Цвет в архитектуре выставок. Круглый стол в Третьяковской галерее
Задача цвета в интерьерном дизайне — связать воедино все детали, создать настроение, дополнить образ пространства. Но какие функции возникают у цвета в дизайне выставки, где тон задают экспонаты — работы художников? Достаточно ли действовать по принципу «не навреди» — или же цвет может стать инструментом передачи смыслов? Есть ли традиции и правила в применении цвета в экспозиции? Об этом поговорили эксперты на круглом столе в уютной гостиной Arzamas в Новой Третьяковке.
Участники круглого стола: Александра Шейнер, архитектор, историк искусства, соавтор архитектурного решения выставки «Михаил Врубель»; Алексей Подкидышев, архитектор, автор архитектурных решений многочисленных экспозиционно-выставочных проектов, studio bckstg; Агния Стерлигова, архитектор, основатель и генеральный директор бюро Planet9; Алексей Елисеев, колорист, генеральный директор и совладелец компании MANDERS; Юлия Шишалова, архитектурный журналист, главный редактор медиа «Проект Россия» (модератор)
В марте завершилась эпохальная выставка «Михаил Врубель». Она стала важнейшим событием 2022 года в области искусства: более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев, организованные в виде сложного многоуровневого повествования, дали возможность многим совершенно иначе взглянуть или даже заново открыть творчество знаменитого художника — личности сколь гениальной, столь и трагической. Погрузиться в созданный им мир ангелов, демонов и фантомов помогла не только нетривиальная конструкция экспозиции, придуманная Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер, где прорези-прострелы в форме фирменных врубелевских мазков раскрыли неочевидные до этого параллели, но и работа с цветом, которой и сам живописец был в определенной степени одержим. Так, сизо-серо-сиреневую гамму оттенков для залов с полотнами почерпнули из палитры «Жемчужной раковины» — одной из последних картин Врубеля. А контрастное черно-белое решение служит фоном для второго уровня выставки с более поздним творчеством художника, а также его скульптур и майолик. Об этом Александра Шейнер рассказала на круглом столе, представив, таким образом, кейс, в котором цвет, с одной стороны, раскрывает художественную манеру ключевого героя выставки, а с другой — служит для них объединяющим фоном.
Все участники дискусии признали, что лучше всего объединяют белый и черный цвета в той или иной пропорции, хотя при работе с живописью яркие акценты часто бывают уместны. А вот в случае со скульптурой, по мнению Алексея Подкидышева, яркость и насыщенность скорее не нужны и могут даже навредить. Впрочем, есть и исключения, особенно, когда скульптуры не однородно-мономатериальны, а имеют свой собственный цвет. Два прохладных тона, взятые из керамических скульптур Николая Андреева, став фоном для его работ, глубже раскрыли игру оттенков и сделали пластику объектов еще более выразительной.
Впрочем, при всей расхожести приема «взять цвет из картины» с ним неободимо быть осторожным и аккуратным. Многие выставки аккумулируют экспонаты из целого ряда музеев, и та самая «образцовая» картина или скульптура может приехать в последний момент, когда выяснится, что из-за некорректной цветопередачи в каталогах ты «не попал» в нужный оттенок. В этом случае, по словам Алексея, может спасти только большой опыт архитектора-экпозиционера, благодаря которому он вряд ли окажется в такой ситуации. Кроме того, есть и более безопасные и универсальные подходы: скажем, выбирать палитру, которая прежде всего хорошо сработает для самого экспозиционного пространства. Как пример архитектор привел выставку «Другие берега» в Музее русского импрессионизма.
Агния Стерлигова представила подборку проектов Planet9 с разной цветовой миссией: от полного отсуствия цвета до использование градиента в качестве иллюстрации нарастания градуса трагичности истории. В выставках, посвященных архитектуре, очень часто встречается лаконичный черно-белый рассказ — как в случае экспозиции «Москва. Проектирование будущего» в Музее Москвы, где на 2000 м2 единственными цветовыми акцентами служат сами экпонаты и мультимедийные поверхности. Цвет может работать и как разделитель, особенно если усилить его присутствие объемно-пространственными решениями, как на выставке художника Юрия Пименова: сами работы экспонировались на нейтральном жемчужно-белом фоне, однако между тематическими разделами архитекторы придумали установить красные и белые занавесы-инсталляции.
Особенно часто архитекторы Planet9 любят использовать цвет и выстраивать с его помощью особую драматургию в выставках, посвященных классическому искусству. Так было и с экпозицией гравюр Альбрехта Дюрера в Государственном историческом музее. По убеждению авторов, гравюры с такими непростыми для восприятия сюжетами, особенно при выключенном свете, довольно сложно изучать на протяжении длительного времени, как они того требуют, и сохранять при этом один уровень концентрации. Необходимо делать паузы, чтобы потом с прежним рвением сосредоточиться на ликах всадников Апокалипсиса или, скажем, Дьявола. Поэтому для каждого зала была придумана своя театральная декорация, в которой цвет играл роль того самого эмоционального «антистресса», на который можно было ненадолго отвлечься и психологически перезагрузиться.
Алексей Елисеев — колорист, генеральный директор и совладелец компании MANDERS — согласился, что наиболее запоминающегося и нестандартного эффекта удается добиться, когда цвета выставочного пространства не просто не конфликтуют с палитрой экспонатов, как это происходит с универсальными белыми или светло-серыми и оттенками, но работают с ней в равновесном контрасте, формируя яркое даже не цветовое, а световое пятно, как будто подсвечивая картину и размывая сами экпозиционные поверхности. Особенно смелые эксперименты в этой области в свое время встречались на выставках и музее ИРРИ, когда стены выкрашивались, к примеру, в глубокий синий или темно-серый тона.
Обратил Алексей внимание и на то, что иногда при выборе цвета фона для показа живописи имеет значение цвет паспарту и пропорции самих картин, которые невольно задают и пропорции присутствия цвета на стене. Например, золото хорошо оттеняют такие цвета, как викторианский красный и насыщенный сливовый.
Кстати, и то пространство, где собственно разворачивалась дискуссия, — гостиная Arzamas, — тоже оформлена в цветах от компании Argile, с которой сотрудничает MANDERS. Была задача создать камерную и уютную атмосферу в помещении с высокими потолками, и горизонтальные полосы разных оттенков прекрасно в ней справились.
Так или иначе, именно в сценографии, создаваемой во многом именно с помощью цвета, — секрет успеха феномена выставок-блокбастеров, который мы все сейчас наблюдаем. Неслучайно ПР в 2021 году впервые сделал отдельный номер, посвященный экспозиционному дизайну.
Больше примеров и размышлений о роли цвета ищите в полной версии видео.