Мозаичное панно «Два сердца столицы» на станции БКЛ «Деловой центр» © stroi.mos.ru

Братство кольца

Прямо сейчас на фестивале «Зодчество» на стенде Москомархитектуры, спроектированном бюро KRNV, представлены все 30 с лишним новых станций Большой кольцевой линии московского метро. Предлагаем самый быстрый способ знакомства с архитектурой БКЛ — сначала отвечаем на вопросы, потом проверяем себя (впервые текст был опубликован в альманахе «100 лучших проектов 2020-2023»).

Текст: Юлия Шишалова

1. Что общего у самых первых станций БКЛ, открытых в 2018 году, и каким образом придуманный тогда дизайн нашел отражение в самых свежих станциях 2023 года?

2. Сразу в трех станциях БКЛ прослеживаются отсылки к творчеству русских авангардистов, но только в одной они обретают настоящий объем. В какой?

3. Несколько абажуров массивных светильников на станции «Кунцевская» рассечены пополам — с чем это связано?

4. Откуда взялись силуэты людей на станции «Терехово» и что они символизируют?

5. Ракушка, монетка, жемчужина, пуговица, комсомольский значок — в оформлении какой из станций можно найти все это?

6. Новая станция «Сокольники» посвящена подвигам первых строителей метро. А как бы выглядела станция, если бы реализовали проект, победивший в международном конкурсе?

7. С метрополитеном сталинской эпохи твердо ассоциируется словосочетание «подземные дворцы». А у этой станции БКЛ в виде силуэта дворца сделан павильон наземный, да и дворец в оригинале не каменный, а деревянный. О каком проекте речь?

8. На какой станции архитекторы спроектировали «прощание с центром Москвы»?

9. Какие материалы на станции «Марьина Роща» заменили «фарфор»?

Стенд Москомархитектуры на фестивале «Зодчество»-2023, арх. KRNV architects. Инсталляция, посвященная 31 станции БКЛ, цитирует узнаваемые морфотипы метро — тоннели, своды, арки и вестибюли — в творческой интерпретации
Стенд Москомархитектуры на фестивале «Зодчество»-2023, арх. KRNV architects. Инсталляция, посвященная 31 станции БКЛ, цитирует узнаваемые морфотипы метро — тоннели, своды, арки и вестибюли — в творческой интерпретации

1. Первые шесть станций Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Савеловской» компания «Метрогипротранс» проектировала цельным блоком и в едином ключе: впервые в истории Московского метрополитена комплекс станций создавался как ансамбль, когда у каждого элемента композиции есть как характерные общие, так и индивидуальные черты.

Связующим звеном стали, прежде всего, узнаваемой динамичной формы черные колонны, с одной стороны отделанные тем или иным камнем (красным, как на «Хорошевской», черным, серым), а также словно развернутые им навстречу, протянувшиеся на всю длину платформ, светящиеся полосы. 

Станция метро «Савеловская» БКЛ © «Метрогипротранс»
Станция метро «Савеловская» БКЛ © «Метрогипротранс»
Станция метро «ЦСКА» © «Метрогипротранс»
Станция метро «ЦСКА» © «Метрогипротранс»

При этом акценты на каждой станции совершенно разные: на «ЦСКА» — панно и скульптуры на спортивную тему, на «Петровском парке» — изображения, посвященные парковой архитектуре, на «Хорошевской» — супрематические композиции и имена русских архитекторов и художников- авангардистов, а на «Савеловской» станционная стена и пилоны отделаны необлицованными тюбингами. Это такая попытка музеефицировать строительные технологии метрополитена и показать «лицом», как выглядят обычно скрытые от глаз подземные тоннели (на пилонах тюбинги даже забраны в стеклянные витрины).

Интересно, что черная стена в тюбингах — как раз тот элемент, который спустя 5 лет после открытия первых станций неожиданно вернулся на БКЛ через станции «Марьина Роща» и «Рижская» (хотя в концепциях эти стены были иными). Круг замкнулся.

Станция метро «Петровский парк» © «Метрогипротранс»
Станция метро «Петровский парк» © «Метрогипротранс»
Станция метро «Хорошевская» © «Метрогипротранс»
Станция метро «Хорошевская» © «Метрогипротранс»

2. Помимо упомянутой «Хорошевской», к русскому авангарду на БКЛ тяготеют «Сокольники»: трудовые подвиги первых метростроевцев символически приравниваются к творческим достижениям Татлина и Эль Лисицкого. Однако только на станции «Мневники» игры в супрематизм — это не просто цветные декоративные панно на потолке и стенах, но пространственные композиции из объемов и света. Центральный красный протяженный портал — явная отсылка к «Красному квадрату» Малевича, а светильник, сплетенный из светящихся трубок длиной 150 м, — символ скорости и устремленности в будущее.

Станция «Сокольники», арх. «Метрогипротранс» © stroi.mos.ru
Станция «Сокольники», арх. «Метрогипротранс» © stroi.mos.ru
Станция метро «Мневники», арх. АБТБ. Фото Илья Иванов
Станция метро «Мневники», арх. АБТБ. Фото Илья Иванов

3. Дело в том, что у станции «Кунцевская» Большой кольцевой линии — самые узкие во всем Московском метрополитене береговые платформы: всего 1,8 метра. И чтобы избежать ощущения тесноты и зажатости, архитекторы AI architects, во-первых, использовали самый подходящий в этих обстоятельствах образ пещеры (когда узость кажется очаровательной деталью, а не недостатком). И во-вторых — пошли от противного: интегрировали в пространство платформ нарочито масштабные и брутальные объемы «каменных» светильников (на самом деле фактура терраццо напечатана на металле). Впрочем, в некоторых местах платформы оказались узкими настолько, что от задней части абажуров- цилиндров пришлось избавиться. Но тем беспроигрышней работает прием для расширения пространства, когда смотришь с противоположной платформы: светильник кажется абсолютно цельным, и человеческий мозг сам дорисовывает невидимые за ним «просторы».

Станция метро «Кунцевская» БКЛ, арх. AI architects. Фото Арсений Россихин
Станция метро «Кунцевская» БКЛ, арх. AI architects. Фото Арсений Россихин

4. Напомним, что на 7 из 28 заново построенных станций БКЛ (еще три были реконструированы) провели международные архитектурные конкурсы. «Мневники» и «Терехово» — одни из тех станций, которые строились по проектам-победителям. Вот только есть несколько «но»: концепция, как в старом анекдоте, много раз поменялась. «Мневники», например, должна была быть станцией берегового типа, но стала островной (и Тимуру Башкаеву пришлось основательно переделывать проект, чтобы сохранить в нем победившую изначальную идею). А «Терехово» мало того что поменяла конструкцию наоборот — с островной на береговую, так еще и название появилось в последний момент: когда buromoscow участвовали в конкурсе, станция называлась «Парламентский центр». А сейчас там ни здания, ни названия.

Тем не менее конкурсный дизайн, очаровавший жюри, стойко выдержал все перипетии, и если сравнить альбом 2016 года с реализацией, то непросвещенный взгляд найдет не так уж много отличий. Придуманный архитекторами выразительный язык, когда популярные приемы московского метро (колонны, каннелюры, фактурные поверхности) переосмысляются в бетоне, проработан и представлен во всей красе. А напечатанные на колоннах силуэты людей, которые в контексте «Парламентского центра» должны были олицетворять «столпов демократии», теперь символизируют нас с вами, обычных горожан.

Станция метро «Терехово», арх. buromoscow. Фото Влад Феоктистов
Станция метро «Терехово», арх. buromoscow. Фото Влад Феоктистов

5. Станция «Нагатинский затон», проект которой, выполненный бюро za bor, тоже победил в международном конкурсе, — одна из несомненных фаворитов БКЛ. Здесь всегда увидишь кого-нибудь, щелкающего камерой телефона, — а все потому, что архитекторы использовали эффектные и одновременно эффективные приемы. Как говорит автор проекта Арсений Борисенко — лежащие на поверхности. Что такое река? Место, где плавают рыбы. Какие рыбы живут в московских реках? Хороший вопрос, чтобы изучить водную фауну и заодно другим рассказать. Какой излюбленный прием оформления в московской подземке? Конечно, монументальное искусство, в частности мозаика. Она и с точки зрения технологий прекрасно подходит (хотя, откровенно говоря, требования со стороны метрополитена за 100 лет существенно изменились).

Станция метро «Нагатинский затон», арх. za bor. Фото Дмитрий Чебаненко
Станция метро «Нагатинский затон», арх. za bor. Фото Дмитрий Чебаненко

Так и получилось, что новую станцию украсили 12 мозаик с рыбами. Карась, бычок, ротан, голавль, щука, уклейка, налим, окунь, судак, плотва, лещ и головастик выложены в смешанной римско-флорентийской технике, причем в масштабе: самая большая рыба из них — действительно щука (панно получилось длиной 14 метров). А главное — автор мозаик Максим Козлов оказался человеком с хорошим чувством юмора (чего по его работам для метро «Беломорская», например, ни за что не скажешь). Помимо смальты, натурального камня, стекла, необработанной яшмы, жемчуга, мрамора, гранита, травертина и песчаника он спрятал почти во всех рыбах «пасхалочки» — ведь находят же рыбаки иногда что-то эдакое в рыбьих желудках. Даже комсомольский значок.

Фрагмент рыбы с галькой. Фото © Nefer
Фрагмент рыбы с галькой. Фото © Nefer
Фрагмент рыбы с раковиной. Фото © Nefer
Фрагмент рыбы с раковиной. Фото © Nefer
Фрагмент рыбы с комсомольским значком. Фото Дмитрий Чебаненко
Фрагмент рыбы с комсомольским значком. Фото Дмитрий Чебаненко

6. В 2017 году конкурс проходил на архитектурный облик одновременно трех станций: «Стромынки», «Шереметьевской» и «Ржевской». Любопытно, что в итоге все три просто переняли названия смежных станций, и «Стромынка» стала «Сокольниками», «Шереметьевская» — «Марьиной Рощей», а «Ржевская» — «Рижской».

Лучший дизайн для «Стромынки» предложило бюро MAParchitects. Их концепция называлась «Техногенный лес», объединяя природные массивы Лосиного острова и Сокольников с высокоурбанизированной средой большого города. Архитекторы стремились привнести в последнюю «атмосферу леса на уровне ощущений» — например, концепция освещения пыталась воспроизвести рассеянный свет лучей солнца, пробивающихся сквозь листву. А наземный павильон, сделанный как «вырезанный и приподнятый вверх фрагмент земли», напоминал реализованный позже (и в рамках уже следующего конкурса) павильон «Нагатинского затона» с волнистой золотистой «чешуей» наверху.

Концепция для станции «Стромынка» («Сокольники»), арх. MAParchitects
Концепция для станции «Стромынка» («Сокольники»), арх. MAParchitects

Это, однако, до недавнего времени был единственный проект из конкурсных, который заменили полностью другой концепцией. 90-летний юбилей Метростроя требовал увековечивания, и «Сокольники», где находится самый первый тоннель московского метро и сохранились три проема забутованной первой шахты, подошли идеально.

Так вместо лаконичной и чистой идеи, построенной на нюансах, появилась станция–плакат, сплошь задекорированная графическими панно с историей первых станций.

Станция «Сокольники», арх. «Метрогипротранс» © stroi.mos.ru
Станция «Сокольники», арх. «Метрогипротранс» © stroi.mos.ru

7. А вот победители конкурса на концепцию станции «Кленовый бульвар», бюро ARCHSLON (нынешнее название — Osetskaya.Salov), наоборот, в своем проекте всячески постарались уйти от ассоциаций с деревьями. В качестве образного ориентира они остановились на среде находящегося рядом со станцией парка-усадьбы «Коломенское» и природном ландшафте вдоль берега Москвы-реки со знаковыми архитектурными объектами русского деревянного и каменного зодчества.

Особое место среди них занимает дворец Алексея Михайловича — дом-терем второй половины XVII века. Когда-то этот ансамбль называли восьмым чудом света: царские хоромы состояли из множества деревянных палат в виде шатров, луковиц и бочек, объединенных галереями и переходами. Как мы знаем, дворец не сохранился, но во время правления в Москве мэра Юрия Лужкова, как и многие другие памят ники, был воссоздан (правда, на основе железобетонных конструкций).

Станция метро «Кленовый бульвар», арх. Osetskaya.Salov. Фото Даниил Анненков
Станция метро «Кленовый бульвар», арх. Osetskaya.Salov. Фото Даниил Анненков

Как раз форму луковицы и подсмотрели у Алексея Михайловича архитекторы — она нашла отражение во входной группе станции. Металлическая перфорация с подсветкой добавляет всей конструкции воздуха и плавно переходит в отделку потолка подземного вестибюля.

Здесь текстура панелей и рисунок светильников напоминают звездное небо. И это тоже отсылка к памяти места — переосмысление стилистики сетчатой керамики, которая зародилась в Коломенском. А плавные силуэты дворца повторяются и под землей, удваиваясь в зеркальной отделке стен.

Станция метро «Кленовый бульвар», арх. Osetskaya.Salov. Фото Даниил Анненков
Станция метро «Кленовый бульвар», арх. Osetskaya.Salov. Фото Даниил Анненков

8. Как ни странно, точкой прощания с центром Москвы (и встречи с ним) архитекторы BLANK architects определили станцию «Рижскую». На протяжении многих столетий Рижская площадь действительно имела значение «портала в город». В 1890–1893 годах по проекту архитектора М. Геппенера на площади возвели первые доминанты-ориентиры — две водонапорные башни, а в 1901-м был построен Виндавский (Рижский) вокзал — настоящие «городские ворота», через который прибывают люди и доставляются грузы.

Поэтому новая «Рижская» — место, где центр города встречается с окрестностями, где пассажиры одновременно приветствуют Москву — и «прощаются» с ее центром. Символом станции был выбран образ арки: это и отсыл к одноименной станции Калужско-Рижской линии, и дань уважения характерному элементу «русского» стиля, и желание подчеркнуть значимость БКЛ для многих москвичей, для которых оно в прямом смысле окажется «порталом», обеспечивающим более быстрые перемещения по городу.

Станция метро «Рижская», арх. BLANK architects. Фото © «Метрогипротранс»
Станция метро «Рижская», арх. BLANK architects. Фото © «Метрогипротранс»
Станция метро «Рижская», арх. BLANK architects. Фото © BLANK architects
Станция метро «Рижская», арх. BLANK architects. Фото © BLANK architects

Так на центральной платформе появились 16 арочных порталов из нержавеющей стали. Высокие, до 4 метров, они еще и удваиваются в полу из полированного камня благодаря светодиодной подсветке по периметру.

Правда, наземный вестибюль — тоже в виде изящной арки-портала, заключенной в стеклянный футляр, — так и не реализовали. По слухам, строители метро сочли, что для сложившейся среды Рижской площади решение оказалось чересчур смелым и футуристичным.

Проект наземного павильона для станции метро «Ржевская» («Рижская») © BLANK architects
Проект наземного павильона для станции метро «Ржевская» («Рижская») © BLANK architects

9. Напомним, откуда на «Марьиной Роще» взялся фарфор: изначально эта станция БКЛ должна была называться «Шереметьевской», в честь проходящей мимо улицы и графа Шереметева. Отсюда у архитекторов AI architects появились ассоциации с убранством дворянских усадеб и, в частности, фарфоровыми сервизами и изразцами. При этом «фарфоровые» элементы — колонны станционного зала, пузатые, как чашки, и сферические опоры наземного вестибюля предполагалось отливать из белого искусственного камня. А для пущей схожести добавить ему фактуры — как будто фарфоровая поверхность покрылась трещинками. И если конкурсное жюри восприняло идею на ура, отдав проекту первое место, то отстоять эту идею на практике оказалось ох как непросто.

Станция метро «Марьина роща», арх. AI architects. Фото Vlad Aynet
Станция метро «Марьина роща», арх. AI architects. Фото Vlad Aynet

Подрядные организации постоянно выступали с предложениями по оптимизации. Они уверяли, что сымитировать фарфор все равно не удастся и лучше просто сделать колонны металлическими — и не пузатыми, а наоборот, вогнутыми: так они займут меньше места.

Но архитекторы, поддержанные Москомархитектурой, не сдавались. Колонны сохранили и дутые формы, и отделку в искусственном камне, и даже кракелюры (хотя им для пущей убедительности еще предстоит покрыться «патиной времени»). Что до шаров, то для них убедили выбрать зеркальную сталь, а для перфорированных фасадов — соответственно не белый, а естественный цвет металла. Таким образом, появилась игра отражений, и в нефарфоровые в итоге шары хочется смотреться и смотреться. В конце концов, могут же это быть не чашки, а ложки?

читать на тему: