Что посадишь, то и пожнешь: как из подходов к благоустройству вырастить туристический бренд
Гаврилов Посад — небольшой городок в Ивановской области, который самим своим статусом посада обязан предприимчивым и пассионарным купцам и торговцам. Сегодня в каком-то смысле история повторяется: преобразования городской среды дали сигнал местным предпринимателям и внешним инвесторам, что все возможно. За последние три года в город вложено более 6 млрд рублей инвестиций, он переориентировался на туризм и при этом продолжает развивать агропромышленное производство, чтобы занять на карте ополья достойное и заметное место.
От площади к туристической миле
Гаврилов Посад расположен в уникальном месте — так называемом Владимиро-Суздальском ополье. Это природный ландшафт черноземной полосы, расположенный посреди лесов на части территории Владимирской и Ивановской областей. А еще это родина уникальной лошадиной породы — владимирского тяжеловоза.
Так что неслучайно Гаврилов Посад сегодня развивается как туристический центр. Непосредственная близость к городам Золотого кольца дает ему хорошие конкурентные преимущества. Но как закрутить в маленьком городе эту спираль интереса к себе, собственной истории, развитию среды и привлечению туристов? Одной из первых ласточек стало благоустройство центральной площади.
Центральная площадь — сердце любого города. Это место встреч и точка схождения всех маршрутов — и обывательских повседневных, и выходных досуговых, и туристических, и праздничных. Начиная реконструкцию городской площади Гаврилова Посада, Центр территориального развития Ивановской области хотел сохранить уют и дух места, добавить новые возможности, например, для детских игр или локальной торговли, оформить точку старта для туристического знакомства с городом. Так площадь стала визитной карточкой города, своеобразным приветствием для всех гостей и при этом комфортным местом для горожан.
Что сделали:
— преобразили городскую площадь, создав здесь несколько важных зон;
— начали формировать единую архитектурную концепцию всего центра города;
— сделали удобное ярмарочное пространство, которым пользуются местные жители;
— создали единое пешеходное пространство, чтобы было приятно, комфортно и безопасно перемещаться;
— объединили центральные кварталы города;
— оформили зону с памятником главной городской достопримечательности — коню породы «владимирский тяжеловоз»; он красуется на гербе района, а физическая скульптура коня находится в окружении уютного мини-сквера с яркими растениями и местами для отдыха;
— организовали две площадки — центральную и мини;
— высадили необычные растения в единой ландшафтной концепции.
Находки:
— эко-площадка с необычными элементами — большим «гнездом» из бревен, металлической горкой, качелями и деревянным «чешуйчатым» павильоном для игр;
— сухой фонтан в саду камней с эффектом пара;
— индивидуальный рисунок укладки плитки, который отражается идентичность Владимиро-Суздальского ополья.
Чего удалось добиться
У нескольких тысяч горожан в пяти минутах ходьбы от дома появилось удобное пространство для жизни и отдыха — то самое «третье место», где можно провести время с пользой и комфортом для себя и близких, в разное время суток и в разное время года. Она стала местом не только ежедневных прогулок, но и кинопоказов, проведения дня знаний и выпускных вечеров, торжественных линеек школьников и других праздников. При этом предприниматели торговых рядов по соседству с площадью охотно поддерживают дизайн-код благоустройства, меняя вывески и размещая на фасадах фигурку владимирского тяжеловоза.
От завода к туристическому комплексу
Пожалуй, главное место интереса в Гавриловом Посаде сейчас — Дворцовый конный завод. Долгое время его помещения пустовали, но в 2019 году заброшенное место обрело своего хозяина. Конный завод вновь открыл свои двери, но в другом качестве. Новый собственник — инвестор Игорь Кехтер — создал здесь Музей русских национальных напитков. Теперь на месте бывших денников можно познакомиться с таким напитками как взвар и сбитень, медовуха и мед, приобрести настойку и закусить огурцом. В здании появились дегустационный зал, музей, лекторий и бар. В дальнейшем предполагается задействовать все помещения комплекса и разместить в нем гостиницу, историческое производство напитков, ресторан, а во дворе — манеж для конных представлений, фруктовый сад и аптекарский огород.
От стихийного туризма к кластеру ткацкой фабрики
За последние пять лет число туристов в Гавриловом посаде увеличилось в 5 раз: сейчас здесь бывает около 15 тысяч гостей в год. Естественно, городку не хватает туристической инфраструктуры. Сейчас гости останавливаются в глэмпинге на территории конного завода или в небольшой гостинице в центре. Понимая, что интерес к Гаврилову посаду будет только расти, местные инвесторы готовы вложиться в реконструкцию рекреационного кластера ткацкой фабрики с гостиницей и хостелом (количество мест размещения достигнет 350).
Это не единственные подобные планы: так, из водонапорной башни планируется создать арт-объект с сувенирным магазином, библиотеку превратить в городскую гостиную, а в фабричном клубе разместить культурно-образовательный центр. Фабричный клуб — ценный образец архитектуры конструктивизма, построенный в 1927 году. После реконструкции в клубе появится мультимедийно-выставочный зал, лекторий, образовательные классы, техническая библиотека с коворкингом и кафе-пекарня.
От площади к набережной
Но и изменения качества среды не остановились на одной лишь центральной площади. Прогулочный маршрут с зоной вдоль воды продолжила городская набережная.
Что сделали:
— сделали первый участок набережной, который дал начало длинному пешеходному пути вдоль реки и заложил возможности для «бесшовного» продолжения благоустройства;
— организовали входную зону со спуском к реке и продолжили ее амфитеатром, где можно просто сидеть или быть зрителем культурных мероприятий;
— придумали необычные МАФы — например, стойку с высокими стульями, чем-то похожую на барную, чтобы любоваться рекой или даже работать с ноутбуком;
— не забыли о пандусе, который обеспечивает универсальный доступ на набережную;
— использовали природные материалы — как деревянный настил из доски, который со временем приобрел свой естественный серебристый оттенок;
— добавили ярких красок в виде кустарников и другого озеленения.
Находки:
— река, подобно шкатулке, открывается, а в ней — ожерелье из главных жемчужин города: новая площадь, конный завод, будущие современные городские пространства;
— между набережной и дорогой к главной достопримечательности — музею — появилась связь в виде пешеходного мостика. На его ограждении гостей города встречает владимирский тяжеловоз, а информационные стенды рассказывают об истории места.
Чего удалось добиться:
Река снова включилась в жизнь города; в этом заинтересованы все — и обычные жители разных поколений, и спортивное сообщество, и предприниматели.
Набережная стала местом проведения уличных спектаклей — это новая инициатива местного Центра русского народного творчества. А на левом берегу реки появилась благоустроенная фестивальная поляна, где уже прошел Фестиваль русских традиций.
Юные рыбаки по совместительству выступили помощниками в очистке речного берега: здесь регулярно проводятся субботники.
На набережной заработал прокат спортивного инвентаря. Местный клуб SUP-серфинга использует набережную как место старта для исследования новых речных маршрутов.
От благоустройства к бренду
Логичным образом Гаврилов Посад прямо сейчас работает над собственным туристическим брендом. Для развития города в качестве туристического центра использовали официальный герб и сделали уникальный и запоминающийся символ. Теперь он используется на сувенирах, афишах городских праздников, информационных указателях, элементах городского дизайна, навигации.
А жители даже изображают владимирского тяжеловоза на фасадах собственных домов.
На чем построен бренд:
— главный символ города — владимирский тяжеловоз, порода, которая была выведена именно в этой местности;
— цветовая схема навеяна колористикой Владимиро-Суздальского ополья;
— шрифт отсылает к ремесленному наследию города.
Вместе с туристическим брендом были разработаны и правила оформления городских пространств. Они включают требования к использованию материалов для ограждений, фасадов, кровель и их колористике.
Изменения городской среды стали четким маркером для предпринимателей. Как мы видим, у города появились инвесторы, которые создают проекты разного масштаба: от небольшой кофейни и уже упоминавшегося проката SUP-бордов до редевелопмента промышленных объектов. Бизнес вывозит город на новый виток развития, и владимирский тяжеловоз как символ этого процесса — подходит идеально.