Дворцы для нового народа

Архивный материал из ПР24 об архитектуре «сталинского ретро» вообще и о «новых высотках» в частности с неизбежным сравнением их с подлинными сталинскими постройками.

Это сравнение является одним из ключевых аргументов девелоперов и застройщиков, стремящихся подчеркнуть преимущества комфортабельных и высокотехнологичных современных зданий, выполненных в престижном ретро-стиле. По сравнению с чудесами комфорта новостроек сталинские дома, какими мы знаем их сегодня, конечно, «не тянут»: темные потертые холлы, скрипучие лифты, небольшие, по нынешним меркам, квартиры, недостаток современного сервиса. И тем не менее внешний облик этих домов так привлекателен, что именно к нему стремятся создатели элитных новостроек — настолько он связан в сознании с понятием «престижного жилья». Что неизбежно вызывает вопрос: если и сейчас они обладают таким обаянием, то какими они были в возрасте своих нынешних соперников? «Сталинские» дома строились когда-то как материальная декорация новой и лучшей жизни. Они изображали идеальное жилье будущего, но одновременно были его первыми образцами. Они были доступны лишь элите, но строились не для элиты — просто в те дома, которые были уже готовы, вселилась в первую очередь элита советского народа: передовики производства, деятели культуры, армейские начальники. Они не даром назывались «дворцами для народа»: идея заключалась в том, чтобы постепенно всякое городское жилье выглядело, как высотки или образцовые дома на главных магистралях столицы. И функционально, и эстетически, и конструктивно они были не заповедником для расселения начальства, а полигоном поиска решений, которые можно было затем внедрить в массовое строительство. 

Не случайно И. Жолтовский, автор «элитных» домов на Смоленской и Большой Калужской улицах, занимался проектированием типовой застройки и «озвучил» свою деятельность: «Массовое, типовое — вот, что в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому нам необходимо создать хорошие типы удобного, экономичного красивого жилья. Нужно разработать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей. Я глубоко убежден, что удешевление и индустриализация массового строительства, стандартизация и типизация не противоречат, а способствуют задаче создания красивой, величественной и радостной архитектуры коммунизма».

Эти «типовые» здания, дома-образцы жилья будущего были снабжены самой современной на тот момент инфраструктурой и представляли собой полноценные урбанистические образования, способные себя обслужить, но открытые в город. В высотном здании на Котельнической набережной (руководитель авторского коллектива Д.Чечулин, общая высота 170 м) вокруг вестибюлей располагались помещения бытового обслуживания: в здании на 540 квартир и 10 общежитий было размещено 13 магазинов самого разного направления, от продуктовых до книжных, почта, ателье и даже кинотеатр (теперь — «Иллюзион»). Характер рельефа участка обусловил сложное благоустройство территории с созданием террас, на которых были поставлены беседки, устроены игровые и спортивные площадки. За счет перепада рельефа под внутренним двором частично размещены гаражи. 

Высотное здание на Котельнической набережной (руководитель авторского коллектива Д.Чечулин)
Высотное здание на Котельнической набережной (руководитель авторского коллектива Д.Чечулин)

Центральная высотная часть здания имеет трехлучевой план с четыремя башнями, в ней размещено 10 лифтов. Квартиры не очень большие, в основном двух- и трехкомнатные, но планировка обеспечивает благоприятную ориентацию жилых комнат, хорошую освещенность (соотношение глубины помещений и размеров световых проемов позволяет осветить даже прихожие и коридоры). Кроме того, квартиры оборудованы всеми устройствами, обеспечивавшими высокий уровень комфорта образца 1950-х: мойка, электрохолодильники, стенные шкафы и полки, откидные столы, высококачественные санитарно-технические устройства, мусоропроводы.

Аналогично было устроено жилое здание на площади Восстания (руководитель авторского коллектива М.В.Посохин, общая высота 125 м). В здании общим объемом 16 этажей с высотной частью в 22 этажа размещено 450 квартир (двух-, трех- и четырехкомнатных). Перепад рельефа потребовал создания специального стилобата, в котором размещаются хозяйственные помещения и гаражи. В первом и антресольном этажах располагались магазины, почта, сберкасса, аптека, кафе, парикмахерская, комбинат бытового обслуживания. Здание имеет ступенчатый силуэт: уступчатые корпуса дают населению дома возможность пользоваться плоскими кровлями, как прогулочными террасами.

Застройка 1950-х ставила перед собой задачу соответствовать самым современным представлениям о комфорте не только с точки зрения функций и конструктивных решений, но и в «оформлении» жизни, которое, после периода конструктивистского лаконизма и ограничений военного времени, приобрело, как ни парадоксально, некоторую буржуазную уютность. Так, например, лестницы дома Жолтовского на Большой Калужской были украшены многоцветными живописными орнаментами, в вестибюлях устроены камины, «возле них предусмотрена возможность поставить диван и стол с телефоном». Квартиры наполнены светом, в декоре интерьера использовались лепные карнизы, розетки, специально спроектированная столярка дверей, перегородок и стенных шкафов.

Очевидно, что столь широкий размах в обеспечении комфорта и столь изысканная проработка деталей жилого комплекса требовали индивидуального метода работы и были, при всех благих намерениях проектировщиков, несовместимы с задачами типизации строительства. Стремление привнести комфорт в жизнь каждого советского человека неизбежно сопровождалось определенными жертвами — прежде всего со стороны декора. Идея сделать «дворец для народа» массовым жильем оказалась, конечно, утопической, и ей на смену пришел малопривлекательный реализм «хрущевок» и панельного домостроения, продиктованный жесткими экономическими соображениями.

 Жилое здание на площади Восстания (руководитель авторского коллектива М.В.Посохин)
Жилое здание на площади Восстания (руководитель авторского коллектива М.В.Посохин)

Естественно, что, как только изменилась экономическая ситуация и вместе с ней возник культ капиталистического преуспеяния, комфорта и роскоши, этому мифу потребовалась новая декорация. Декорация материальная, «в осязаемых формах предметного мира» показывающая идеальную среду капитализма, к которому мы официально стремимся и который «строим» с таким же всенародным рвением, как когда-то — социализм. Новое элитное жилье — та же декорация, «осколок светлого будущего», доказательство того, что оно возможно, если только заработать достаточно денег на покупку. В силу генетически присущей современным элитным жилым комплексам утопичности —  при всей их материальности, большинство людей все еще не воспринимают их как часть реального мира, — неудивительно, что за образец их внешней формы берутся «сталинки».

Реклама компании «ДОН-строй» основана на множестве ассоциаций со сталинской эрой, начиная с использования в качестве мотива рекламной песни мелодии «Марша авиаторов» («Все выше, и выше, и выше» стремят они не «полет наших птиц», а этажи своих новостроек), до детального сравнения инфраструктуры, функции и конструкций своих комплексов с московскими «высотками». Выводы, конечно, делаются в пользу нового: в современных элитных домах чистые охраняемые подъезды с полированными полами, бесшумные скоростные лифты, выделенные линии интернет, продуманная система вентиляции и кондиционирования, спутниковое телевидение и инфраструктура, включающая все необходимое для красивой жизни, от косметических салонов и тренажерных залов до системного сервиса. Плюс к этому — квартиры огромной площади со свободной планировкой и панорамным обзором окрестностей и обширные подземные гаражи.

Вроде бы все преимущества налицо, но сами застойщики, похоже, не уверены в том, что их предложение достаточно убедительно. И они начинают приводить в качестве сравнительного аргумента недостатки и упадок «сталинок». Рекламируя «Триумф-палас», компания «ДОН-строй» считает необходимым отметить целый ряд собственных достижений. «У нас, — говорят они, — внутренний двор гораздо больше, чем в гостинице "Украина"». Это, допустим, хорошо. «На внутреннем дворе, расположенном на стилобате здания над досуговой зоной, разбит регулярный парк с фонтаном и беседками, детскими и спортивными площадками». Ничего особенного, если вспомнить дом на Котельнической. «В старых высотках использовался металлический каркас, а "Триумф-палас" возводится по наиболее прогрессивной на сегодняшний день технологии монолитного железобетона с заполнением кирпичом». Вот тут рекламная служба компании совершила промашку: если при строительстве административных высоток действительно применялся металлический каркас, то как раз жилые здания делались во вполне современном железобетоне с заполнением многодырчатым кирпичем, обладающим хорошей теплоизоляцией. И точно так же, как в новой застройке производится облицовка «фасадов престижными материалами: керамогранитом и натуральным камнем», «сталинские» высотки были, как это и до сих пор заметно, облицованы полированным и колотым гранитом, белым подмосковным камнем. Для верхних частей зданий использовалась специально разработанные для «высоток» профильные керамические блоки и плитка.

Излюбленный аргумент современных застройщиков — свободные планировки квартир, обеспеченные отсутствием несущих внутренних стен. Это необходимое, в условиях нынешнего заказа, достоинство на деле оборачивается существенной проблемой. Элитная квартира по определению не может быть нормированной, как советская: ее площадь ограничена только финансовыми возможностями покупателя. Свободные по планировке квартиры имеют площадь от 60 (редкий нонсенс) до 500 и более (многоэтажные) метров. Более или менее очевидно, что при такой площади, как ни разрабатывай внутренний дизайн, неизбежно возникают участки, полностью лишенные естественного освещения, причем это холлы площадью 20-40 м2. В то время как в «жестких» сталинских квартирах площадь темных холлов не превышает 10-12 м2. А одному «сталинскому» коридору (и правда, почти неизбежному в планировках 50-х) сегодня соответствует целый лабиринт загадочно нарезанных маленьких темных прихожих и закутков, составляющих композиционное ядро элитных квартир.

Конечно, эти дивные помещения — только рекомендация застройщиков, но архитекторы «ДОН-строя» отмечают, что подавляющее большинство покупателей этим рекомендациям следуют, беря квартиры с корпоративной отделкой «под ключ». Преимущества новой застройки с точки зрения инфраструктуры и технологии неоспоримы — конечно, в сталинских домах нет ни оптико-волоконных кабелей, ни дублированной системы тепло- и энергоснабжения, ни бассейнов и боулинг-центров.

Отметим, впрочем, что наличие этих благ цивилизации не только привлекают покупателей, но и формирует размер арендной платы, которую ежемесячно вносят владельцы элитных квартир (она составляет приблизительно 1,5 долларов за квадратный мер, что, при больших площадях, набегает в довольно значительную сумму). Наконец, еще один пункт сравнения между «сталинскими» домами и новостройками — роскошь внешнего и внутреннего убранства. Увы, простое визуальное сравнение интерьеров, положим, дома на Большой Калужской с «Алыми Парусами», обнаруживает, при использовании тех же материалов (гранита, мрамора, венецианской штукатурки), существенные недостатки современных решений. 

«Триумф-Палас»
«Триумф-Палас»

Конечно, ДОН-строевские интерьеры дороги и роскошны. Но детали в них случайны и иногда, простите, просто уродливы. Пото­му что имеется определенная разница между классически образованным Иваном Жолтовским, тщательно прорисовы­вающим пропорции всех элементов здания, от общей высо­ты фасада до дверной столярки, и архитектором, который лепит роскошные «классические» детали из архикадовского библиотечного каталога с единственной целью — поразить воображение провинциального покупателя-нувориша. И даже в этом творческом акте нынешний архитектор не свободен: его проектные решения могут быть несколько раз пересмотрены заказчиком-застройщиком, прямо на фа­саде экспериментирующим с материалом или «готовой» де­талью, предложенными очередным поставщиком.

Этот аспект — создание декора и собственно архитектур­ных решений — наиболее наглядно показывает структурную проблему современной элитной застройки. «Сталинские» здания представляли собой целостный архитектурно-конструктивный и функциональный механизм: их внешний облик, их декор были продиктованы той же логикой и той же идеологией, что их планировки и градостроительное разме­щение. В основе всего был тот же пафос формирования среды для «новой жизни». А в работе «ДОН-строя» и, в меньшей степени, других элитных застройщиков существует разрыв между высочайшим технологическим уровнем, от­личным строительным качеством — и искусственным, фор­мальным привнесением архитектурного стиля, появление которого обусловлено какими-то «литературными» причи­нами. По-настоящему современные жилые комплексы втис­киваются в государственный образ «всенародного счастья» пятидесятилетней давности. 

Супер-жилье, доступное толь­ко напряженно работающему «новому» человеку капита­лизма, оформляется под идеальный социалистический дво­рец для народа, гипотетически, в будущем, доступный любому. Привнесение этого стиля и настойчивое сравнение с оригиналом оказывает новостройкам «медвежью услугу»: в них самих обнажается функциональное и эстетическое несоответствие, дискредитирующее вкус их авторов — архи­текторов и застройщиков. Что совершенно излишне, потому что ничего принципиально плохого в деятельности того же «ДОН-строя» нет, наоборот, это уникальный для России строительно-финансовый механизм, с беспрецедентными масштабами деятельности, кстати, довольно много сил уде­ляющий работе с муниципальным заказом. Все это доста­точно серьезно для того, чтобы не размениваться на дешевый пиар, основанный на том, что 50 лет назад не было интернета и скоростных лифтов.

Спору нет: «сталинки» поизносились и трубы в них те­кут, но, если уж на то пошло, как будут выглядеть наши элитные новостройки через полвека? Вполне возможно, что и они придут в упадок, став жертвами спешки, в которой, в порыве «капиталистического энтузиазма», возводятся. А может быть, как и их великие предшественники, они до­стигнут статуса символа эпохи, прорыва в мечту, останутся романтическими дворцами нового, разбогатевшего народа и лучшими достижениями «капиталистического строитель­ства».

Бесспорно одно: у них было бы больше шансов на бессмертие, если бы они строились с такой же архитектур­ной честностью, как их сталинские «старшие братья».

читать на тему: