Экопотребление и скатерть-самобранка: как архитекторы OFFCON придумывали ресторан будущего
В Москве открылся первый ресторан KFC, в котором нет обслуживающего персонала, а заказы формируют и выдают роботы. Его придумали в бюро OFFCON. Главный архитектор проекта Андрей Калмыков рассказал, как шла работа над концепцией общепита будущего и что в итоге было реализовано
Концепция
«Изначально новый ресторан KFC задумывался как ресторан будущего, в котором нет персонала и кассы — все полностью автоматизировано. На первом этапе нам дали полную свободу, чтобы мы представили новое видение ресторана. Мы определили, что будущее цивилизованного общества состоит в разумном потреблении, бережном отношении к ресурсам и материалам, без бутафорских декораций в стиле “Стар Трека”», — рассказывает архитектор.
Работа началась с поиска перерабатываемых и вторично-использованных материалов в отделке и мебели. Рассматривались картонные трубы-гильзы, прессованный пластик и даже панели из прессованных алюминиевых банок. «В первоначальной версии мы даже предлагали “аквариумы” с гидропонной системой выращивания тех самых 11 трав и специй, которые используются в приготовлении блюд ресторана. Вообще тема озеленения в проекте была одной из ведущих», — поясняет Андрей Калмыков. Кроме того, архитекторы предлагали отказаться от использования одноразовой посуды и установки в зале видимых посудомоечных машин, а также контейнеров для сортировки мусора.
Интерьер
Изначально интерьер задумывался в духе чистого минимализма — слегка футуристичного, легкого и светлого пространства: «В поисках образов мы вдохновлялись фильмом “Назад в Будущее - 2”. Это та часть, где главный герой попадает в будущее и заходит в автоматизированный дайнер, в котором есть элементы ностальгии по 80-м годам XX века».
Главным элементом и вау-фактором ресторана стал способ доставки заказа посетителю. KFC изначально предложил использовать для этого ячейки, похожие на камеру хранения. Но OFFCON предложили альтернативный вариант. Он более соответствовал правильному и оригинальному представлению с точки зрения мира будущего. «Во всех фантастических фильмах, комиксах и книгах еда автоматически поднимается снизу вверх на столешницу. Эту идею можно сравнить со старой доброй сказкой о скатерти-самобранке, когда еда появляется на столе сама. Стол и застолье, как культурный код России, могли бы стать узнаваемыми уникальными элементами. Именно такой мы представляли себе главную точку притяжения всего ресторана: в просторном белом зале — большая центральная стойка с прозрачным основанием. И, глядя в нее, можно увидеть, как поршни поднимают из глубин кухни на поверхность стола теплую еду. Это очень красивый и романтичный образ в духе футуристов начала XX века: машина для жилья, машина для еды», — рассказывает Андрей Калмыков. Однако в силу технических причин эта идея не получила развития. Сейчас сформированные заказы выдает роборука.
Визуальный код
Главный офис KFC в Далласе видит свой бренд максимально традиционно и привычно для посетителя. Это основная линия бренда. Именно поэтому архитекторы OFFCON в итоге максимально приблизились к узнаваемому облику ресторана. «С каждым новым эскизом мы все дальше уходили от образа футуристичного ресторана, превращаясь в ресторан обычный, привычный и узнаваемый для пользователей. В итоге мы пришли к довольно традиционному интерьеру с большим использованием дерева и фирменного красного и черного цвета. Однако все эти материалы получили новое выражение в формах. Мы сохранили узнаваемость и “южные” корни ресторана, но привнесли в образ современный, немного скандинавский минимализм, строгость и технологичность главных элементов, отражающих суть нового автоматизированного ресторана», — поясняет суть итогового решения архитектор.
Проект начался в начале августа и закончился в конце 2019 года, развиваясь очень динамично. Разработав множество вариантов концепции, архитектурное бюро OFFCON утвердило итоговый и приступило к выбору мебели, освещения и материалов. «После того, как мы выпустили последние чертежи, проект стал развиваться без нашего участия и надзора. В итоге он исполнен с максимальной точностью по отношению к одобренной концепции и финальным чертежам. Есть только один момент, который мне не понравился, — тон дерева на полу совпадает с тоном дерева на стенах, что не соответствует проекту. Контраст должен был стать очень тонким и нюансным решением», — говорит Андрей Калмыков.
Новый ресторан будущего расположен у станции метро «Бутырская». Заказ принимают специальные киоски, которые узнают постоянных покупателей, но при этом личным данным посетителей ничего не угрожает. В процессе формирования заказ движется по открытому конвейеру и затем помещается роборукой в специальную ячейку. Что касается меню, то посетителям доступны привычные блюда — за исключением мороженого в рожке, алкогольных напитков и лимонада.