Фабрики идей и связей: как сегодня работает креативный редевелопмент
С 2000-х годов при перезапуске бывших промышленных объектов “традиционные” индустрии стали заменять творческими. Вместо цехов появлялись инкубаторы, резиденции, коворкинги, апартаменты и бизнес-центры. Этим летом появился формальный повод свериться, куда привели эти процессы: был опубликован Атлас креативных кластеров РФ, где определили самые яркие изменения и проблемы.
Давно не сквоты: что изменилось в креативных пространствах
Общая площадь креативных кластеров в России - больше 200 тысяч гектаров, они есть в каждом федеральном округе, и в последние годы на них особенно большой спрос в регионах. С площадками в больших городах все чаще готов сотрудничать крупный бизнес, растет запрос со стороны light industrial. И даже творческие форматы стараются строить не по принципу сквота или сообщества по интересам, а на бизнес-модели, приносящий доход. То, что такие пространства приносят прибыль, тоже доказано цифрами. Например, в 2021 году доход всех креативных кластеров составил 18954,34 млн. руб. выручки.
За последние годы сама сфера «обрастает» нормативно-правовыми документами. Первой ласточкой в 2021 году стала принятая правительством РФ Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Сегодня больше 30 регионов или имеют собственные отраслевые концепции, или хотя бы уделяют внимание креативным индустриям в своих стратегиях социально-экономического развития.
Еще одна заметная тенденция - понимание, что творческие индустрии не закрывают прошлую страницу истории места, а, наоборот, развивают ее. Именно они превращают индустриальное прошлое в туристический бренд. В результате в Свердловскую область едут смотреть Сысертский завод-музей, в Ярославль - пространство TEXTIL, в Туле - кластер «Октаву», и целая Ивановская область комплексно развивает направление промышленного туризма. Вокруг фабрик создаются культурные мега-события. Уральская индустриальная биеннале и Выкса-фестиваль давно стали брендами, а в этом году впервые был проведен фестиваль «Ночь заводов». Организаторы ставили целью с помощью культуры и искусства включить действующие и бывшие производства в активную городскую жизнь, наполнить их смыслами и возможностями.
Хороший сервис и жесткий отбор резидентов: как выжить при насыщенном рынке
Самые яркие и успешные проекты редевелопмента по-прежнему приходятся на Москву, Петербург и другие крупные города. Но еще в 2019 году в исследовании «Сносить нельзя ревитализировать» рынки обеих столиц, а также Уфы, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода называли насыщенными. Авторы прогнозировали, что в таких городах следует ожидать конкуренции, формирования профессиональных игроков в этой сфере и сетевых проектов. И что рынок будет развиваться в сторону создания высококачественных объектов в хорошей локации с целостной концепцией и пониманием сущности своих арендаторов.
Примером того, что эта стратегия работает, может служить кейс «Товарищества Рябовской мануфактуры». Кластер открылся в 2020 году в Москве на месте дореволюционной текстильно-красильной фабрики. Так как проект запускался в турбулентное время пандемии и кризиса, акцент был сделан, во-первых, на гибкости по отношению к арендаторам. Им предлагались и площади под собственный проект, и покупка готового арендного бизнеса, и место в коворкинге. А также на концепции бизнес-квартала, в котором можно закрыть и рабочие, и досуговые потребности, от похода в бар до груминга своей собаки. Модель оказалась устойчивой, и через два года эта же команда провела редевелопмент соседнего керамико-плиточного завода Власова. Территории объединили и с точки зрения наполнения (на заводе Власова открылся самый большой в Москве корпоративный коворкинг), и подходом к дизайну пространств. В обоих случаях максимально сохранили историческое наследие и добавили объекты современного искусства. А фабричные дворы превратили в общественную зону и ивент-площадку. Резиденты дают здесь открытые уроки йоги и играют в пинг-понг, здесь же проводятся музыкальные концерты и маркеты.
Дизайн среды и визуальную узнаваемость отмечали как факторы успеха и на круглом столе “Креативные кластеры - символ или стимул для развития районов и регионов?” . Ведь креативный кластер по своей сути является не только местом работы арендаторов, но и точкой притяжения для окрестных жителей, туристов и других посетителей. Яркий бренд на все эти группы. Этот фактор сработал, например, на «Суперметалле», в лобби которого стало модно даже просто «засветиться». Также создатели площадки объясняют свой успех кросс-функциональностью резидентов: их подбирают так, чтобы через соседство создавались новые связи, проекты и бизнесы.
Правила регионов: формулы успеха в небольших городах
Масштаб интереса в “творческом редевелопменте” в переживает бум в регионах. Это видно, например, по программе Rurban Creative Lab, посвященной созданию креативных кластеров на месте промзон и заброшенных зданий. Почти 300 тысяч квадратных метров пространств было предложено в качестве потенциальных площадок.
Первый совет, который в один голос дают эксперты региональным проектам - не старайтесь создавать «второй Артплей» или «новый Севкабель». Для повторения успеха не будет ни потенциала, ни потребности. В том же “Сносить нельзя ревитализировать” говорят, что в большинстве нестоличных городов оптимальный размер креативного кластера - 6-12 тысяч квадратных метров. Если же новый объект меньше двух тысяч квадратов, его будет сложно вывести на операционную окупаемость, не говоря уже о возврате инвестиций. Лучше сразу задуматься о существенной поддержке государства, мецената или гранта. Чтобы площадка стала значимым местом в масштабах города и приносила если не прибыль то пользу, тоже есть базовые советы. Нужно делать упор на коммуникации и коллаборации с будущим окружением и хорошо взвесить, какие потребности города и жителей закроет проект.
Яркий пример такой работы - перезапуск тепличного комплекса «Трест зеленого хозяйства» в великом Новгороде. Когда-то там выращивали цветы и растения для озеленения всего города. Но постепенно производство уменьшалось, а пустые территории приходили в упадок. Команда во главе с Сергеем Тяном занялась пространством и в 2019 году получила статус регионального технопарка. В планах было развитие киноиндустрии. Но за время Rurban Creative Lab поняли, что эффективнее будет подхватить уже существующую здесь активность, тему экологии и индустрии красоты. Сегодня в «Тресте» есть раздельный сбор мусора, зарядная станция для электроавто, проводятся эко-акции и ивенты, и даже есть место для экологичного выброса агрессии. Кстати, и продажи цветов зеленого хозяйства тоже увеличились.