Плавучая школа NLE в Макоко

Большая перемена: новые подходы к проектированию школ

Еще 50 лет назад ничто не предвещало, что в авангарде архитектуры окажутся не музеи, не театры и даже не жилье, а школьные здания. Публикуем обзорную статью о трендах в образовательной среде из номера «Проект Россия»-83, посвященного типологии школ.

Индустриальный мир вращался вокруг природных ресурсов и производственных технологий, трансформирующих эти ресурсы в материальные блага. Десятки лет конвейер по воспроизводству благ работал исправно, пока вдруг не выяснилось, что в постиндустриальном мире — мире информации — главным природным ресурсом стал человек. И он же оказался носителем релевантных технологий преобразования. «Воспроизводить» больше нельзя — только адаптировать, приспосабливать и развивать. Единственная выгодная инвестиция — инвестиция в человеческий капитал. В списке базовых потребностей, сразу после еды и питья, возникло образование. Сама же по себе школа стала манифестом всех глобальных процессов в мире и обществе, оказалась на «передовой» в борьбе за лучшую жизнь в будущем. 

Мобильность и модульность

Тема Венецианской биеннале 2016 года под кураторством чилийского архитектора Алехандро Аравены так и звучала  — «Репортаж с фронта». Весь мир заговорил об архитектуре в контексте решения острых социальных проблем. И как объяснить тот факт, что две награды из четырех достались проектам, связанным с образованием, как не тем, что оно и есть самая острая социальная проблема? 

У ста тысяч жителей Макоко —  района трущоб в Лагосе, крупнейшем по численности населения городе Нигерии, —  дефицит продуктов питания и рабочих мест. Они живут в домах под постоянной угрозой затопления. У них нет дорог, земли и вообще какой бы то ни было инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность. Но вот в Нигерию возвращается Кунле Адейеми из бюро NLE (что после учебы в Европе у Рема Колхаса само по себе удивительно) и тратит год своей жизни даже не на строительство новых удобных домов, а на проектирование плавучей школы — ее воспроизведенный в точном размере аналог в водах на территории венецианского Арсенала получил на биеннале «Серебряного льва».

А-образное сооружение высотой 10 м и размером 10х10 м в плане — идеальная форма для плавучего объекта благодаря низкому расположению центра гравитации. Это обеспечивает ему баланс даже при сильных ветрах, и в экстремальных погодных условиях конструкция выдерживает на борту одновременно до ста взрослых человек. Она устойчива к штормам и адаптируется к постоянно изменяющемуся уровню воды. На поверхности конструкцию удерживают 16 модулей по 16 пластиковых пустых баллонов — в них в перенаселенном Лагосе недостатка нет. Экономичный каркас изготовлен из местного бамбука и дерева с окрестных лесопилок.

Плавучая школа NLE. Фнукциональная схема
Плавучая школа NLE. Фнукциональная схема
Плавучая школа NLE. Конструкционная схема с низко расположенным гравитационным центром
Плавучая школа NLE. Конструкционная схема с низко расположенным гравитационным центром
Хотя первый концепт школы уничтожен, в перспективе конструкцию Кунле Адейеми можно использовать для строительства целых плавучих деревень
Хотя первый концепт школы уничтожен, в перспективе конструкцию Кунле Адейеми можно использовать для строительства целых плавучих деревень
В рамках проекта Plan Selva в бассейне реки Амазонки планируется построить порядка 24 школ. Разработанная модульная система позволит легко компоновать здание под каждый конкретный участок
В рамках проекта Plan Selva в бассейне реки Амазонки планируется построить порядка 24 школ. Разработанная модульная система позволит легко компоновать здание под каждый конкретный участок

У плавучей школы общей площадью 220 м2 три этажа. Первый — это открытая игровая площадка для перемен и собраний. В неучебное время она подходит для встреч местного сообщества — до сих пор в этом безземельном краю понятие «общественное пространство» отсутствовало как класс. На втором, закрытом уровне от 60 до 100 учеников можно разместить в 2–4 классных комнатах. Боковые лестницы соединяют открытую площадку и классы с мастерской на третьем уровне.

Простая и вместе с тем инновационная структура отвечает всем стандартам устойчивости: переработка органического мусора (пластиковые бутылки), минимальный углеродный след (местное сырье и отсутствие «грязных» строительных работ), использование возобновляемых источников энергии (на деревянных рейках закрепляются солнечные батареи и собирается дождевая вода). Она мобильна, и ее легко возвести где угодно — в том же Макоко, но уже для других целей: приспособить под рынок, поликлинику, место развлечений или жилье. Единственное «но» — «пилотная» школа, спустя две недели после триумфа в Венеции, была-таки опрокинута во время шторма. Но Адейеми утверждает, что первая итерация разработанной им конструкции и не была рассчитана на длительное использование (школу спустили на воду в 2013 году). И прямо сейчас разрабатывается новый усовершенствованный вариант, у которого еще есть шанс дать африканским детям доступ к образованию и хотя бы чуть более комфортному существованию.

В чем-то схожую проблему, но усложненную многолетним конфликтом, решали архитекторы Перу, разрабатывая типовые модульные проекты «непотопляемых» школ для Амазонии. Соблазнившись на богатства амазонских дождевых лесов, перуанцы веками подавляли коренное население, безуспешно навязывая свои обычаи и образ жизни. Но даже под угрозой истребления те не поддались — и вот теперь, наконец, «белым флагом» должен стать Plan Selva — совместное и повсеместное возведение школ. Польза будет всем. Сейчас амазонские дети вынуждены тратить на дорогу до школы в среднем 5 часов в одну сторону! И лишь в 15% из них есть свет, вода и канализация. Перуанцы, в свою очередь, привлекая к строительству местное население, получат шанс сблизиться с ними и, как знать, — тоже чему-нибудь научиться. Удалось же как-то обитателям амазонского бассейна выжить самим и сохранить уникальную экосистему места. Подобные навыки цивилизованному миру в наши дни не помешают.

Энергоэффективность и устойчивость

О них много говорят, но среди школьных зданий не так много примеров по-настоящему «зеленой» архитектуры. Между тем, если мы всерьез заботимся об устойчивом будущем, о нем нужно рассказывать детям с младых лет и популяризировать энергоэффективные технологии всеми доступными способами. Удачный в этом смысле пример  —  новая начальная школа, открывшаяся в 2015 году в одном из пяти муниципальных районов Нью-Йорка — Статен-Айленде. Авторами проекта общей площадью 6317 м2 и рассчитанного на 444 ученика выступили архитекторы компании SOM. 

Помимо «волнистости» бетона на фасадах и разноцветья оконных рам, главная особенность двухэтажного строения  —  кровля-навес, собранная из рядов панелей с фотоэлементами: они переводят солнечную энергию в электрическую. Но здание не просто само производит электричество — оно тратит его на 50 % меньше, чем типовая школа в Нью-Йорке. 

Заранее изготовленные бетонные блоки имеют такую форму и систему креплений, что для воздуха и пара создается непреодолимый барьер. Солнечная энергия дает свет и нагревает воду. Температуру воздуха в здании регулируют тепловые насосы, которые «выкачивают» энергию напрямую из земли. Наконец, у школьных помещений, простых по форме в плане, прихотливых очертаний криволинейные потолки. Установленные под углом светоотражающие потолочные панели, работая в тандеме со световыми фонарями в кровле, доставляют естественный свет в самые дальние уголки здания. В результате потребности в искусственном освещении сведены к минимуму. Коридоры увеличенной высоты автономны от него на 98%, классы с окнами на юг  —  на 90 %, с окнами на север  —  на 60 %. Больше всего в источниках света нуждается спортивный зал  —  дефицит 50 %, но в нем нет обычных окон вообще, солнце проникает сюда только через остекленные участки крыши.

Школа имени Кэтлин Гримм. Статен-Айленд  —  наименее населенный нью-йоркский муниципальный район. Появление уникальной школы с нулевым энергобалансом  —  потенциальный драйвер его развития
Школа имени Кэтлин Гримм. Статен-Айленд  —  наименее населенный нью-йоркский муниципальный район. Появление уникальной школы с нулевым энергобалансом  —  потенциальный драйвер его развития
Школа имени Кэтлин Гримм. Схема расположения в здании ключевых функциональных блоков и оборудования, отвечающего за энергоэффективность. 1. Пешеходная дорожка 2. Зенитные фонари на южном фасаде 3. Светопроводящие модули 4. Фотоэлектрические панели 5. Изогнутые потолки, отражающие естественный свет 6. Коридоры двойной высоты 7. Кухонное энергосберегающее оборудование 8. Теплица 9. Огород 10. Пульт управления системами жизнеобеспечения 11. Открытые лестницы 12	. Озелененная крыша 13. Большие окна на северном фасаде 14. Высокоэффективная оболочка (гигроскопичность 0,01%) 15. Беговая дорожка 16. Геотермальные скважины 17. Солнечная термальная установка (для нагрева горячей воды) 18. Энерговелосипеды 19. Ветряная турбина 20. Сенсоры загруженности 21. Вентиляционные системы 22. Классные комнаты 23. Гимнастический зал 24. Кафетерий
Школа имени Кэтлин Гримм. Схема расположения в здании ключевых функциональных блоков и оборудования, отвечающего за энергоэффективность. 1. Пешеходная дорожка 2. Зенитные фонари на южном фасаде 3. Светопроводящие модули 4. Фотоэлектрические панели 5. Изогнутые потолки, отражающие естественный свет 6. Коридоры двойной высоты 7. Кухонное энергосберегающее оборудование 8. Теплица 9. Огород 10. Пульт управления системами жизнеобеспечения 11. Открытые лестницы 12 . Озелененная крыша 13. Большие окна на северном фасаде 14. Высокоэффективная оболочка (гигроскопичность 0,01%) 15. Беговая дорожка 16. Геотермальные скважины 17. Солнечная термальная установка (для нагрева горячей воды) 18. Энерговелосипеды 19. Ветряная турбина 20. Сенсоры загруженности 21. Вентиляционные системы 22. Классные комнаты 23. Гимнастический зал 24. Кафетерий
Школа имени Кэтлин Гримм. Интерактивные мониторы оперативно выводят информацию о работе всех систем здания, подавая ее в увлекательной и образовательной форме
Школа имени Кэтлин Гримм. Интерактивные мониторы оперативно выводят информацию о работе всех систем здания, подавая ее в увлекательной и образовательной форме
Школа имени Кэтлин Гримм. Коридоры двойной высоты за счет криволинейных потолков  с отражающими панелями обеспечены естественным светом по максимуму
Школа имени Кэтлин Гримм. Коридоры двойной высоты за счет криволинейных потолков с отражающими панелями обеспечены естественным светом по максимуму
Школа имени Кэтлин Гримм. Игровые элементы детских площадок одновременно рассказывают о том, зачем и как нужно беречь энергию и природные ресурсы
Школа имени Кэтлин Гримм. Игровые элементы детских площадок одновременно рассказывают о том, зачем и как нужно беречь энергию и природные ресурсы

Чтобы школьный комплекс вырабатывал еще больше энергии, возле учебного здания построили просторную парковку ( электромобили приветствуются)  —  и тоже накрыли ее кровлей из солнечных панелей. Так что за месяц школа имени Кэтлин Гримм  —  в честь трагически ушедшей из жизни директора департамента образования Нью-Йорка  —  производит столько электричества, сколько хватило бы 103-этажному Empire State Building на 8 с половиной дней. Об этом и многом другом, связанном с устойчивой архитектурой, рассказывают мониторы, рассредоточенные по рекреациям. Ведь когда приходится объяснять сложные в общем-то вещи (Россия, к примеру, «зелеными» технологиями до сих пор не прониклась), ключевой фактор  —  это наглядность. Поэтому в школьном дворе и на игровых площадках, расположенных с севера и юга так, чтобы на каждой перемене было удобно выходить на улицу, установлены, например, ветровая турбина и стоянка для электровелосипедов, которые можно тут же зарядить. Архитекторы надеются, что школа послужит образцовой моделью для нового школьного строительства не только в Нью-Йорке, но и по всему миру.

Мультидисциплинарность

Вы знали, что финны сейчас входят в тройку самых умных европейских наций? Прорыв удалось совершить благодаря полному пересмотру образовательной системы и, соответственно, подходов к проектированию школ. Именно в Финляндии были опробованы самые смелые решения, за развитием которых увлеченно наблюдает весь мир. Например, финны абсолютные новаторы в плане объединения всего и вся — дисциплин, поколений, сообществ, образовательных институций. В школе ENTER, построенной в 2008 году в общине Сипоо в Южной Финляндии, впервые старшая школа разделила одно здание с IT-колледжем. Так что ученики могут осваивать две разные программы одновременно и получить на выходе два аттестата. Обучение происходит всюду — везде, где есть собеседник и Wi-Fi. Поэтому главное внимание студии K2S Architects уделено не классам, а местам пересечений — общественным пространствам, где преподаватели и учащиеся обеих школ могли бы свободно взаимодействовать. Эти пространства никак специально не запрограммированы с точки зрения функции  —  как раз затем, чтобы подходить под любую. Идеи открытости и гибкости нашли отражение и в архитектурном облике здания: через прозрачные фасады из стеклянных панелей снаружи видно все, что происходит внутри.

Образовательный центр Opinmäki в Эспоо. Возле школы устроен просторный двор с разнообразными функциями  —  от воркаута для взрослых и игровых площадок для детей до скейт- и роллердромов
Образовательный центр Opinmäki в Эспоо. Возле школы устроен просторный двор с разнообразными функциями  —  от воркаута для взрослых и игровых площадок для детей до скейт- и роллердромов
Школа ENTER  —  часть большого образовательного кампуса IT-кластера
Школа ENTER  —  часть большого образовательного кампуса IT-кластера
Образовательный центр Opinmäki в Эспоо. В многофункциональном зале происходят встречи разных поколений
Образовательный центр Opinmäki в Эспоо. В многофункциональном зале происходят встречи разных поколений
Школа ENTER. Финские архитекторы не боятся бетонных необработанных поверхностей  —  с их точки зрения они наиболее подходящи для такого универсального комплекса, как ENTER
Школа ENTER. Финские архитекторы не боятся бетонных необработанных поверхностей  —  с их точки зрения они наиболее подходящи для такого универсального комплекса, как ENTER

В международном образовательном центре Opinmäki в Эспоо пошли еще дальше  —  он рассчитан на людей от 0 до 100 лет. В динамично растущем городе явно сработали на перспективу, попытавшись охватить максимальную аудиторию. Пока в новом центре находится место всем  —  и детям, и взрослым. Первые, как водится, посещают школу и детский сад, вторые приходят сюда как в районный досуговый клуб. Для них проходят занятия спортом, тематические образовательные курсы и организуется масса околокультурных мероприятий по инициативе различных институций. И тоже есть место, где разные поколения встречаются, общаются и кооперируются: в споре рождается истина, а в обсуждении —  новые идеи. Идея проекта тоже рождалась в процессе дискуссии  —  Esa Ruskeepää Architects устраивали с будущими пользователями соцопросы, дизайн-игры и публичные слушания. 

Вертикальные связи

Чем дальше мы уходим от классных кабинетов, тем лучше: в стандартизированном окружении с предсказуемыми границами сложно воспитать креативно мыслящую личность. В современных школах отказываются от типичных планировок: пространство школы — это пространство возможностей, в котором можно организовать занятие любого формата и конфигурации. В датской школе по проекту 3XN, построенной в знаменитом районе Ørestad  —  том самом, где отметились Бьярке Ингельс и Жан Нувель, — от классов решительно отказались. Четырехэтажное здание площадью 12 000 м2 зонировано галереями по периметру уровней, лестницей, пронизывающей каждый из них, и несколькими круглящимися объемами аудиторий. Большая часть уроков проходят у всех на виду в так называемой зоне Х  —  дети занимают места на ступенях лестниц, вдоль галерей, в удобных лаунж-зонах на «крышах» аудиторий. Спонсором школы выступает Apple, поэтому тетрадей и учебников здесь тоже нет: ученики и преподаватели одновременно общаются онлайн и офлайн. Кстати, в колледже Ørestad готовят преимущественно специалистов в сфере коммуникаций, так что им освоение навыка многозадачности критически важно.

По сути, многосветные и многофунциональные атриумы, из которых по необходимости «вычленяются» пространства нужного формата, стали общим местом всех проектируемых последние годы школьных зданий. Во французской школе Bobigny, вплотную окруженной типовой застройкой, архитекторы Mikou Design Group, чтобы замкнуть здание само на себе, совместили атриум со школьным двором. В нем есть и центральная зона с игровой площадкой, и открытые «галереи» — озелененные террасы вдоль этажей. Часть террас задействовано под спортивные активности, и даже крыша не простаивает без дела — ее криволинейная поверхность, усеянная газоном, создает мало-мальски дружественный пейзаж для жителей многоэтажек.

Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. С разных точек здание школы, органично интегрированное в ландшафт, смотрится иначе за счет градиентной покраски деревянной обшивки в разные цвета
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. С разных точек здание школы, органично интегрированное в ландшафт, смотрится иначе за счет градиентной покраски деревянной обшивки в разные цвета
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. Схема формообразования здания; голубые блоки относятся к начальной школе, лиловые — к детскому саду, а бледно-зеленые отмечают общий вестибюль и атриум
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. Схема формообразования здания; голубые блоки относятся к начальной школе, лиловые — к детскому саду, а бледно-зеленые отмечают общий вестибюль и атриум
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. Криволинейность присутствует во всех плоскостях — сложное решение потолка повторяет деление «круглое для детского сада»/ «прямолинейное для школы»
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. Криволинейность присутствует во всех плоскостях — сложное решение потолка повторяет деление «круглое для детского сада»/ «прямолинейное для школы»
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. Расположение круглых и прямоугольных окон то на стенах, то на потолке  —  часть концепции по созданию стимулирующей к познанию и анализу среды
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. Расположение круглых и прямоугольных окон то на стенах, то на потолке  —  часть концепции по созданию стимулирующей к познанию и анализу среды
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. В обтекаемых стенах коридоров сделаны функциональные и «говорящие» ниши
Школа и детский сад Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux. В обтекаемых стенах коридоров сделаны функциональные и «говорящие» ниши
Школа в районе Ørestad по проекту 3XN. Открытие разноцветных солнцезащитных ламелей на фасаде полностью автоматизировано
Школа в районе Ørestad по проекту 3XN. Открытие разноцветных солнцезащитных ламелей на фасаде полностью автоматизировано
Школа в районе Ørestad по проекту 3XN. Четкие границы между помещениями отсутствуют как по горизонтали, так и по вертикали
Школа в районе Ørestad по проекту 3XN. Четкие границы между помещениями отсутствуют как по горизонтали, так и по вертикали
Школа в районе Ørestad по проекту 3XN. Излюбленное место учеников  —  круглые лаунж-зоны на верхних уровнях объемов аудиторий, свободно расставленных в пространстве школы
Школа в районе Ørestad по проекту 3XN. Излюбленное место учеников  —  круглые лаунж-зоны на верхних уровнях объемов аудиторий, свободно расставленных в пространстве школы

Дружелюбная и развивающая среда

Обучение в недружественной среде равносильно обучению через силу. Особое значение имеют параметры «благорасположенности» и «благоустроенности» для самых младших. К примеру, для них крайне важна удобная, на уровне интуиции навигация. Поэтому здание учебного заведения Niki de Saint-Phalle  —  Petits Cailloux, совмещающее детский сад и начальную школу, спроектировано зеркально симметрично. В правой части «цветка клевера», на который похож архитектурный объем, на всех трех уровнях расположены помещения начальной школы, включая открытый двор. В левой  —  комнаты детского сада. Функция же развития выполняется за счет предложения познать разнообразные формы, цвета и фактуры. Поль ле Кернек, архитектор проекта, говорит, что левая и правая половинки здания отличаются между собой так же, как полушария головного мозга. В детсадовской части больше сферических помещений и криволинейных поверхностей, в школьной — прямоугольная сетка пространств и пирамидальные объемные потолки. Тренирует глаз и восприятие в том числе обшитый деревом фасад, который с одной стороны — на входе — выкрашен зеленым, на выходе — оранжевым, а со стороны улицы оставлен нейтральным. Но при взгляде с определенных ракурсов кажется, что все три цвета слились в одно — так взрослые и дети двух разных возрастов объединились в одном этом здании.

Подготовила Юлия Шишалова

читать на тему: