Бенардосом. Благодаря использованию наиболее современных для того времени печатных машин, товар Куваевской мануфактуры отличался очень высоким качеством, и на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году товарищество удостоилось высшей награды для коммерческого предприятия — Государственного герба поставщика императорского двора.

Ткани Куваевской мануфактуры отличались сложными цветовыми сочетаниями — во многом благодаря талантливому колористу Владимиру Плужанскому. Он окончил за границей школу колористов и некоторое время работал на Прохоровской Трехгорной мануфактуре в Москве, где существовала лаборатория с изысканиями в области текстильных красителей и технологий.

В целом по количеству сортов тканей, качеству отделки, разнообразию и постоянному обновлению рисунков Товарищество Куваевской мануфактуры было одним из лидеров на российском текстильном рынке начала XX века. Правление Куваевской мануфактуры выписывало большое количество заграничных абонементных образцов ткани, чтобы следовать веяниям моды. Копируя эти образцы, ученики совершенствовались в искусстве текстильного орнамента в фабричной мастерской. Возглавлял рисовальную мастерскую французский художник Эрнест Лербье. В 1903 году на фабрике работало 15 художников.

Формирование исторического ансамбля. Объединяя Иваново и Воскресенск

Начинал проектирование фабрики городской архитектор Пётр Троицкий. В 1890-е его дело продолжили Пётр Беген и Федор Штольба, в 1900-е — Сергей Напалков. В 1876 году на нынешней улице Батурина была выстроена каменная ситценабивная фабрика. В 1883 году были завершены ещё два двухэтажных соединённых вставкой корпуса, в которых располагалось отделочное производство. В 1887 году к центральной части южного отделочного корпуса пристраивается электростанция. В том же году со стороны Александровской улицы (проспект Ленина) было построено здание конторы товарищества. На рубеже 1880-90-х оба главных корпуса надстраиваются третьим этажом и получают единое декоративное оформление. В 1913 году построено здание электростанции между надстроенными в этот же период корпусами. А в 1916-м, как мы уже знаем, две фабрики, располагавшиеся на противоположных берегах реки (Ямановских — со стороны Иваново, Куваевых — со стороны Вознесенской слободы) объединились в одну. Таким образом, фабрика уже тогда стала своеобразным символом нового города — Иваново-Вознесенска (куда, напомним, после революции даже хотели перенести столицу нового советского государства), а затем и Иваново. Самое удивительное, что мануфактура сохраняла этот статус на протяжении практически всех последующих 120 лет.

После национализации. Инновационная и прогрессивная фабрика-лаборатория

Простояв без дела всего чуть больше года, 27 сентября 1920-го фабрика, которая теперь называлась Большой Иваново-Вознесенской мануфактурой (БИВМ), вновь набрала рекордные темпы работы. Несмотря на то, что среди сотрудников насчитывался небывало высокий для ситцевого производства — 60 — процент женщин (отсюда и «город невест»), рабочие БИВМ систематически перевыполняли все установленные нормы. Кроме того, мануфактура в ее новом виде и качестве продолжила славные традиции технологических и художественных изысканий.

Так, в течение 1927-1928 гг. во время строительства новой отбельной фабрики впервые в Советском Союзе машины были смонтированы аггрегатным способом, а в производство внедрен новый, прогрессивный способ отбелки ткани непрерывным потоком, разработанный химиком БИВМ И. А. Зверевым. После проведенной реконструкции мощность отбельного цеха увеличили почти вдвое, а производительность труда рабочих выросла в 2,5 раза. А для более успешного осуществления на практике новых рационализаторских предложений в 1938 году при фабрике была организована экспериментальная мастерская. Кроме того, в 1920-е годы на предприятии размещалась Центральная рисовальная мастерская вновь образованного Иваново-Вознесенского государственного текстильного треста. Руководство мастерской поручили П.Г. Леонову — опытному художнику, имевшему почти полувековой стаж работы в промышленности.

В 1962 году Большую Ивановскую мануфактуру переименовали в Ткацко-отделочную фабрику им. О. А. Варенцовой. Она продолжала оставаться одной из основных отделочных фабрик Ивановской области и флагманом текстильной индустрии. За освоение новых рациональных способов отделки ткани ее называли «фабрикой-лабораторией». Кроме разнообразных и красивых ситцев она вырабатывала майю, вольту, сатин, шифон, канифас, крепе, шерстянку и другие сорта набивных, гладкокрашенных и отбельных хлопчатобумажных тканей.

С 1960-х годов на БИМ внедрялись непрерывные технологические процессы беления, крашения и отделки тканей; технология непрерывного щелочно-перекисного беления тканей, опалка на газопильных машинах, технология получения малоусадочной и малосминаемой отделки вискозных тканей и др. В набивке тканей широко применялись красители, позволяющие получать ткани с хорошим оформлением и высокой прочностью окраски.

Однако в 1990-е годы бывшую Куваевскую мануфактуру, некогда знаменитую на всю Россию, постигла участь большинства советских предприятий. Не выдержав испытания неокапитализмом, БИМ быстро стала убыточной, растеряла мощности и сотрудников и в 2008 году была окончательно закрыта. Часть корпусов оказалась заброшена, часть сдали в аренду. Но на этом славная история Большой ивановской мануфактуры, к счастью, не закончилась.

 

Новая жизнь. Межвузовский кампус

Долгие годы после закрытия фабрики, несмотря на усилия местных активистов и профессионального архитектурного сообщества, возродить территорию и превратить ее в подобие ARTPLAY или любого другого креативного кластера на стыке делового и торгового центра никак не удавалось: большие площади требовали крупных арендаторов, больших инвестиций и, как следствие, большой идеи. Которая наконец-то нашлась.

В 2021 году шесть ивановских вузов и два НИИ включились в конкурс Министерства науки и высшего образования России с тем, чтобы создать на территории БИМ единый межвузовский кластер международного уровня, где будут внедрять новые образовательные программы на стыке разных дисциплин и вестись научные разработки. То есть будет происходить все то же, что здесь делали на протяжении всей истории фабрики, но уже в более обобщенном и глобальном формате.

Социологические опросы среди студентов показали нехватку качественных общежитий, коворкингов, спортивной инфраструктуры и современных образовательных пространств — фаблабов, лабораторий, библиотек, — а также заинтере-сованность в появлении коливингов.

Задача на выходе — через несколько лет иметь не просто пространство с хорошей жилой и социо-культурной инфраструктурой в центре города. И даже восстановление комплекса зданий Ивановской мануфактуры не является конечной целью. Задача мастер-плана Иванова, разработанного Центром территориального развития Ивановской области, главным образом содержательная: город должен получить статус крупного образовательного центра.

При этом проект кампуса — лишь часть более общей концепции комплексного развития локальной территории вокруг набережной реки Уводь от Театрального моста до улицы Громобоя. Значимой ее частью становятся зеленые связи — парки, скверы и набережные, которые соединят всю образовательную инфраструктуру Иванова воедино.

В 2022 году Правительство РФ официально одобрило и утвердило идею. Важно, что новое образовательно-культурное пространство сохранит историческое название: «Большая ивановская мануфактура». А в 2023 году — в знак предчувствия предстоящих перемен — БИМ принимает участие во Всероссийском фестивале «Ночь заводов». Две инсталляции, которые увидят гости фестиваля, посвящены как раз-таки будущим трансформациям территории.

Окна центрального фасада засветятся и «заговорят» голосами как станков и рабочих, так и новых обитателей БИМ — студентов. А световая инсталляция «Поиск» отразит современных этап жизни мануфактуры, когда мысли и намерения внешних сил пытаются проникнуть в ее пространство с тем, чтобы изучить и понять.

Первый проект межвузовского кампуса в Иваново мы публиковали в ПР100 и будем внимательно следить за его реализацией, а зарегистрироваться на Ночь заводов 12 августа еще не поздно тут

читать на тему: