Проект «Глэмстрой» в рамках архитектурного фестиваля «Архитектон». Авторы проекта: Дмитрий Мухин, Ксения Бендина. Расположение: Санкт-Петербург, улица Якубовича. Экспонирование: 25 августа — 31 октября 2023

Эстетизация повседневности: история самого «гламурного» архитектона петербургского архитектурного фестиваля

С 13 по 17 сентября в петербургском «Манеже» прошел обновленный фестиваль «Архитектон» под эгидой местного Союза архитекторов. Событие, тем не менее, получилось отнюдь не местечковым, а масштабным, как сейчас любят говорить — «федерального уровня», и при этом очень архитектурным, насыщенном идеями, месседжами и манифестами. Начинаем рассказ о перезагрузке фестиваля с одного из самых заметных — по крайней мере для горожан, причем даже и после окончания прочих мероприятий — высказываний: экспозиции «Архитектоны. Магистрали», выставленной с заднего фасада «Манежа» (сначала их хотели расставить вдоль Конногвардейского бульвара), для которой 15 молодых команд архитекторов до 35 лет переосмысляли образ «чистой архитектуры». Точнее — с одного конкретного «Архитектона» под названием «Глэмстрой», который разместился особняком у западного фасада, со стороны улицы Якубовича. Участница команды, которая его создала, — искусствовед Ксения Бендина — написала нам о том, что послужило вдохновением для объекта, который, судя по имени, эстетизирует повседневную стройку; а также при чем тут несохранившийся петровский дворец на Новой Голландии, заключенный в трубу канал и первое в Петербурге озеленение общественного пространства.

16 (27 по новому стилю) мая 1703 года на одном из отвоеванных у шведов островов была заложена деревянная крепость, ставшая первой постройкой петровского «парадиза» — Санкт-Петербурга. Самого Петра на закладке крепости не было, так как до конца не была ясна судьба новых территорий. Лишь три года спустя, в свой день рождения, Петр установил закладной камень уже для перестройки крепости в камне. Не только перестройка Петропавловской крепости, но и любое другое архитектурное событие не проходило без участия самого императора. Он выполнял роль архитектора-прораба, нередко «гулял по работам» — отслеживал все этапы строительства.

Пьетро Антонио Новелли «Основание Санкт-Петербурга царем Петром I». Начало XVIII  века
Пьетро Антонио Новелли «Основание Санкт-Петербурга царем Петром I». Начало XVIII века

В отличие от современного облика Петербурга, по замыслу Петра центром новой столицы должен был стать Васильевский остров. Именно там появились первые каменные строения — дворцы царских сановников и административные здания; были даже вырыты каналы, по которым планировалось передвигаться на лодках. После смерти императора каналы были засыпаны, и центр постепенно перешел на противоположную сторону Невы.

Алексей Зубов. «Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года». 1714
Алексей Зубов. «Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года». 1714

Адмиралтейский остров же первоначально должен был стать промышленной зоной, поэтому активно предпринимались меры, чтобы знатные и богатые люди не строили там домов. Помимо городского строительства важной задачей при создании Петербурга было строительство Северного флота, и Адмиралтейский остров, по мнению Петра, был для этого наилучшей площадкой. Поэтому общий вид острова в начале XVIII века был весьма аскетичным. В 1704 году были заложены верфь и здание Адмиралтейства. Так как местность была низменной и заболоченной, для транспортировки древесины к Адмиралтейству была разработана сеть каналов. Дороги были ненадежными, а сам император хотел, чтобы в новой столице передвигались исключительно на лодках, а не в каретах. Появились Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие Неву и Мойку, а образовавшийся остров из-за устройства территории по образцу голландских верфей получил название «Новой Голландии». О вовлеченности Петра I в процесс строительства также говорит тот факт, что на острове находился один из его личных дворцов (1). После смерти императора, уже в 1730-е годы, «Голландия» начала выполнять роль склада древесины. Древесину переплавляли к Адмиралтейству по одноименному рукотворному каналу, который появился около 1717 года и в последствии стал Конногвардейским бульваром.

(1) В своей книге «Новая Голландия и ее окружение» краевед Татьяна Соловьева указывает чертеж, ранее находившийся в фонде картографии Библиотеки Стерлинга в Йельском университете. На нем в центре острова ясно виден одноэтажный дворец, в котором Петр мог останавливаться при посещении Галерной верфи.

Алексей Зубов. Адмиралтейство. 1716-1717
Алексей Зубов. Адмиралтейство. 1716-1717
Карта Санкт-Петербурга 1717 года
Карта Санкт-Петербурга 1717 года

Первоначальная, заложенная Петром роль Адмиралтейского острова как промышленной окраины начала меняться к началу XIX века, что особенно отразилось на облике Адмиралтейского канала. К тому времени на территории уже появились Конногвардейский Манеж и казармы лейб-гвардии Конного полка. Восточная часть канала использовалась как водоем для лошадей, а из казарм и других прилегающих строений в него сливали канализационные воды. Нужда переплавлять древесину к тому моменту уже отпала, течение практически остановилось и канал было решено засыпать.

В 1830-х годах архитектор Карл Росси предложил устроить вместо канала аллею для прогулок. Работа над бульваром стала одним их последних проектов уже находившегося в отставке архитектора. Работы по устройству трубы и засыпке канала в 1844 году провел инженер П.А. Мейнгард, а проект бульвара авторства Росси был утвержден год спустя (реализация — архитектор Н. Е. Ефимов). На месте бывшего канала появилась широкая улица, на которой посадили деревья.

В то время в Петербурге сады размещались исключительно на территории частных домов и дворцов: близлежащий Александровский сад будет открыт только в 1874 году, а в целом город покроется деревьями во времена СССР. Так, говоря современным языком, Конногвардейский бульвар Карла Росси стал первым проектом озеленения общественных пространств в истории Петербурга. В 1845 газета «Северная пчела» писала: "Что было за несколько лет перед сим у Поцелуева моста и позади Конногвардейских казарм и что теперь! Этот бульвар от Исаакиевской площади до поворота на постоянный мост через Неву — прелесть, а нет никакого сомнения, что владельцы домов со стороны Галерной улицы воспользуются благоприятными обстоятельствами и выстроят здесь прекрасные дома. В прошлое воскресение мы встретили множество гуляющих и, к радости нашей, много детей, игравших будто в домашнем саду. Будь в С.-Петербурге климат не такой плакса и небо повеселее, было бы чудо!«(2)

Вскоре на бульваре появились две колонны со статуями Побед работы скульптора Христиана Даниэля Рауха — ответный подарок Прусского короля Фридриха-Вильгельма IV на скульптурную группу «Укротителей коней» Петра Клодта, отправленных в Берлин в 1843. Подобные статуи в то время воспринимались как украшения городских пространств.

(2) А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев, А. Б. Рыжков и др.: «Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: 15000 городских имён». Издательство «ЛИК», 2013. С. 159-160.

Фотография Конногвардейского бульвара. 1870-е
Фотография Конногвардейского бульвара. 1870-е
Бывший Адмиралтейский канал. Конногвардейская труба. Современный вид
Бывший Адмиралтейский канал. Конногвардейская труба. Современный вид

К 1860-м на территории Адмиралтейского острова был построен особняк Л. В. Кочубея, уже стояли доходный дом И. О. Уткина, Исаакиевский собор, Николаевский дворец. Образ Адмиралтейского острова приблизился к тому, как он выглядит сейчас: аллеи и парки для прогулок, «элитная» застройка, соборы и дворцы. Единственное, что могло бы соответствовать первоначальному видению Петра в застройке нашего времени —Адмиралтейские верфи, расположенные к западу от Новой Голландии. Они дают возможность почувствовать столкновение двух Петербургов — фабрично-заводского, индустриального города, развернувшего в жерновах своей стройки историю страны и парадной столицы огромной империи, с ее гранитными набережными и дворцами.

Адмиралтейские верфи. Современный вид
Адмиралтейские верфи. Современный вид

Воссозданию образа этого первого, петровского Петербурга и посвящен объект «Глэмстрой», созданный в рамках фестиваля «Архитектон» в петербургском Манеже. Он размещен на территории Адмиралтейского острова, слева от входа в Манеж (со стороны улицы Якубовича) и представляет собой художественное переосмысление петровской стройки. В его формах угадываются строительные леса, остов строящегося корабля, русло засыпанного канала, по которому транспортировалась древесина — основной материал объекта. Большая часть конструкций выполнена из окоренного хвойного баланса и покрыта ярко-розовой огнебиозащитой, которая совмещает утилитарную и эстетическую функции. К центральным «ребрам» крепится кинетическая часть — интерактивные подвижные балки. Приведенные в движение, они сталкиваются друг с другом и воскрешают гул петровской стройки. Установленный сбоку от входа в Манеж и в 50 метрах от Исаакиевского собора, «Глэмстрой» создает контраст «промышленного» и «парадного» Петербурга, XVIII и XIX веков, «прошлого» и «современности».

Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Полина Назарова
Фото Полина Назарова
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Дмитрий Мухин
Фото Полина Назарова
Фото Полина Назарова
читать на тему: