Реконструкция квартала в г. Варшава, Польша I Теория мультикомфорта. Дипломная работа выполнена на основе архитектурного конкурса Architecture Student Contest. Saint-Godain 2022 © Арина Боровикова

Дипломная софт-культура: как показывать места для зрелищ и выстраивать ткань повествования о Центре льна

В середине ноября в рамках фестиваля «Открытый город» прошел конкурс архитектурных дипломов. Выпускники со всей России публично защищали свои проекты, а отбором проектов занимались кураторы и преподаватели Софт Культуры. Публикуем работы финалистов — получилась весьма разнообразная палитра тем: от «идеального квартала» в Варшаве и гостиницы в глиняном городе до методики работы с руинами и проектов по привлечению внимания к малым городам России. Но чуть ли не важнее комментарии экспертов — мини-руководство по подаче и сторителлингу.

деятельность: Партнеры Askēsīs Studīo, архитекторы ПИК ArchLab, преподаватели МАРШ и Софт Культуры. Выпускники МАРШ и TU Delft. В разное время работали в бюро Александра Бродского, Mecanoo и роттердамском офисе MLA+

деятельность: Архитектор в московском бюро ABD architects и преподаватель в МИИГАиК, куратор и преподаватель Софт Культуры. Стажировался в гонконгском офисе ОМА, работал в бюро Nowadays и СХЕМА

Реконструкция квартала в Варшаве

Арина Боровикова, УГНТУ (Уфа), бакалавриат

Эта работа началась с участия в конкурсе, где нужно было осмыслить комфорт как ключевое качество жилого пространства: не только его визуальные составляющие, но и акустику, температуру, свет, качество воздуха. Все архитектурные решения должны были быть технически обоснованными.

Поэтому Арина предложила разместить в студенческих корпусах остекленные внутренние сады, где жильцы могли бы взаимодействовать с природой, не выходя из дома. Сады — еще и важная часть системы вентиляции, они работают как естественный фильтр воздуха. Арина решила использовать в интерьерах больше стекла — оно впускает в помещения свет, и он пронизывает пространство с пятого до первого этажа. Это не только эффектный прием, но и способ сократить затраты на освещение и отопление.

ссылка на альбом

Реконструкция квартала в Варшаве. Арина Боровикова, УГНТУ (Уфа), бакалавриат
Реконструкция квартала в Варшаве. Арина Боровикова, УГНТУ (Уфа), бакалавриат

Александра Боева и Андрей Фомичёв:

Сразу поражает объем работы: обычно такой результат выдает целая команда, а здесь один человек подробно проработал все — от общей концепции до инженерной начинки. Качество впечатляет не меньше — это касается и самого проекта, и его подачи: диплом эффектно проиллюстрирован, рендеры можно разглядывать долго и с удовольствием, и повествование собрано в четко организованный и увлекательный альбом — работа подана убедительно и цельно. С таким набором навыков у Арины не должно быть трудностей с устройством на работу в российские и зарубежные бюро.

 

Площадной театр в Москве. Марта Абрамова, МАрхИ, бакалавриат
Площадной театр в Москве. Марта Абрамова, МАрхИ, бакалавриат

Площадной театр в Москве

Марта Абрамова, МАрхИ, бакалавриат

В проектной студии Марты театр был первым из трех проектов дипломного года. Финальной работой должен был стать гибридный объект. Марте было интересно изучить взаимоотношения театра и общественных пространств, так что она решила посмотреть, что будет, если поменять местами зрителей и актеров и сделать театр частью будничной жизни. 

Здесь все предназначено для проведения спектаклей: на фасады можно повесить декорации, и горожане приходят сюда отдыхать, наблюдая за репетициями, проверкой звука, настройкой освещения и подготовкой окружения. Площадь, окруженная несколькими корпусами, становится как будто вывернутой наизнанку сценической коробкой, и на ней живет робот Василий, помогающий персоналу воплощать любые идеи в жизнь.

В западном корпусе находятся репетиционные залы, мастерские и склады. В прилегающих зданиях предусмотрено арендное жилье для работников театра, приглашенных артистов и их семей. Это двухсторонние квартиры, где из гостиных открывается вид на площадь.

ссылка на альбом

Площадной театр в Москве. Марта Абрамова, МАрхИ, бакалавриат
Площадной театр в Москве. Марта Абрамова, МАрхИ, бакалавриат

Александра Боева и Андрей Фомичёв:

Самый интересный аспект этого диплома — работа с контекстом: с ходу становится ясно, что это проект про центр Москвы с его навесными декорациями и круговоротом событий. Внутренняя жизнь здания — и конструктив, и программа — тоже продумана с большим вниманием и здоровой долей безумия. И это не только про робота, помогающего с декорациями: на этой площади ежедневная рутина превращается в яркий и живой сюжет. 

Только жаль, что эта энергия не нашла отражения в верстке альбома. Она получилась строгой и аккуратной и никак не намекает на бурлящую жизнь самого проекта. А еще картинкам не хватает пояснений: например, планировки очень хорошие, но в экспликации удалось разобраться с трудом. Это важно: изображения не всегда говорят сами за себя, особенно если это двухмерные проекции.

Гостиница на окраине Шибама. Екатерина Илюхина, МАРШ, магистратура.Верхне-левый квадрант является внутренне-индивидуальным царством субъективного, психологии и интенциональности, переживания и непосредственного эстетического отклика. Нижне-левый квадрант является внутренне-коллективным, межсубъективным царством культуры и символов, смысла и морали. Верхне-правый квадрант является внешне-индивидуальным, объективным царством наблюдаемого поведения и объектности, будь то биологические характеристики или формы, вещества, конструкции и так далее. Нижне-правый квадрант является внешне-коллективным, межобъективным царством систем, будь то экологические, экономические, технические, социальные или какие-либо еще системы
Гостиница на окраине Шибама. Екатерина Илюхина, МАРШ, магистратура.Верхне-левый квадрант является внутренне-индивидуальным царством субъективного, психологии и интенциональности, переживания и непосредственного эстетического отклика. Нижне-левый квадрант является внутренне-коллективным, межсубъективным царством культуры и символов, смысла и морали. Верхне-правый квадрант является внешне-индивидуальным, объективным царством наблюдаемого поведения и объектности, будь то биологические характеристики или формы, вещества, конструкции и так далее. Нижне-правый квадрант является внешне-коллективным, межобъективным царством систем, будь то экологические, экономические, технические, социальные или какие-либо еще системы
В качестве локации Екатерина выбрала вертикальный глиняный город Шибам. У города уникальная пространственная структура, его окружает внешняя граница в виде стены, сосредотачивая всю жизнь внутри
В качестве локации Екатерина выбрала вертикальный глиняный город Шибам. У города уникальная пространственная структура, его окружает внешняя граница в виде стены, сосредотачивая всю жизнь внутри
Свой диплом Екатерина назвала «Архитектура отречения»
Свой диплом Екатерина назвала «Архитектура отречения»

Гостиница на окраине Шибама

Екатерина Илюхина, МАРШ, магистратура

В качестве места для проектирования Екатерина выбрала Шибам — вертикальный глиняный город в Йемене, который окружен стеной. Здания в черте города соединены мостами на крышах, и каждая отельная постройка принадлежит одной семье. Этот пространственный принцип она взяла за основу устройства гостиницы: сердцевина здания состоит из разноуровневых перекрытий и колонн, а вертикальные коммуникации, санузлы и приватные комнаты распределены по его периметру. Здесь нет естественного освещения, периметр полностью непроницаем для внешнего мира. 

По периметру Екатерина разместила двенадцать номеров, соединенных с общественными зонами узкими мостами. Одноместные номера отделены друг от друга пустотами, матовыми перегородками и растениями. Разномасштабные помещения — приватные и публичные — дезориентируют человека в здании, открывая ему новый способ восприятия действительности.

ссылка на альбом

Гостиница на окраине Шибама. Екатерина Илюхина, МАРШ, магистратура. План 2 этажа
Гостиница на окраине Шибама. Екатерина Илюхина, МАРШ, магистратура. План 2 этажа
Гостиница на окраине Шибама. Екатерина Илюхина, МАРШ, магистратура. План 1 этажа
Гостиница на окраине Шибама. Екатерина Илюхина, МАРШ, магистратура. План 1 этажа

Василий Кулешов:

Прекрасная идея и глубокое исследование архитектуры, обращенной в себя. Методически проект выстроен цельно и последовательно: от первых тезисов об отречении до пространственных и графических решений.

В последней части проекта было бы здорово увидеть сценарий жизни одного из постояльцев, рассказанный через изображения, и какие-то другие детали — особенные моменты, сюжеты, подробности, которые могли бы появиться на картинках и в чертежах. Сейчас интерьерные виды как будто совсем обезличенные, хоть и соответствуют атмосфере проекта.

Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Концепция и посещаемость
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Концепция и посещаемость
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Генплан
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Генплан
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. План и разрез центра
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. План и разрез центра

Центр перформативных искусств

Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат

Фокусом внимания проекта Маргариты стала неэксплуатируемая железнодорожная инфраструктура России, а именно Мокринский Виадук — 340-метровый железобетонный арочный мост на ответвлении Казанской железной дороги. 

Это произведение инженерного искусства, забытое на просторах Чувашии вместе с четырьмя километрами железнодорожного полотна. Мост больше никогда не будет использоваться по назначению, поэтому Маргарита решила найти новый нарратив для живописной локации и попытаться законсервировать здесь эстетику поездки, путешествия. 

Туристы прибывают на вокзал, где можно купить билеты на события, снять домик для проживания, выпить кофе или посмотреть экспозицию, посвященную истории железной дороги. Многофункциональные павильоны можно адаптировать под потребности фестивалей: размещать магазины, кафе, мастерские или небольшие площадки для публичнойпрограммы.

Мост становится каркасом для варьирующихся декораций. Каждая сцена может работать в отдельности или комбинироваться с другими, превращая практически все пространство под мостом в площадку для представлений. В несезон сцены можно разобрать на модули 2×2 м и убрать в автоматизированные склады.

ссылка на альбом

Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Варианты трансформации сцен и зрительных залов
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Варианты трансформации сцен и зрительных залов
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Концепция и посещаемость. Конструкция модулей
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Концепция и посещаемость. Конструкция модулей
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Трансформация декораций
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Трансформация декораций
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Конструкция сцены
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Конструкция сцены
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Трансформируемые модули сцены
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Трансформируемые модули сцены
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Планы/разрезы
Центр перформативных искусств «Виадук». Маргарита Селькова, МАрхИ, бакалавриат. Планы/разрезы

Василий Кулешов:

По моим ощущениям, это тот случай, когда диплом удался именно потому, что его тема была очень близка автору. Работа с историческими объектами всегда кажется беспроигрышным, хотя и сложным сюжетом — решения нужно аккуратно интегрировать в контекст, и здесь это явно удалось. 

Особенно подкупает то, как объединены темы движения поездов и движения в перформативных искусствах. Вообще рассказ о проекте прекрасно структурирован, в нем тонко использованы отсылки к теме театра и находки в графическом языке. И впечатляет уровень детализации — например, проработка модульной конструкции сцены, — это не всегда удается сделать в рамках диплома бакалавра. Не хватило разве что подробностей о жилых модулях.

Станция Коломна. Мария Новикова, МАРШ, бакалавриат
Станция Коломна. Мария Новикова, МАРШ, бакалавриат

Станция Коломна

Мария Новикова, МАРШ, бакалавриат

Бриф проектной студии Марии предлагал спроектировать серию малых пригородных вокзалов на отрезке Рязанского направления Московской железной дороги, учитывая интересы трех акторов: РЖД, органов власти и непосредственных арендаторов. При этом важно было вернуть типологии вокзала символическую роль городских ворот — объекта, определяющего образ города для путешественника.

В Коломне много памятников культурного наследия и хорошо сохранившихся элементов традиционного уклада жизни XVIII−XIX веков. Большая часть музеев здесь частные, и у предпринимателей, занимающихся развитием города, есть представление о том, каким он должен быть, чтобы оставаться привлекательным для туристов.

Стремясь сохранить традиционный облик, город иногда переходит в простое воспроизводство утраченных объектов. Поэтому проект Маргариты отсылает к самой известной достопримечательности города — коломенскому кремлю, но делает это не буквально, а через принцип формообразования и тектонику каркаса.

ссылка на альбом

Станция Коломна. Мария Новикова, МАРШ, бакалавриат
Станция Коломна. Мария Новикова, МАРШ, бакалавриат

Василий Кулешов:

Отличный предпроектный анализ и переосмысление облика исторического города, небанальное и точное. Но получившемуся объекту как будто не досталось должного внимания: не совсем понятно, как он будет функционировать, по каким траекториям двигаются люди, где будет торговля. И жаль, что нет более подробных архитектурных решений — ведь узлы во многом создают характер здания. Кстати, для транспортного объекта было бы интересно придумать навигацию.

Центр льна в Торжке. Александр Иванов, МАрхИ, бакалавриат
Центр льна в Торжке. Александр Иванов, МАрхИ, бакалавриат

Центр льна в Торжке

Александр Иванов, МАрхИ, бакалавриат

Тема этого диплома — децентрализация: проект стремится привлечь жителей мегаполисов к возрождению малых городов и их традиционных промыслов. Комплекс решает типичные проблемы небольших российских городов: отток компетентных кадров, нехватку собственных производств и возможности охвата рынка для продвижения собственной продукции. Он предлагает новый тип поселения, деликатно преодолевая разрыв между городским и сельским образом жизни. Именно этот мотив формирует архитектурный облик проекта: город-торг как центр притяжения, обмена материальными и нематериальными благами.

Центральный мотив проекта — общение и обмен, и программа комплекса делит его на четыре основные функциональные зоны: торговую, жилищно-досуговую, культурную и ремесленную. Эти занятия исторически восходят к городским площадям и связанными с ними обычаями, и планировочная структура комплекса строится на переосмыслении этой типологии. Большинство зданий — малоэтажные, высотные доминанты расположены на полюсах осей движения.

Здание театрально-образовательного центра замыкает театральную площадь. Планировочная структура театра созвучна структуре самого комплекса — движение внутри него организовано аналогично городскому: по улице к площади и так по кругу. Роль таких «площадей» внутри центра играют небольшие фойе, вокруг которых группируются объемы помещений в четырех частях здания — зрительской, лекционной, артистической и производственной. Так как здание театра является доминантой всего комплекса, оно разработано в меньшем масштабе. Это подчеркивает контраст между вертикально ориентированной доминантой-театром и протяженным, горизонтально ориентированным комплексом города-торга. Так Центр льна оказывается деликатно вписанным в окружающий ландшафт, а его силуэт воплощает образ традиционного русского поселения.

ссылка на альбом

Центр льна в Торжке. Александр Иванов, МАрхИ, бакалавриат
Центр льна в Торжке. Александр Иванов, МАрхИ, бакалавриат

Александра Боева и Андрей Фомичев:

Здорово, что в фокусе внимания этого диплома оказалось небольшое поселение и работа с наследием — этой темой студенты интересуются как будто реже, чем типологиями в плотных городах. И сценарий, и визуальная часть — точное попадание в образ: здесь действительно хочется побывать. Но кое-где все-таки не достает интереса к деталям. Например, интересно увидеть интерьеры и более подробные планы каких-то помещений, кроме театра, хотя даже в имеющимся масштабе они выглядят продуманными и элегантными. 

Конструктивный принцип хорошо считывается на общих видах, но было бы здорово включить в буклет конкретные узлы, иллюстрирующие, как традиционный сруб взаимодействует с современными элементами из клееного дерева. И альбому, к сожалению, не хватает цельной структуры: это скорее набор изображений, чем последовательный рассказ.

Архитектура на руинах. Сильвия Аль Убед и Алёна Кокуева, ЯГТУ (Ярославль), магистратура
Архитектура на руинах. Сильвия Аль Убед и Алёна Кокуева, ЯГТУ (Ярославль), магистратура

Архитектура на руинах

Сильвия Аль Убед и Алёна Кокуева, ЯГТУ (Ярославль), магистратура

Исследование Сильвии и Алёны систематизирует методы реконструкции руин и, опираясь на мировую практику, демонстрирует возможности каждого из них на примерах трех проектов: концертного зала, паломнического центра и музейного комплекса. Первые два объекта — итальянские церковь и средневековая часовня, третий — усадьба в Ярославской области. Каждый из проектов предлагает переосмыслить образ и функциональное наполнение руин, учитывая их архитектурные особенности и положение в городе.

ссылка на альбом

Архитектура на руинах. Сильвия Аль Убед и Алёна Кокуева, ЯГТУ (Ярославль), магистратура
Архитектура на руинах. Сильвия Аль Убед и Алёна Кокуева, ЯГТУ (Ярославль), магистратура

Василий Кулешов:

Главный вопрос — а нужно ли вообще трогать руину? Если в ходе работы нашлись аргументы, помогающие ответить на него утвердительно, то работа безусловно имеет смысл. Но в альбом такой анализ не вошел, поэтому не всегда очевиден выбор функции и архитектурных решений для каждого из объектов — сложно понять, как именно авторы применяли выведенные в начале исследования методы реновации. Поэтому, например, смущает, что в первых двух объектах назначение меняется с сакрального на бытовое. Интерьеры красивые, но не ясно, почему они выглядят именно так и как откликаются на свои руинированные оболочки.

Объемные проекции прекрасно подходят выбранной теме (например, взрыв-схемы), а вот чертежам кажется лучше быть покрупнее и более архитектурными, более цельными с художественной точки зрения — сейчас они кажутся слишком технологичными: может быть, это из-за осей и размеров.

читать на тему: