«Кашпо» Ивана Петрунина

Это знак: победители конкурса «Знак качества российской архитектуры-2019»

Начинаем подводить итоги года. Первый из них — конкурс журнала «Проект Россия» на материализованный знак качества российской архитектуры, который мы могли бы вручать авторам лучших российских проектов. Результаты оказались неожиданными для нас самих: вместо одного знака мы выбрали 6!

Напомним, что конкурс был объявлен весной 2019 года, и 20 работ из 40 мы показывали на выставке АРХ Москва, чтобы путем народного голосования выбрать один, самый оптимальный вариант. Причин долгого молчания несколько: размышления, как быть с «вбросами» и неавторизованными голосами; переговоры с потенциальными производителями; обсуждения с членами редакционного совета, как часто подобные знаки качества могут выпускаться, чтобы их ценность не девальвировалась. И сегодня у нас две новости — обе хорошие. Первая — мы выбрали не один знак, а целых шесть. Вторая — каждый из них мы вручим в декабре 2019 на премии «Проект года» в разных номинациях. В каких именно — сохраним интригу до церемонии, а пока представим нашу шестерку победителей с описаниями их авторов.

«Кашпо» 

Автор: Иван Петрунин, «АРХ.объем»

Знак «Проект Россия» — не просто статуэтка. Он должен быть эстетичным, наполненным смыслом и функцией, самостоятельным объектом. Служить во благо человека. Быть живым и архитектурным. Предлагается его выполнить в виде кашпо. 

Нижняя часть (емкость) в виде фрагмента купола в Кижах символизирует древнюю русскую архитектуру, традиции, народный промысел, красоту и стойкость. 

Средняя часть (кашпо) — дом Мельникова — символ русского архитектурного гения, основа авангарда и предтеча современных тенденций. 

Внутри дома Мельникова — верхняя часть (опора) — башня Шухова, символ инженерной и архитектурной мысли. 

Изделие изготавливается из белого пластика методом 3D-печати.  

В кашпо помещается росток плюща. Плющ символизирует элитарность, интеллект и традиции. И обладатель знака «Проект Россия» должен постоянно ухаживать за плющом и поддерживать свой статус.

«Арка»

Автор: Дмитрий Александров, «Архитектурная лаборатория Дмитрия Александрова и Веры Гапон»

Памятный знак представляет собой куб с шириной грани 12 см, сформированный рядом стальных плоскостей, стянутых резьбовыми шпильками через определенные расстояния. В каждой из плоскостей сделан вырез в виде простейшей архитектурной формы. Постепенное сокращение размеров выреза формирует сложное пространственное решение, а также позволяет разместить гравированную надпись с обратной стороны знака. 

Материал — листы шлифованной нержавеющей стали, вырезанные методом лазерной резки, резьбовая шпилька М4, колпачковые гайки М4, шайбы для формирования зазоров между плоскостями. Надпись «проект россия» с обратной стороны наносится методом лазерной гравировки. 

«Кувыркант!»

Авторы: megabudka 

Лаконичный знак — символ «!» — сам по себе обозначает что-то отличительное, превосходное, эмоциональное. При этом достаточно нейтральное (это не смайлик или не значок «лайк», которые были бы восприняты слишком попсово). Понятен в любой стране.  

Кувыркант (Ванька-встанька, неваляшка) появился на территории современной России около 200 лет назад. Соответственно, воспринимается как нечто родное и очень русское.  

Так в знаке объединились нечто международное и нечто национальное, но частично забытое.  

Материал — литой металл (хромированный или нержавеющая сталь), где верхняя часть полая, а основной вес смещен в нижнюю часть шара в основании.  

«Материальность XXI века»

Авторы: PANACOM 

XXI век.  Мы оказались в будущем. В глобальной деревне из мифов, фантомов и образов с перспективой тотальной урбанизации. Границ все меньше: где-то стерты — где-то мы сами их раздвигаем или размываем. Где рамки Архитектуры — где ориентиры — из чего Она?.. Вопросов в новом веке только добавилось. А мы постепенно превращаемся в подобие управляемого сверхстада — питающегося картинками и текстами, не требующими воплощения или подтверждения в материи и форме... Вспомни же шершавость горячих каменных плит, скользкость мокрого стекла, теплую мягкость войлока, пахнущую чем-то неуловимо зовущим звенящую глину сырого кирпича... Мир в твоих руках — м а т е р и а л е н. Тактильность — вот непреходящее качество наших творческих удач и поражений. Лишь зная и помня, из чего это все, — мы продолжим наполнять пространство новыми формами.

«Прорези»

Авторы: Михаил Скворцов, АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE; Елизавета Любимова (графический знак) 

Что сегодня могло бы стать образом, выражающим идентичность российской архитектуры и, одновременно, знаком ее качества? Первый символ в составе знака – римская цифра I. Она ассоциируется с вечностью. Симметрия концепта говорит о балансе, устойчивости и взвешенности решения. Графическое перетекание одной фигуры в другую означает взаимодействие всех этих понятий, а также говорит о их взаимозависимости. 

У логотипа несколько значений. Второе из них — уверенность, легкая считываемость и современность. Они выражаются в букве «К» (качество). 

Это бренд, который может быть использован как символ в любом виде (полиграфия, знак, вымпел). Благодаря своей простоте, он дает возможность печати любым способом на различных материалах и в любом цвете. Отсутствие мелких деталей позволит без потери узнаваемости масштабировать его для самых компактных площадей размещения. 

Награда от архитектурного журнала состоит из символов, которые связаны с печатью и литературой. Знак воспроизводит символическую связь между архитектурой и журналистикой, которая освещает настоящее и прошлое архитектуры. Он представляет из себя композицию из трех согнутых пополам квадратов, которые напоминают листы бумаги или открытые книжки. Элементы врезаются один в другой, образуя вертикальную композицию. На верхнем элементе располагается прорезанный насквозь «Знак Качества российской архитектуры и надпись»: «Премия журнала Проект Россия». Вся скульптура стоит на небольшом основании размером 100х100х10 мм. Все элементы композиции имеют единый размер (100х100 мм). Могут быть варианты в сочетании материалов: белый — нержавеющая сталь или белый и кортен.  

«Лестница»

Автор: Ксения Шахова 

Движение как философское понятие находит непосредственное отражение в архитектурном творчестве. Архитектура есть движение во времени и пространстве, некое застывшее творение. Гармоничное единство предлагаемой композиции — в идее постоянного (вечного) восхождения духовного пути человеческого сознания, которое проходит различные состояния в потоке определенного времени, из прошлого — через настоящее — в будущее, как и мысли архитектора. Эффект движения в объекте возникает с помощью изменения пропорций, масштаба и использования геометрического подобия золотого сечения, которое встречается во многих архитектурных формах мира. Цикличность и ритмичность лестничной спирали олицетворяет прибывающую силу сознания, путь вечного постижения и инициации человека.

Благодарим всех конкурсантов и поздравляем победителей! На церемонии «Проект года» они получат памятные дипломы и сертификаты, а также увидят свои знаки «в действии» и узнают, кто и за что будет ими отмечен. 

читать на тему: