Больше, чем просто отель: как изменилась архитектура туризма
Сегодняшний турист серьезно отличается по потребностям и возможностям от того, какими были путешественники даже 20 лет назад. Но тут все довольно понятно (хотя совсем не просто): современная инфраструктура гостеприимства должна быть инклюзивной, экологичной и самодостаточной. С другой стороны, большинство современных туристов — это жители мегаполисов, жизнь которых переполнена огромных количеством информации и внешних стимулов. Они жаждут новых впечатлений — и это уже задача со звездочкой. Разбираемся, как впечатлить горожанина и при чем тут архитектура.
Как отдыхают современные путешественники
Чтобы понять, как построить прибыльную гостиницу, нужно обратиться к пользователю и определить, какие у него потребности и ценности. Можно выделить несколько туристических трендов, актуальных для отельного проектирования.
Диджитал-детокс — этот тренд появился несколько лет назад и с тех пор лишь продолжает расти. Бутиковые отели вдали от цивилизации предлагают жителям мегаполиса, измученных айфоном, возможность отдохнуть и перезагрузиться в уединении.
«Путь к себе»: 46% туристов сегодня склонны выбирать велнесс-отели. При этом среди путешественников наблюдается и рост интереса к необычным видам отдыха — таким, как медитации у водопада и «лесные ванны». Статистика показывает, что запрос на отдых в природных локациях в 2023 году вырос на 40%.
Осознанный туризм: среди путешественников растет осведомленность о «зеленых» инициативах. В 2023 году 90% потребителей стремились выбрать более экологичную опцию для поездки. А 39% туристов готовы заплатить за подобные варианты путешествий дороже.
Тренд № 1: единство с природой и новые впечатления
Экстрим-отели находятся в труднодосягаемых, диких местах: глубоко в лесах тайги, у подножья вулкана, на вершине горы или на необитаемом острове. Основные развлечения в подобных локациях — экстремальные виды спорта, полеты на вертолете, сплавы, рыбалка. В этом случае отель вписывается в ландшафт и создает ощущение единства с окружающей гостя природой.
«Опыт работы над туристическими объектами в самых удаленных и экстремальных уголках планеты показал, что современное поколение путешественников хочет получить не просто хороший сервис, а яркие впечатления на всю жизнь. Путешествия в такие края сродни полету на другую планету, поэтому архитектура тоже не может быть ординарной: типичные бревенчатые гостевые дома в таком внушительном и могущественном контексте делать неправильно. Архитектура отелей сегодня — часть впечатлений, она должна становиться единым целым с природой, окружающим контекстом, гармонично отражать и интегрироваться в местный ландшафт. Так турист продолжит ощущать эти эмоции от исследования гор, вулканов и океана даже на террасе своего гостиничного номера, откуда вся природа видна как на ладони», — рассказывает партнер архитектурного бюро FANTALIS Анна Куликова.
Помимо экстрим-отелей, в России набирают популярность глэмпинги — городки из палаток или деревянных домиков. Такое размещение позволяет отдохнуть в красивом природном месте, но со всеми удобствами. Слово образовано от двух английских понятий glamorous (гламурный) и camping.
Понятие glamping появилось в Великобритании в 2005–2006 годах. Первые глэмпинги организовывали на музыкальных фестивалях для гостей, купивших дорогие билеты, или артистов: не все хотели спать в спальниках и умываться водой из бутылки. Для таких посетителей обустраивали комфортабельные палатки. В 2016 году появился первый глэмпинг в России: он располагался в Московской области на берегу Оки.
Горнолыжные отели SKI-IN/SKI-OUT, как следует из названия, ориентированы в первую очередь на любителей горных лыж. Концепция SKI-IN/SKI-OUT предполагает, что гости попадают на трассу прямо из гостиницы. Горнолыжные отели представляют собой либо привычные гостиницы на зимних курортах, либо шале, также расположенные поблизости к горнолыжным трассам, но, помимо этого, имеющие уникальный облик.
В оформлении подобных отелей часто присутствуют природные мотивы и теплые пастельные тона. Такие гостиницы, как правило, имеют много деревянного декора. Стало традицией украшать подобные места охотничьими трофеями и устраивать в лобби камин. В меню горнолыжных отелей в большинстве случаев присутствуют глинтвейн, горячее пиво или горячий шоколад.
«Среди путешественников сегодня происходит трансформация ценностей. Это касается в том числе дизайна отелей, но главное — это желание получить новые эмоции и уникальный опыт. Поэтому самым важным показателем качества, помимо сервиса, становится аутентичность отеля — то, что делает его непохожим на другие», — рассказывает руководитель архитектурной студии CHADO Евгений Задорожный.
«В премиальном сегменте интересный тренд — отдых в горах, — продолжает Евгений. — По моим ощущениям, все больше состоятельных людей предпочитают отдыхать именно в горной тихой местности. И с каждым годом этот тренд становится все очевиднее. Второй тренд — экологичность. В век digital люди быстро считывают ненатуральность материалов, предметов и довольно остро реагируют. Все больше специалистов понимают, что нужно строить из честных, натуральных материалов, которые умеют красиво стареть: натуральный камень, кирпич, стекло, дерево, бетон».
Тренд № 2: уникальная история и высший уровень обслуживания
Бутик-отель — это мини-гостиница с необычным дизайном номеров и высоким уровнем обслуживания посетителей. Термин boutique hotel появился в Великобритании в 1980-х годах. Комнаты в таких гостиницах отличаются друг от друга, но оформляются в едином стиле. Бутиковые отели часто располагаются в старинных зданиях с оригинальной архитектурой. Еще одна отличительная черта таких отелей — уютное общественное пространство, где гости могут общаться и взаимодействовать друг с другом.
Проживание в бутик-отеле стоит дороже, чем в обычной гостинице — необычный дизайн и высокий уровень обслуживания требуют более серьезных вложений, а значит, и цены будут выше.
А что же делать с уже построенными пансионатами и курортами — некогда роскошными, но теперь устаревшими? Есть ли у них шанс на вторую жизнь? Безулосвно, есть. Несмотря на то, что санатории в постсоветских странах вызывают вполне конкретные и не всегда привлекательные ассоциации: электрофорез, соляные пещеры, кефир на ужин. Но в последние годы этот формат переживает значительные изменения. Современные санатории — пространства wellness и осознанности. Такой формат легко может конкурировать с другими вариантами проведения отпуска или длинных выходных.
Санатории 2.0 — это новый формат здравниц, где отдых можно совместить с оздоровительными программами. Они обеспечивают отельный уровень сервиса и умеют работать с молодой аудиторией, предлагая креативные и модные архитектурные решения.
Такие варианты размещения обладают современной инфраструктурой, отличаются высоким качеством управления, взаимодействуют со своим окружением, адаптируются под меняющиеся запросы клиентов и продвигают идею заботы о себе.
«За последние 20 лет подходы к оздоровительным программам и методикам санаторно-курортного лечения изменились до неузнаваемости. Современные технологии принесли в эту сферу множество новшеств, изменив все — от медицинского оборудования до стратегий восстановительных процедур для пациентов. В прошлом санатории строились вокруг отдельных специализированных кабинетов, теперь же акцент смещается в сторону многофункциональных пространств, где можно проводить несколько процедур одновременно», — делится Юлия Тряскина, бюро UNK Interiors. — В реконструкции старых санаториев часто прослеживаются несколько тенденций. Главная из них — стремление сохранить дух и историческую ауру места, оставив нетронутыми его важнейшие архитектурные и культурные доминанты. Часто это очень технически сложный и финансово затратный процесс, тем не менее, авторы проектов готовы идти на это ради сохранения подлинного духа культовых для регионов комплексов, что делает их уникальными и привлекательными для посетителей».
Больше, чем просто отель
Новый формат отеля позволяет ему развиваться как самостоятельной локации. Это делает отель более экономически эффективным, а кроме того — интересным не только для туристов. Пользоваться услугами гостиницы можно и не будучи постояльцем — отель работает круглый год и должен быть многофункциональным даже в низкий сезон Поэтому некоторые гостиницы проводят на своей площадке мероприятия: например, в «Рихтере» часто устраивают лекции и концерты. Еще одна стратегия развития гостиничной территории — создавать дополнительные объекты притяжения. В отеле можно открыть кафе или бассейны, которыми могут пользоваться как постояльцы, так и местные жители.
Сегодняшняя гостиница — не просто спальное пространство для туристов, где можно отдохнуть перед тем, как исследовать местность. Современные отели отвечают за большую часть впечатлений от отдыха — и поэтому должны быть спроектированы и реализованы таким образом, чтобы обеспечить гостям яркий опыт. В то же время для местных жителей отель или санаторий может оказаться местом, где можно поужинать, сходить в СПА, посмотреть кино или просто провести несколько спокойных дней без городской суеты. Отель с качественной концепцией имеет все шансы стать центром притяжения для всего региона.