Один из четырех ключевых объекта мастер-плана Уссурийска — молодежный центр (2024). Он играет роль центра притяжения молодежи и как драйвера развития прилегающей к участку парковой территории, которая сейчас не используется. Потенциал развития центра вглубь повлиял на его структуру: архитекторы разделили комплекс на пять проницаемых блоков, которые «приглашают» пройти между ними и изучить пространство. В конструктиве этих блоков как раз использован поликарбонат. Иллюстрация © DO buro

DO buro: «Гибкость — возможно, наша новая монументальность»

Современная архитектура становится все более свободной, гибкой и пластичной, в том числе благодаря новейшим технологиям и материалам. Один из них — поликарбонат, позволяющий архитекторам создавать самые невероятные проекты. Сегодня мы начинаем цикл статей, в котором пять самых разных российских архитектурных компаний делятся своим опытом — своего рода личными «правилами жизни». И первыми о своем творчестве рассказывают основатели DO buro — Александр Казаченко и Вероника Давиташвили. Архитекторы работают с самыми разными масштабами, не боятся ярких и смелых решений и верят, что архитектура — это про заметность.

Реклама ПАО «СИБУР Холдинг»,  erid: 2RanynG77p4

Путь силы

DO в названии нашего бюро можно перевести как «путь» или «то, что ведет». Наша мастерская — это творческая коллаборация трех архитекторов с разным опытом, бэкграундом, характером. И мы думаем, что в этом и есть наша сила. Есть трое и вот этот путь, который мы проходим вместе.

Для нас очень важно подходить к каждому объекту как к уникальному. Мы готовы браться за любой проект, если он близок нам по духу, если мы находим с ним общий язык. И мы будем относиться к нему как к ребенку, постараемся раскрыть его потенциал полностью.

Идеальный заказчик — это заказчик-друг, с которым ты можешь при необходимости говорить на «ты» и сказать ему все как есть, не пытаясь скрывать и приукрашивать. Наша профессия строится на тонких материях. Не каждый заказчик на 100% понимает, каким будет результат работы, поэтому требуется определенное доверие, и вот в атмосфере этого доверия рождаются очень классные вещи.

Павильон «Цветочный сад» (2023) — инновационное крытое пространство для выставки цветочной продукции на ВДНХ. Чтобы разработать такую форму, которая бы устанавливалась на временных фундаментах, без заглубления в грунт, была устойчива к погодным условиям и обладала высокими эксплуатационными характеристиками, архитекторы использовали деревянный каркас, навесы сети Чебышева и легкие конструкции из поликарбоната. Фото: Сергей Волокитин © DO buro
Павильон «Цветочный сад» (2023) — инновационное крытое пространство для выставки цветочной продукции на ВДНХ. Чтобы разработать такую форму, которая бы устанавливалась на временных фундаментах, без заглубления в грунт, была устойчива к погодным условиям и обладала высокими эксплуатационными характеристиками, архитекторы использовали деревянный каркас, навесы сети Чебышева и легкие конструкции из поликарбоната. Фото: Сергей Волокитин © DO buro

Многофункциональный поликарбонат

Бывает так, что в процессе проектирования ты понимаешь — есть только один материал, который отвечает всем условиям. В сфере временной архитектуры, например, их буквально пять. Из них ты скорее всего выберешь один. Проектируя на ВДНХ «Цветочный сад» перед 57-м павильоном, мы отталкивались как раз от материала. Нам очень важно было сделать светопрозрачные конструкции, но стекло и тент не подходили по пожарным ограничениям и ветровой нагрузке. Подходил только поликарбонат. Именно он создавал ощущение замкнутого, но при этом залитого естественным светом пространства. Образ бабушкиной теплицы из детства, который мы повторили.

Русский заказчик не всегда готов к экспериментам с поликарбонатом, особенно для частных построек. Это связано с идеей монументальности архитектуры, которая сидит в подсознании людей. Дом должен быть надежный, крепкий, с толстыми стенами. А если стекло, то трехслойный стеклопакет, чтобы чего не случилось, не дай бог. Можно сколь угодно долго объяснять заказчику, что из поликарбоната действительно можно строить конструктивные стены, что он может заменить утеплитель благодаря пористой структуре, — все равно есть недоверие. А вот во временной архитектуре вообще все замечательно: все любят поликарбонат, и мы его активно применяем.

Поликарбонат — многофункциональный материал. Европейский опыт показывает, что он отлично подходит для общественных пространств — музеев, торговых центров, образовательных учреждений. Если говорить о музеях, то мы знаем, что искусство не любит прямые солнечные лучи. Так что насыщать помещение светом через поликарбонат правильнее с точки зрения внутренней экспозиции. Ну, и нельзя не отметить, что этот материал решает вопросы художественной выразительности, которые всегда волнуют архитекторов.

К нам обратилась дирекция Музея России с просьбой сделать предконцепт для музея, который будет на месте «Экспоцентра». Мы сделали несколько эскизов, техническое задание на проектирование для команды, которая дальше будет работать над архитектурой. Там есть интересный момент: архитектура должна быть пронизана светом. Это аллюзия на русские кружева, концептуальный поиск русского в масштабном сооружении.

Предконцепция национального центра «Россия» на месте Экспоцентра на Красной Пресне, павильоны которого планируется разобрать. Объемы будущих выставочных пространств как будто накрыты гигантской кружевной салфеткой — так наши бабушки когда-то «украшали» телевизор. Иллюстрации © DO buro
Предконцепция национального центра «Россия» на месте Экспоцентра на Красной Пресне, павильоны которого планируется разобрать. Объемы будущих выставочных пространств как будто накрыты гигантской кружевной салфеткой — так наши бабушки когда-то «украшали» телевизор. Иллюстрации © DO buro

Архитектура — это про заметность

От нас ждут смелых решений, которые влекут за собой использование новых экспериментальных материалов. Новые заказчики приходят за стабильностью, а старые — за быстрым, ярким результатом, за образом. Мы себя показали как бюро, которое умеет делать именно интересно и ярко.

Архитекторы любят «расти вверх», потому что архитектура — это про заметность. Архитекторы, жившие и творившие при императорах, при царях, всегда старались построить что-то монументальное и устремленное вверх, чтобы все видели и завидовали.

У общества сейчас тоже будет появляться запрос на монументальное. Сегодня выросла «насмотренность» в архитектуре, и все уже готовы к экспериментам, готовы на что-то действительно красивое и правильное. Задача архитекторов —соответствовать этому. Монументальность просто меняется. Монументальность сталинского ампира — это то, что производит впечатление, переходящее из эпохи в эпоху. Что-то статичное и устойчивое. Возможно, у современного общества монументальность будет связана с тем, что пространство станет максимально гибким.

У нас в работе очень разные проекты. Например, есть крупный жилой поселок на Бали — огромная территория с апартаментами и большим общественным ядром. Есть у нас и временные, совершенно несерьезные вещи. Например, был такой честный проект «Архив» — стеллаж, похожий на елку, в котором предусмотрено пространство для обмена идеями.

С большими проектами работать проще. Чем меньше проект, тем больше и глубже нужно погружаться в детали.

Модульный дом Izumi на Бали (2023) — тот самый редкий случай, когда заказчик не побоялся интегрировать поликарбонат в частную архитектуру. Иллюстрации © DO buro
Модульный дом Izumi на Бали (2023) — тот самый редкий случай, когда заказчик не побоялся интегрировать поликарбонат в частную архитектуру. Иллюстрации © DO buro

СМОТРЕТЬ ПОЛНУЮ ВИДЕОВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ

DO buro — это творческое объединение архитекторов. Команда создает проекты без привязки к одной типологии, стилю или локации. В портфолио — российские и зарубежные проекты: модульные дома Cabanone, комплекс апартаментов на Бали, концепция общественного кластера в Москве, план развития Уссурийска.

читать на тему: