Первый концептуальный эскиз

Экопотребление и скатерть-самобранка: как архитекторы OFFCON придумывали ресторан будущего

В Москве открылся первый ресторан KFC, в котором нет обслуживающего персонала, а заказы формируют и выдают роботы. Его придумали в бюро OFFCON. Главный архитектор проекта Андрей Калмыков рассказал, как шла работа над концепцией общепита будущего и что в итоге было реализовано

Концепция 

«Изначально новый ресторан KFC задумывался как ресторан будущего, в котором нет персонала и кассы — все полностью автоматизировано. На первом этапе нам дали полную свободу, чтобы мы представили новое видение ресторана. Мы определили, что будущее цивилизованного общества состоит в разумном потреблении, бережном отношении к ресурсам и материалам, без бутафорских декораций в стиле “Стар Трека”», — рассказывает архитектор. 

Работа началась с поиска перерабатываемых и вторично-использованных материалов в отделке и мебели. Рассматривались картонные трубы-гильзы, прессованный пластик и даже панели из прессованных алюминиевых банок. «В первоначальной версии мы даже предлагали “аквариумы” с гидропонной системой выращивания тех самых 11 трав и специй, которые используются в приготовлении блюд ресторана. Вообще тема озеленения в проекте была одной из ведущих», — поясняет Андрей Калмыков. Кроме того, архитекторы предлагали отказаться от использования одноразовой посуды и установки в зале видимых посудомоечных машин, а также контейнеров для сортировки мусора.

Первая версия. Собственное видение ресторана будущего без привязки к площадке
Первая версия. Собственное видение ресторана будущего без привязки к площадке
Первая версия. Собственное видение ресторана будущего без привязки к площадке
Первая версия. Собственное видение ресторана будущего без привязки к площадке
Первая версия. Собственное видение ресторана будущего без привязки к площадке
Первая версия. Собственное видение ресторана будущего без привязки к площадке
Примерка первой версии на площадке
Примерка первой версии на площадке
Примерка первой версии на площадке
Примерка первой версии на площадке
Примерка первой версии на площадке
Примерка первой версии на площадке

Интерьер

Изначально интерьер задумывался в духе чистого минимализма — слегка футуристичного, легкого и светлого пространства: «В поисках образов мы вдохновлялись фильмом “Назад в Будущее - 2”. Это та часть, где главный герой попадает в будущее и заходит в автоматизированный дайнер, в котором есть элементы ностальгии по 80-м годам XX века». 

Главным элементом и вау-фактором ресторана стал способ доставки заказа посетителю. KFC изначально предложил использовать для этого ячейки, похожие на камеру хранения. Но OFFCON предложили альтернативный вариант. Он более соответствовал правильному и оригинальному представлению с точки зрения мира будущего. «Во всех фантастических фильмах, комиксах и книгах еда автоматически поднимается снизу вверх на столешницу. Эту идею можно сравнить со старой доброй сказкой о скатерти-самобранке, когда еда появляется на столе сама. Стол и застолье, как культурный код России, могли бы стать узнаваемыми уникальными элементами. Именно такой мы представляли себе главную точку притяжения всего ресторана: в просторном белом зале — большая центральная стойка с прозрачным основанием. И, глядя в нее, можно увидеть, как поршни поднимают из глубин кухни на поверхность стола теплую еду. Это очень красивый и романтичный образ в духе футуристов начала XX века: машина для жилья, машина для еды», — рассказывает Андрей Калмыков. Однако в силу технических причин эта идея не получила развития. Сейчас сформированные заказы выдает роборука.

Даллас сказал «держаться корней»
Даллас сказал «держаться корней»
Даллас сказал «держаться корней»
Даллас сказал «держаться корней»
Даллас сказал «держаться корней»
Даллас сказал «держаться корней»
Новая мутация
Новая мутация
Новая мутация
Новая мутация
Новая мутация
Новая мутация

Визуальный код 

Главный офис KFC в Далласе видит свой бренд максимально традиционно и привычно для посетителя. Это основная линия бренда. Именно поэтому архитекторы OFFCON в итоге максимально приблизились к узнаваемому облику ресторана. «С каждым новым эскизом мы все дальше уходили от образа футуристичного ресторана, превращаясь в ресторан обычный, привычный и узнаваемый для пользователей. В итоге мы пришли к довольно традиционному интерьеру с большим использованием дерева и фирменного красного и черного цвета. Однако все эти материалы получили новое выражение в формах. Мы сохранили узнаваемость и “южные” корни ресторана, но привнесли в образ современный, немного скандинавский минимализм, строгость и технологичность главных элементов, отражающих суть нового автоматизированного ресторана», — поясняет суть итогового решения архитектор.

 Утвержденная ветвь развития идеи. Еще стоят волнообразные экраны, от которых в итоге отказались
Утвержденная ветвь развития идеи. Еще стоят волнообразные экраны, от которых в итоге отказались
 Утвержденная ветвь развития идеи. Еще стоят волнообразные экраны, от которых в итоге отказались
Утвержденная ветвь развития идеи. Еще стоят волнообразные экраны, от которых в итоге отказались
 Утвержденная ветвь развития идеи. Еще стоят волнообразные экраны, от которых в итоге отказались
Утвержденная ветвь развития идеи. Еще стоят волнообразные экраны, от которых в итоге отказались
Итоговый утвержденный дизайн
Итоговый утвержденный дизайн
Итоговый утвержденный дизайн
Итоговый утвержденный дизайн
Итоговый утвержденный дизайн
Итоговый утвержденный дизайн

Проект начался в начале августа и закончился в конце 2019 года, развиваясь очень динамично. Разработав множество вариантов концепции, архитектурное бюро OFFCON утвердило итоговый и приступило к выбору мебели, освещения и материалов. «После того, как мы выпустили последние чертежи, проект стал развиваться без нашего участия и надзора. В итоге он исполнен с максимальной точностью по отношению к одобренной концепции и финальным чертежам. Есть только один момент, который мне не понравился, — тон дерева на полу совпадает с тоном дерева на стенах, что не соответствует проекту. Контраст должен был стать очень тонким и нюансным решением», — говорит Андрей Калмыков.

Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан
Добро пожаловать в первый роботизированный ресторан

Новый ресторан будущего расположен у станции метро «Бутырская». Заказ принимают специальные киоски, которые узнают постоянных покупателей, но при этом личным данным посетителей ничего не угрожает. В процессе формирования заказ движется по открытому конвейеру и затем помещается роборукой в специальную ячейку. Что касается меню, то посетителям доступны привычные блюда — за исключением мороженого в рожке, алкогольных напитков и лимонада.

читать на тему: