Фасадный декор: история и современность
Долгая история архитектуры – это во многом история архитектурного декора, который на протяжении веков, даже тысячелетий служил одним из главных стилеообразующих элементов, то напрямую, то иносказательно рассказывая об особенностях и ценностях той или иной эпохи. XX век пытался порвать с декором в самых радикальных формах. Архитектор Адольф Лоос назвал его «преступлением», Людвиг Мис ван дер Роэ изящно сформулировал, что «меньше – значит лучше», что быстро стало девизом минималистов, а в Советском Союзе с середины 1950-х годов декор и вовсе заклеймили «архитектурным излишеством». И все-таки он по-прежнему популярен, пусть и в новом виде, формате, материалах и безусловно в меньшем объеме. Потому что, как парировал минималистам постмодернист Роберт Вентури, «меньше – значит скучно».
Древний Восток
Архитектурный декор появился одновременно с самой архитектурой и вплоть до новейшего времени время был неотъемлемой ее частью. В архитектуре Древнего Востока – Египта и сменявших друг друга государствах Месопотамии – постепенно складывается идея архитектурного ордера (хоть сам термин появится позже, у греков): интуитивно древние зодчие чувствуют необходимость обыграть тектонику, визуализировать и подчеркнуть работу конструкций с помощью декора. Так, мощные несущие столбы превратились в древнем мире в декоративные колонны, места сочленения стали нарядными капителями, а лес опор превратился в египетских или персидских храмах в настоящий сказочный лес из лотосов, пальм, папирусов или мощных колонн, откуда взирали гигантские бычьи головы, словно удерживающие своей мощью тяжесть потолков. Египтяне при этом покрывали абсолютно все поверхности построек рисунками, иероглифами и орнаментами, часто вырезанными прямо по камню, породив идею придания декоративности самой стене и нарочито избегая гладких неукрашенных поверхностей.
Античность
Не греки изобрели идею ордера, определенного порядка украшения сочленения конструкций, но именно они возвели ее в Абсолют. Три ставших классическими на тысячелетия ордера – ионический, дорический и коринфский – с их безупречными выверенные пропорциями максимально приятными глазу были подсказаны пропорциями человека, совершенством природы и архитектурной тектоникой.
Благодаря безупречности греческого ордера, к которому история архитектуры будет раз за разом возвращаться, города Европы, а потом и Нового света изобилуют колоннами, капителями и фронтонами. Более того, архитекторы-классики с удовольствием обращаются к ним до сих пор.
Греки же придумали выразительный резной карниз, венчающий здание, с его бесчисленными комбинациями архитектурных орнаментов – меандров, пальмет, акантовых листьев – и скульптурными обломами. Любопытно, что с тех пор прибавилось не так много орнаментальных мотивов и все добротные карнизы – каменные или гипсовые на фасадах зданий или пенополиуретановые с любого строительного рынка – все равно так или иначе являются комбинацией греческих элементов.
Использовали преимущественно греческие приемы и их прямой наследник – древний Рим. Но здесь под декором понимали нечто большее, чем просто украшение: глагол «decorare» означал «украшать» в смысле «возвеличивать, прославлять», в отличие от «ornare» — «украшать» в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать».
Принципиальным отличием Рима от греков был масштаб и многословность, призванная как и во все последующие века архитектуры демонстрировать величие через велоколепие. И конечно появление арочных форм, которые сильно дополнили не только конструктивные, но и декоративные возможности архитектуры. Например, именно у римлян появились нарядные замковые камни, «запирающие» арочную (и не только) кладку, и полукруглые (лучковые) фронтоны.
Средние века: Европа, Византия, Русь
Средневекое, ставшее наследником Римской империи во много подхватило ее традиции многословности и декоративности в архитектуре. Правда, в разных странах это выглядело очень по-разному. Византийская православная архитектура, во многом ориентированная на внешнюю сдержанность и внутреннюю красоту (здесь, безусловно перекличка с внутренней красотой подлинного христианина), впечатляла обилие резного декора и особыми буквально кружевными капителями колон в первую очередь в интерьерных пространствах.
Европейский романский стиль выглядит тяжеловесным, сдержанным, не слишком виртуозно повторяющим римские традиции, зато готика – с ее декоративным изобилием показывает, что вся постройка может превратиться в архитектурное кружево, будучи одновременно эфемерной, элегантной и мистической, полной смыслов и символов.
В Древней Руси обилием архитектурного декора прославилось в первую очередь Владимиро-Суздальское княжество, чьи резные улыбающиеся львы и грифоны до сих пор остаются самым узнаваемым и повторяемым символом древнерусского искусства.
Возрождение и классицизм
Эпоха Возрождения, возрождавшая в первую очередь античную самооценку человека (после средневековой «твари дрожащей» в это время снова появляется понятие «личность»), вернула к жизни и забытый за века «пламенеющей готики» античный архитектурный декор: снова возвратились с прежним величием ордера и арки, замковые камни и резные скульптуры, роскошные карнизы и кессонированные своды.
Возврат к античным образцам случился не только в XV-XVI веках, но затем и XVII, потом XVIII-XIX и даже XX (вспомним сталинский ампир, гитлеровскую архитектуру) веках. Эти периоды принято называть «классическими» от слова classicus – образцовый. Образцом служит, конечно, античность: ее архитектурные и декоративные приемы. Несмотря на то, что декор во все эпохи равнялся на античный, комбинации и пропорции менялись так, что мы почти всегда может отличить эпоху создания.
Барокко и рококо
Большой и малый стили XVII-XVIII веков добавили пластики, динамичности и, как ни странно, эмоциональности в архитектуру, казалось бы, – самое статичное из искусств. Появляются динамичные нарядные картуши, прихотливые изгибы, вычурность и роскошь барокко, причудливая нежная пластика рококо с его неизменными заплетающимися раковинами-рокайлями.
Архитектура становится очень и очень нарядной и многословной, архитектурный декор переживает небывалый расцвет, честно служа своей основной цели - делать здания красивыми и выглядящими богато, без лишнего символизма и скрытых смыслов.
Историзм и модерн
Примерно с середины 19 века начинают процветать историзм и эклектика – свободное копирование и компиляция декоративных приемов прошлого. Именно в это время в обществе появляется новая прослойка нуворишей, купцов и фабрикантов, которым хочется украсить свои дома «всем и сразу». В ход идет все от готических арок и башенок-пинаклей, которые свободно «наклеиваются» на фасады и в интерьеры, до барочных раковин, рокайльных нежностей и мавританских завитков. И хотя историзм не относится к «большим стилям» и к нему принято относиться чуть свысока, именно он внес замечательную пестроту в застройку европейских городов, подарив нам огромное количество зданий, которые пусть и не вошли в историю архитектуры как образцы чистоты стиля, но необычны, изобилуют декором и радуют разнообразием.
На рубеже XIX-XX веков появляется один из самых элегантных архитектурных стилей – модерн, стремящийся вернуть целостность и чистоту архитектурным формам, удивительно верящий в необходимость красоты. В ход идут все приемы, и, конечно, архитектурный декор, которые в годы модерна отличается особой тягучей пластикой, изобилуя загадочными лицами-масками на фасаде и растительными мотивами. Мало какой стиль так внимателен к деталям и так разнообразен, как модерн. Разглядывать их, гуляя по городам России и Европы, одно из самых больших удовольствий в поездках, не зря именно деталям модерна посвящено самое большое количество архитектурных альбомов.
XX век
В 1910-х идет решительный отказ от орнамента: новые конструкции изменили сам подход к созданию зданий, а теоретики и практики архитектуры призывают создавать новые функциональные постройки, в которых нет ничего лишнего. «Функция определяет форму», – заявлял Адольф Лоос, требовавший, чтобы современники отказались от архитектурного декора. Все подчинено рациональному использованию пространства, «дом — машина для жилья», - подхватывает Ле Корбюзье и руководствовался этим принципом: архитектуру не надо украшать, ею надо пользоваться.
За XX век архитектура прошла эволюцию от элегантной немногословности к предельно незатейливому функционализму (с редкими, но яркими вспышками возврата к декору, например ар деко или советский ампир), а затем к пластической выразительности: когда, устав от простых рубленных форм, архитекторы вновь увлеклись сложными формами и объемами, а главным украшением стала сама пластика зданий и виртуозная комбинация строительных и отделочных материалов, с их новыми визуальными и техническими свойствами. Декор больше не воспринимается как «преступление» и весьма успешно возвращается на фасады – в новых формах, видах и материалах.
XXI век
Наше время пока не породило новых сильных стилистических веяний в архитектуре (или породило, но вблизи мы не можем рассмотреть), зато подарило нам колоссальное количество новых технических возможностей: совершенствуются конструкции и постоянно появляются новейшие материалы, а с ними и новые конструктивные и декоративные возможности.
Одно из нововведений нашего времени – пенокерамика: легкий надежный материал, из которого можно вырезать любые декоративные формы от привычных карнизов и розеток до самых современных объемных форм, которые способны придать новую выразительность и пластику фасадам. В отличие от других материалов пенокерамика почти невесома, негорюча и полностью экологична. В частности, компания Ceralite производит линейку декоративных деталей Декарх: это легкие керамические архитектурные элементы, которые можно вырезать под заказ в любых пропорциях и рисунке с помощью ЧПУ станков - от молдинга до карниза, от розетки до капители. Новому времени - новые материалы и новые технологии.
Сегодня декор не так обилен как в прошлом, но тем значительнее его деликатные крапления в новую архитектуру. Несмотря на функциональный подход XX века и склонность к минимализму XXI века, архитектурный декор по-прежнему остается одним из надежных приемов придать постройке индивидуальность, наполнить ее значимыми деталями и подчеркнуть ее характер.
Реклама. ООО «Кералайт». Erid: 2RanykW7xcx