Деревянный аэродром, сотовая вышка и «улиточная»: чем удивил шорт-лист АРХИWOOD-2025
Всероссийская премия за лучшее деревянное сооружение продолжает бить рекорды. В этот раз кураторы приняли 327 заявок — в полтора раза больше, чем в прошлом, юбилейном году. Шорт-лист тоже стал самым длинным за 16-летнюю историю АРХИWOOD: 85 участников. Расширилась и география премии — от фанерного ресторана в стиле лампового футуризма на берегу Иссык-Куля до «космического» общественного пространства в бурятском селе и модульного ковчега на берегу Тихого океана. Но главное — среди проектов — потенциальных победителей встречаются прежде небывалые для деревянной премии типологии: пассажирский аэровокзал, вышка мобильной связи, дома для улиток и мухоловок, павильон Мосгортранса для игры в теннис и дом со скалодромом, музей современного искусства и общественный центр для саморазвития. Вива дерево! И онлайн-голосование уже открыто!
Победителей, как повелось в последние годы, будут выбирать в девяти номинациях: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Дизайн среды», «Реставрация, реконструкция и воссоздание», «Малый объект», «Арт-объект», «Дерево в интерьере», «Дерево в экстерьере», «Предметный дизайн». В каждой номинации их два: по выбору «народа» и профессионального жюри.
В жюри в этом году вошли архитекторы Алексей Гинзбург (бюро GA) и Рубен Аракелян (WALL), победители прошлых лет Сергей Мишин (studio mishin), Дмитрий Овчаров (nefa architects) и Павел Гордеев (АБ «Гордеев-Демидов»), меценат и основатель Творческого сообщества МИРА Дмитрий Разумов (именно благодаря его усилиям появляются такие объекты, как обладатель специального приза прошлого года — ГЭС на Нерли — или номинант нынешней премии — галерея «Коллайдер»). Кроме того, членами жюри стали историк архитектуры, экскурсовод и основатель проекта «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов, архитектурный фотограф Максим Лоскутов и один из новых членов Экспертного совета АРХИWOOD, создатель проекта Open Village Владислав Копица.
Коротко пробежимся по каждой из номинаций. В «Арт-объекте» — ожидаемо много проектов с архитектурных фестивалей. Помимо уже хорошо известных «Архстояния» в Никола-Ленивце и «Древолюции», которая последние годы проходит в Галиче, прозвучали и относительно новое «Не пустое место» в Свердловской области, и дебютант «Архнева» в Санкт-Петербурге, и отметивший в этом году 10-летие, но несправедливо плохо известные в России белорусские «Мастерские в лесу».
Зато объекты из Галича и Калужской области проникли и в более практичную номинацию «Малый объект»: в ней оказались баня с зимней «Древолюции», входная группа «Противо стояние» — с летней и «Песочница» Наринэ Тютчевой как провозвестник будущего музея Никола-Ленивца. Здесь же возникли следы музыкального фестиваля Outline под Талдомом (кухня и душевая Даниила Наринского) и часть диковин этого года: «улиточная», мобильная вышка и павильон, специально выстроенный для (и вокруг) гранитного валуна.
Еще больше хитов в «Общественном сооружении»: тут и деревянный терминал аэропорта в Краснокаменске (Забайкальский край), возведенный за рекордные два месяца, и павильон проката на горнолыжном курорте, в котором Тотан Кузембаев использовал уже существующие гнутые деревянные конструкции, и социальная инфраструктура для Улан-Удэ, и центр экологического туризма в Нижегородской области, и визит-центр в усадьбе Антона Чехова. Выбор обещает быть непростым!
Несколько утешает, что бюро Rhizome, которое, вероятно, уже привыкло побеждать в этой номинации со своими отелями (действительно каждый раз очень качественными и при этом уникальными) на сей раз выступает в номинации «Дерево в экстерьере». Зато в ней меньше всего объектов: отель Eder Vuoksa будет соревноваться с гостиничным комплексом «Свет» от Nord Domos, арт-резиденцией «Дворец-скворец» (все в том же Никола-Ленивце) и пешеходным переходом в Бору от Стаса Горшунова.
А вот с номинацией «Загородный дом» жюри точно придется помучиться. В ней целых 17 проектов — один другого краше: и дом мастерской Кузембаева, словно обшитый паркетом и похожий скорее на дорогой предмет мебели; и дом со скалодромом в виде атланта; и стильная вилла белорусов Zrobim Architects, и необычная усадьба, где сруб из серо-серебристой сосны-кело искусно сочетается с кирпичом; и необычный «ковчег» на Камчатке со стеклянным куполом, и личный дом архитектора Владимира Кузьмина, и даже очередные итерации модульных домов Сергея Наседкина и Александра Порошкина.
Номинациями с наибольшим количеством заявок наряду с «Арт-объектом» традиционно стали «Дерево в интерьере» и «Предметный дизайн». К счастью, из почти 60 проектов в каждой из них экспертный совет уже отсеял значительную часть. «Предметов» осталось шесть (от зеркала в форме песочных часов из обгоревшего дерева до стола, вдохновленного творчеством Сальвадора Дали), а «Интерьеров» — семь. Среди них — образовательные пространства от бюро Utro и «Чехарда», выставка Брюллова в Русском музее и бывшая трансформаторная подстанция речного порта на нижегородской Стрелке.
Кстати о реконструкции (по инициативе сокуратора Юлии Шишаловой — по совместительству главного редактора ПР — с 2023 года номинация «Реставрация» ею была расширена и обогащена). Два жилых дома, прошедших в шорт-лист, сохранили свою функцию, а вот остальные изменили: превратились в гостиницы (в Вологде и Казани) или музеи (в Суздале и Костромской области). Особняком стоит лабаз в Юрьевце, который усилиями большой команды (София Познанская из Института территориального развития Ивановской области, бюро АПРЕЛЬ, «Ивановореставрация», светодизайнер Дарья Чиримисина) стал городской гостиной и центральным местом мероприятий, приуроченных к 800-летию города в этом году. Кстати, АПРЕЛЬ в 2023 году взял сразу две награды — и в этот раз тоже заручился серьезным «аргументом» за победу.
Жесткая конкуренция намечается и в последней номинации из нашего списка — «Дизайн среды». Так совпало, что из 7 проектов 6 — это благоустройство набережных, от Калининградской области до Татарстана и Башкортостана, а еще один проект — о преображении территории вокруг усадьбы А.С. Пушкина в Болдине с лирическим названием «Место творческой силы».
Пожалуй — глядя списки имен номинантов премии и их проекты — его можно отнести и к самому АРХИWOOD как явлению. Как неоднократно подчеркивал куратор Николай Малинин, дерево объединяет и притягивает исключительно хороших и талантливых людей. А основатель компании «Архивуд» (учредившей премию) Александр Львовский называет дерево «материалом архитектурной свободы». Так что когда пойдете голосовать за шорт-лист этого года — не забудьте заглянуть и в длинный реестр, где тоже немало классных вещей. Например, частная библиотека ученого-историка и писателя Андрея Карагодина, спроектированная Алексеем Комовым: возможно, если бы ее не обшили зеркальными панелями, придерживаясь изначального прообраза от MVRDV, это изящное сооружение еще сильнее усложнило бы выбор в номинации «Малый объект». Или лестница на Мастрюковской горе от самарского проекного бюро ТМ — проект справедливо вошел в наш ТОП-100 лучших реализаций 2023-2025, опубликованный в ПР2025.
Их отсутствие, впрочем, не уменьшает накал страстей и интригу, кто в итоге возьмет «деревянную ветвь». Об этом мы узнаем на торжественной церемонии 11 сентября во дворе бывшего Института Стрелка. И ведь Институт с АРХИWOOD ровесники, между прочим, — но премия живет до сих пор и, мы верим, проживет еще долго и счастливо. Как все, что делается из дерева.