Эйдан Поттер: «Здания похожи на куколок»
Несмотря ни на что, английское бюро John McAslan + Partners продолжает строить в России. В интервью ПР его партнер, хорошо известный москвичам проектами конверсии промышленных территорий фабрик Станиславского и «Большевик», говорит о своем отношении к Москве, о потенциале зданий несколько раз в течение жизни становится бабочками и о новом проекте — жилом доме для квартала Republic на Пресне.
Архитектор, партнер бюро John McAslan + Partners
деятельность: Впервые присоединившись к практике МакАслана еще в 1980-х, будучи студентом, на сегодняшний день Эйдан Поттер — один из ведущих архитекторов и управляющий партнер бюро. Среди знаковых проектов с его участием — Roundhouse в Лондоне, который сначала был паровозным депо, потом культовой концертной площадкой английского андеграунда, а затем — после масштабной реконструкции — снова концертным залом, где вручают самые престижные музыкальные премии Британии.Проект Россия: Эйдан, у вас ведь уже давние отношения с Москвой. Как вы смотрите на нее сегодня с высоты своего опыта работы во всем мире — и в то же время многолетнего сотрудничества с Россией?
Эйдан Поттер: Впервые я оказался в Москве в 2004-м. Мы получили приглашение принять участие в проектировании бизнес-центра «Олимпия Парк» на Ленинградском проспекте и генплана фабрики Станиславского в историческом Таганском районе. Тогда заказчик увидел и оценил недавно завершенную нами штаб-квартиру Max Mara в Милане и Центр искусств Roundhouse в Лондоне. Оба этих проекта в конечном итоге оказались очень успешными, завоевав множество наград. А мы были в абсолютном восторге, получив возможность поработать в Москве. За прошедшие годы, по мере роста нашей репутации, мы прирастали большими проектами. И теперь, почти 20 лет спустя, можем сказать, что спроектировали более 50 зданий в столице России во всех типологиях: культурной, коммерческой, жилой, культурно-исторической, образовательной и развлекательной.
Уникальная и сложная история и культура Москвы всегда очаровывали нас, и мы поначалу были поражены качеством и нереализованным потенциалом столь многих ее исторических зданий и районов. Возможность применить свои навыки тонкой адаптации старинных зданий в современный архитектурный ландшафт города очень взволновал нас. Мы начали постепенно осваивать картографию Москвы и стали лучше понимать этот город, открывая и изучая его бесконечно богатое разнообразие районов и микрорайонов: Пресненский, Таганский, Полянка, Китай-город, Замоскворечье, «Красный Октябрь», Стрелка, Хамовники, Патриаршие пруды, Мосфильмовская… Москва представляет собой интригующее городское повествование с невероятным характером, и это каждый раз удивляет.
ПР: Москва знает ваше бюро как раз в связи с вашей работой наследием. Что в истории нашего города вы сами цените больше всего?
ЭП: Как архитектор я всегда находил мощным и вдохновляющим великое наследие советской архитектуры и конструктивизма. Видение и решимость конструктивистов сделать архитектуру действительно современной на благо «всех» по-прежнему удивительно актуальны, на мой взгляд. Наконец, я всегда обожал Московский метрополитен — красивейший объект городской инфраструктуры. Многие его станции — подлинные архитектурные шедевры.
ПР: Есть у вас в Москве какое-то одно, самое любимое место?
ЭП: Я всегда склонен влюбляться в город, в котором работаю, поэтому не стал бы выделять что-то одно. Пожалуй, историческое ядро в пределах Садового кольца наиболее привлекательно. Мне нравится его человеческий масштаб, изменчивость и атмосфера. Например, я до сих пор обожаю Таганский район, потому что это было мое первое знакомство с Москвой, а фабрика Станиславского с театром стала таким мощным преобразующим среду проектом, что до сих пор остается любимым в нашем портфолио.
ПР: Расскажите о вашем текущем проекте в столице — здании для нового городского квартала на Пресненском Валу.
ЭП: Впервые нас познакомили с этой площадкой с крыши соседнего дома. Помню, как я стоял, глядя на простирающееся передо мной пространство, и просто поражался его масштабам и панорамным видам, которые открываются во всех направлениях.
ПР: Вам как-то удалось проявить эти аспекты локации в своем проекте?
ЭП: На протяжении многих лет работы в Москве во всех наших проектах мы стремились создавать «места для людей» вдали от водоворота движения и шума основных магистралей города. Так и в основе мастер-плана квартала Republic на Пресненском Валу лежит видение свободного от автомобилей пешеходного ландшафта, обеспечивающего единство всех его различных зон и функций. В этом месте есть своя магия. Рано или поздно, будучи в Москве, вы обнаружите себя идущим в сторону Белорусской и Белой площади, или вдоль Ленинградского проспекта, или по Тверской. Пресня вместе с ними — ворота в центр города, и новый квартал должен органично встроиться в эту сеть маршрутов. Несомненно, Republic будет удивительным местом для работы и жизни.
ПР: Как вам кажется, насколько серьезные изменения привнесет этот проект в окружающий исторический контекст? И каким будет его новый облик?
ЭП: Мастер-план квартала сохраняет многие из существующих исторических зданий, но в результате всех преобразований, учитывая масштаб новых строений, он неизбежно приобретет совершенно иной внешний вид. Я считаю, что уникальные старые паровозные мастерские конца XIX – начала XX века и их чистая «бравурность» в сочетании с современной архитектурой станут неотъемлемой частью современного развития Москвы, новой точкой притяжения и мощным проектом интеграции культурного наследия города в его новейшую историю.
ПР: Как вы думаете, ваше новое здание понравится москвичам?
ЭП: Проекты такого масштаба, как Republic, нуждаются в разнообразии подходов, чтобы вместо ощущения монотонной серийности возникало чувство пребывания в живой части города. Поэтому в новом квартале будет представлено множество зданий от разных архитекторов, чтобы у горожан и будущих жильцов был выбор. Я надеюсь, что некоторым (многим!) людям понравится именно наш проект, который очень отличается по характеру и предлагает прекрасно спланированные квартиры на всех уровнях. Учитывая исключительные виды, доступные с большинства этажей во всех направлениях, он предлагает панорамные окна и балконы, чтобы максимизировать свет и объем во всех квартирах. Это очень «урбанистическое» и городское здание — отличное место для жизни!
ПР: Чем вы вдохновлялись?
ЭП: Наше здание расположено в юго-восточном углу участка и выходит прямо на улицу Пресненский Вал. Такое расположение налагает огромную ответственность на архитектора, поскольку строение станет частью фасада важной столичной улицы. Именно ему предстоит стать связующим мостиком между новым кварталом и городом в целом. Поэтому мы заложили в него определенную визуальную основательность и хорошо знакомую жителям мегаполисов иерархию, когда четко артикулированы базовый уровень восприятия с улицы, средний и самый верхний. Такой прием, с одной стороны, нивелирует масштаб здания, а с другой — связывает его с сохранившимися промышленными постройками на участке. В некотором отношении наш дом предлагает своего рода современное прочтение концепции Loft Living, которая прекрасно перекликается с духом индустриального наследия Пресни. В то же время это здание — не самостоятельный объект, а еще один «узелок» во вновь создаваемой городской ткани. В этом смысле оно естественным образом «родственно» нашему завершенному зданию по соседству, в квартале на Пресненском Валу, 21, к которому оно, кстати, примыкает, но имеет другой характер и материал исполнения. Так или иначе, виды из нашей башни на город будут удивительными, и я верю, что весь квартал в целом станет очень успешным развитием большого плана преобразования Москвы.
ПР: Какие основные принципы, по вашему мнению, необходимо соблюдать при реализации таких проектов интеграции нового и старого?
ЭП: Наш основополагающий принцип звучит так: старые здания нуждаются в новых идеях. Я считаю, что наше разнообразное портфолио, в которых объекты культурного наследия сохранены, адаптированы и интегрированы в новые проекты, является доказательством той единой идеи, которой мы придерживаемся. Здания, величественные или скромные, похожи на куколок. У них есть потенциал превратиться во что-то новое, продуктивное, привлекательное и индивидуальное, но без ущерба их архитектурному генезису или вкладу в историю.
Уверен, что в проектах адаптивного повторного использования всегда присутствует необходимость, даже обязанность проявлять заботу: улучшать условия жизни в городе, уменьшать негативное воздействие на окружающую среду, заново открывать и показывать достоинства и атмосферу существующих конструкций, пространств и материалов. Именно эти длительные эффекты и взаимоувязанные свойства проектов приспособления уникальным образом улучшают жизнь и пространств, и людей.