Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX: влияние на мировые тенденции в архитектуре
C 24 по 27 января 2021 года команда Future Architects совместно с проектом БУМ провели студенческий онлайн-воркшоп «Вторая жизнь бумажной архитектуры». Участники разделились на пять команд и с помощью кураторов погрузились в изучение одной из тем: «Бумажники эпохи французской революции», «Авангардисты 20-х», «Москва 70-х», «Новосибирск 80-х», «Виртуальная бумажная архитектура современности». В конце воркшопа кураторы и участники выбрали команду, исследование которой оказалось лучшим. Его мы и решили опубликовать.
куратор исследования
образование: МАрхИ, 2 курсВеликая французская революция конца XVIII века. Почему великая?
В России ей уделялось особое внимание. Ленин писал: «Возьмите великую французскую революцию. Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии...». На переворот во Франции в конце XVIII века повлиял политический, экономический и социальный кризис. Перемен требовали все: и представители буржуазии, и горожане, и простые рабочие и крестьяне.
Под знаком этой революции трансформировалась и архитектура. Возникает новое движение во Франции в конце XVIII века. Происходит накопление черт, отвечающих утилитарным требованиям нового уклада жизни. Основной стилевой системой остается классицизм, однако он проходит сложный путь развития в предреволюционный период: республиканский, консервативный и академический.
Стремление создать новую комбинацию элементов в композиции характеризуется поиском фантастичных решений, отказом от повседневной жизни и стремлением в далекое будущее. Хотя предпосылки ни в функциональном, ни в конструктивном развитии типов зданий еще не доведены до совершенства, но они оказывают значительное влияние на творчество консервативно настроенных архитекторов. Утопические попытки порождают склонность к мегаломании, новым композиционным приемам, чистой геометрии и т.д.
Нововведения переплетаются с традиционным классицизмом. Несмотря на его стилевую и художественную непоколебимость, начинают проявляться противоречия между архитектурными формами и назначениями зданий, между утилитарными требованиями и строгостью устоявшейся системы.
«Разговорчивая архитектура»
Период интенсивной работы архитектурной мысли приходится на трех великих «бумажных» революционеров Франции: Клод-Николя Леду, Этье Луи-Булле и Жан-Жак Лекё. Они понимают, что цель их архитектуры — воплощение концептуальной идеи, а не функции здания. Искусство классицизма является лишь отправной точкой в развитии утопических представлений.
Работы архитекторов-рисовальщиков отражают предстоящий перелом в будущем архитектуры. Architecture parlante («говорящая архитектура») пропагандирует новую, чистую геометрию, свободу мысли, стремление в вечность и т.п. Эти постулаты продолжают направлять архитекторов на создание новых образов. Мир бумажной архитектуры оказал влияние на многие зародившиеся позднее стили.
Особое влияние «разговорчивая архитектура» оказывает на модернизм, брутализм, конструктивизм и деконструктивизм. Здесь кардинально меняется подход к формообразованию и эстетическому решению. В каждой из этих эпох архитектура очищает и развивает нового человека.
Период модернизма XX века — дух романтизма, в котором возникают все те же идеи — идеи правды, поиск подлинной реальности, отличной от действительности. Интерес к вопросу мироздания человека и природы остается прежним. Модернизм преподносит новые архитектурно-строительные принципы, при этом обращается к искусству классической эпохи.
Брутализм середины XX века, «решительно широкобедрый и массивно бородатый», задумывается в качестве отхода от буржуазных элементов модернизма. Его отличие от модернизма и соответствие с «говорящей архитектурой» заключается в грубости и массивности, а также в экспрессионизме, исключающем функционализм.
Конструктивизм же, в свою очередь. является еще одним масштабным переломом в обществе. Перелом происходит ввиду стремительного научно-технического прогресса во второй половине XIX века. Грандиозные перемены проявляются не только в структуре семьи и могуществе технологий, но и в вере в безграничность человеческого разума. Формируются основные принципы современной архитектуры: утилитарность, отсутствие декора, строгая лаконичность форм. На смену утомительному академизму приходит радикальный разум науки. Точно так же, как в XVIII веке на смену классицизму приходит «бумажная» архитектура, так и конструктивизм XX века приходит на смену академизму, тем самым завершая классическое искусство и его идеологию. Архитектура перерождается в ином, новом облике, продолжая отвечать потребностям современного общества.
Правила существуют, чтобы их нарушать
Так же считают последователи следующего стиля. Деконструктивизм конца XX века — направление постмодернистских архитектурных тенденций. Философия заключается в нарушении привычной человеческой мысли ради воплощения новой чистой формы. Несмотря на некую имитацию других направлений, деконструктивисты следуют своему правилу: «ломают» форму и представляют ее в другом свете. Так же, как и французские «бумажники» в свое время «сломали» представление о традиционном архитектурном сооружении. Буквальная острота и резкость — новая интерпретация данного направления. Архитектура ставит человека в замешательство, оперируя двумя вещами — эмоциями и ассоциациями, пренебрегая функциональностью.
Интересно и влияние на архитектурные сооружения в наши дни. Мы говорим о своего рода символизме. Уровень технологического прогресса на сегодняшний день позволил всячески экспериментировать и «заигрывать» с представлением об архитектуре. Таким образом появляются причудливые архитектурные сооружения в виде, например, слона, самолета или кофемолки.
Мы уверены, что авторы этих проектов хорошо знакомы с творчеством архитектора-фантазера Жан-Жака Лекё. Речь идет о воображаемом мире Лекё: ворота перед охотничьими угодьями с бычьими головами, дом в виде быка, дом в виде слона в разрезе, проект «Замок». Современники этого мастера и предположить не могли, что такой подход к архитектуре когда-то может стать реальным.
Важно отметить, что помимо проведенной нами аналогии между упомянутыми стилями и бумажной архитектурой эпохи французской революции, мы проследили особенное к ней отношение со стороны известного архитектора Ле Корбюзье. В своих осуществленных проектах Корбюзье «рассуждает» и объясняет процесс формообразования, исходя из философии французских «бумажников». Пристрастие к гигантомании, конструктивной и внешней гладкой безупречности тоже является отсылкой к революционной архитектуре Леду, Булле и Лекё. А использование стекла архитектором в постройках делает их более просторным и открытыми. Благодаря исследованию Корбюзье мы можем проследить движение, прочувствовать объем и насладиться внешним обликом зданий. Это не большая, но яркая часть нашего архитектурного наследия.
Леду, Булле и Лекё — истинный эпатаж вне времени. Это пример безграничной фантазии, стремления к идеалу и свободе. Благодаря непризнанным гениям своего времени мы движемся вперед и становимся независимыми. Наверное, поэтому мы часто обращаемся именно к архитектуре и проблемам тех эпох, которые перерождали наш мир в стремлении к совершенству. Мы продолжаем искать, пытаться, пробовать, смотреть и видеть — вновь и вновь идем по бесконечному кругу идей. Каким бы ни было начало, оно одно: бумага и карандаш, «бумажная» утопическая — и такая противоречивая архитектура.
Библиография
● Клод-Николя Леду. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. перевод с французского на русский: Оксана Махнева-Барабанова. Том 1. Екатеринбург: Архитектон — Издательство УралГАХА, КАНОН, 2003.
● Леду Клод-Николя. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству нравам и законодательству. Место: издательство Квадрат, 2003.
● «Революция и наследие/наследие революции»// Ю.Ю. Бахарева Н.В. Марушина О.Б. Жукова В.А. Семенов, КГИОП Санкт-Петербурга, 2017.
● Русева В..«Клод Николя Леду». Место: Комсомольская правда|Директ-Медиа, 2014
● https://mudraya-ptica.livejournal.com/351875.html
● https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41419694
● https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/nepristojnyj-arxitektor-zhan-zhak-lekyo
● https://artelectronics.ru/posts/vcherashnee-buduschee-arkhitektury-gorod-sho
● https://www.hisour.com/ru/visionary-architecture-29818/
● http://classic.totalarch.com/europe_17_19/france_republic/1
● http://classic.totalarch.com/europe_17_19/france_republic/2
● http://classic.totalarch.com/europe_17_19/france_republic
● http://berlogos.ru/article/arhitektura-v-revolyucii-i-revolyuciya-v-arhitekture-chast-1-ledu-bulle-i-arhitektonicheskaya-revolyuciya/