Синтез искусств Лидии Баллах: как совместить в одном пространстве архитектурную мастерскую, арт-галерею и учебный класс
22 сентября 2023 года торжественно открылось пространство мастерской петербургского архитектора Лидии Баллах. Она мечтала об этом 15 лет и воплотила в своем новом офисе тот синтез искусств, компетенций, истории и современности, который характеризует ее подход к проектам в целом. Лидия и ее команда поселились в бывшей мастерской архитектора Карла Шмидта — в историческом здании в Перекупном переулке, которое он же в 1902 году и построил; и теперь это одновременно экспозиционное пространство, шоурум архитектурных компетенций и технологий и место, где Лидия — по совместительству многодетная мама — планирует устраивать детские чаепития, чтобы говорить об архитектуре. Рассказываем, как устроено новое пространство, какие выставки здесь будут проходить и чему у Лидии Баллах стоило бы поучиться.
«Здесь мы производим красоту»
Открыть собственное бюро — это всегда шаг в неизвестность. Но Лидия Баллах, дочь скульптора Федора Баллаха, явно считала иначе. От отца она унаследовала независимость и стремление к самостоятельным творческим поискам, поэтому с самого начала Лидия решила рано или поздно организовать собственный бизнес. А когда есть четкая цель, то и план складывается сам собой: закончить художественное училище имени Рериха, тем временем основательно подготовиться к поступлению на бюджет в архитектурно-строительный университет, параллельно отработать в строительной фирме, основать свою компанию и вот наконец — переехать в собственную мастерскую.
«Мне всегда хотелось сделать все так, как я считаю нужным, — объясняет Лидия мечту о покупке площади под свою компанию. — Все, что вы видите здесь и сейчас — это спланированная схема работы с моими сотрудниками, заказчиками, подрядчиками, которую можно охарактеризовать двумя словами: удобно и продуктивно». Заказчики и подрядчики, к слову, у Лидии всегда в соавторах — вместе с командой бюро, которая остается с ней все эти годы (сейчас в ней работает 7 человек). Поэтому новый офис — это такая лаборатория сотворчества для них всех, чтобы вовлечение и коллаборация происходили с максимальным комфортом. «На проекты уходят месяцы, а то и годы... и хочется, чтобы работа в этот период складывалась максимально продуктивно и комфортно».
Эффективность использования времени и пространства в мастерской на Перекупном и впрямь на высоте. Она оборудована по последнему слову техники и служит своего рода демонстрационным залом для заказчиков. Замки электронные; свет и шторы управляются голосом; на большой экран в центре главного рабочего пространства можно вывести изображение с любого компьютера или ноутбука и поделиться своими наработками; в помещении под названием «мастерская» готовят не только еду, но и макеты; в библиотеке наравне с книгами и журналами (и почти полной подборкой ПР) — образцы материалов. А огромная белая стена, полностью превращенная в маркерную доску, — место для эскизов, пояснений и экспериментов в процессе совместного творчества или переговоров (а это в данном случае одно и то же). Можно прямо вживую прикинуть, скажем, на какой высоте лучше разместить душевую панель. Кстати, сделать маркерное покрытие бесшовным оказалось отдельным вызовом, мастера справились лишь на четвертый раз. Но полет мысли не терпит натяжек и шероховатостей — и этот подход проявляется у Лидии Баллах во всем.
«Еще до того, как мы начали менять здесь полы, я знала, где будут лежать салфетки», — вспоминает хозяйка нового пространства. Пока не удалось подобрать идеальную посуду — из ассортимента Императорского фарфорового завода — использовали одноразовую: «потому что в архитектурной мастерской и ложка должна быть красивой». Да взять хотя бы сам выбор помещения: когда покупаешь квартиру под офис, отдельный вход, как правило, приходится делать и согласовывать самому; но Лидия нашла вариант, когда вход был в оригинальном проекте — как раз в мастерской у Шмидта. И хотя предметом охраны здания был только фасад и изразцовая печь, которая сейчас украшает хозяйский кабинет, весь сохранившийся кирпич бережно очистили и восстановили, а если и внедряли новый — то только исторический коллекционный.
«Мостик в не популяризированное искусство»
На самом деле Лидия предпочитает работать в основном помещении мастерской, а не в кабинете, отделенном той самой маркерной стеной. У него другая приоритетная задача: здесь, как и в смежном пространстве за смарт-стеклом, которое посетитель проходит первым, попадая в офис, выставлены предметы искусства. Прежде всего — работы папы, Федора Баллаха, мастера деревянной скульптуры. Сюжеты его работ тонки и разнообразны, равно как и используемые материалы — от липы до карельской березы. А накопленный архив произведений настолько огромен, что экспозицию можно все время менять. Но и другим авторам будут рады — у Лидии Баллах среди коллег огромное количество художников и скульпторов, и она считает показ их произведений своего рода миссией.
«Далеко не все мои заказчики разбираются в современном искусстве, — признается Лидия. — А большую его часть и вовсе не воспринимают как таковое: людям кажется, что искусство — это то, что на нас постоянно валится с витрин, таблоидов и экранов. Моя же задача — показать, что есть альтернативные направления».
Таким образом, к архитектурному искусству гость будет попадать через «мостик» изобразительного искусства, и не столь важно, по мнению Баллах, насколько глубоко он захочет в него погрузиться: «Даже если человек отвернется и пройдет мимо — все равно по-своему это проживет, как-то воспримет. Главное — развивать насмотренность. Может, кто-то выйдет отсюда с мыслью: а что, я даже в Эрмитаже еще не был, хотя в Питере родился. И побежит на Дворцовую».
Возможны и более значительные последствия: научиться не только видеть настоящее искусство, но и ценить его. Так, к изготовлению гобелена для частного интерьера Лидия уговорила клиентов привлечь заслуженную художницу из Белгорода. И получился предмет из тех, что передают в наследство детям и внукам. «Когда наши заказчики его увидели, они поняли, что это значит: иметь дома настоящий шедевр». Действительно разбираться в искусстве — это значит заказывать его самому.
Но и архитектурно-градостроительное искусство Лидия планирует популяризировать. Во-первых, до того, как у нее появилось трое малышей, она преподавала в родном институте и надеется туда вернуться, когда дети подрастут. Во-вторых, в детском саду она столкнулась с тем, как ребятам 6-7 лет может быть интересно слушать «про домики» — и насколько они не представляют (да и их родители тоже), в какой степени и как именно пространство формирует человека. Так что идея тематических встреч с детьми и родителями с рассказами об архитектуре созрела давно — а с открытием мастерской «созрело» и место, где это можно было бы реализовывать. Большой переговорный стол из сосны, защищенный стеклом, и правда отлично подходит для чаепитий. И это еще один символ-мостик — в том числе между поколениями.
«Мы всегда продумываем свои проекты до мелочей»
К слову, мосты и мостики в творчестве мастерской Лидии Баллах занимают особое место — и появились в первом же проекте, который пришел с нестандартным на тот момент запросом: построить гостевые дома, но сохранить все деревья на участке. Так и получилось пять построек необычной треугольной формы, внутри которых блоки соединены мостами и переходами (до сих пор этот апарт-отель пользуется спросом). «Везде делаем мосты — ничего не можем с собой поделать, — смеется Лидия. — Но не в мостах, конечно, дело. Мне кажется, классно, когда человек в доме, каждый раз проходя тем или иным путем, может видеть разные ракурсы. Мы хотим дарить человеку как можно больше разнообразных пространственных впечатлений — даже в рамках одного строения или участка».
Однако, если задуматься, в чем секрет более 10 лет успешной работы мастерской Баллах, то дело, действительно, не в мостах. В первую очередь — комплексное видение Лидии как руководителя и профессионала: «По первому образованию я дизайнер интерьеров, по второму — архитектор-градостроитель: наверное, поэтому у меня все так удачно сложилось, — рассуждает она. — Я могу посмотреть на объект со всех сторон, будь то санузел для человека с ограниченными возможностями или супербюджетный жилой комплекс».
В этом смысле появление таких заказчиков, как ревностный охранитель деревьев, стало подарком: выпал шанс работать со средой, с конкретным участком, с контекстом, а не с отдельным коттеджем или комнатой. «Каждое место, каждая семья, каждая задача абсолютно уникальны, и мы абсолютно погружаемся в эту историю», — комментирует Лидия. К ней приходят за идеей — и за способностью ее реализовать. Поэтому бюро никогда не выставляет цены отдельно, например, за ландшафт или генплан: если человек решил построить дом, то он проектируется, как единый организм. И без всякой халтуры: «„По-быстрому“ мы не делаем принципиально. Выдаем только качественный продукт».
Все и правда продумывается до мелочей — вплоть до перемещений будущих владельцев внутри технического помещения: удобно ли подойти к шкафу с коммуникациями, как обслуживать его содержимое и т.д. Прямо сейчас строится дом в Сестрорецке для семьи, в составе которой есть человек с особыми потребностями, — так там буквально все вырастает из того, как сделать жизнь его владельцев по возможности удобной и комфортной. С учетом рельефа и двух эксплуатируемых кровель у подъемника получилось семь остановок, а внешние маршруты-лестницы не только создают альтернативный путь, но заодно оживляют скульптурную пластику всего строения.
«Мы уделяем много внимания не только конструкциям, но и пространству, легкости, гармоничной включенности постройки в окружающую среду, — делится Лидия. — Технологичность и удобство не всегда даются легко, но так или иначе мы добиваемся, чтобы итогом было обдуманное и взвешенное решение. Идем до конца. И неважно, сколько времени на это понадобится».
Такая вот самоотверженная борьба за качество жизни своих заказчиков — в каждой детали. К примеру, с проблемами маломобильных людей Лидия сталкивалась не раз: и в доме в Сестрорецке, и в вышеупомянутом санузле, где вместо того, чтобы проектировать по СНиПам, архитектор вымеряла высоту коленок клиентки и колес коляски. Поэтому, когда застройщик жилого комплекса в поселке Федоровское в Ленобласти сказал, что пандусов у него не будет, потому что дорого, с риском потерять заказ Лидия пошла фактически на шантаж. «Я ему даю листочек А4 и говорю — пишите: я, такой-то, такой-то, отказываюсь от проектных решений Баллах Лидии Федоровны в части строительства пандусов... Тут он мне листочек и вернул. Ладно, говорит, будут вам пандусы, но инвалидов у нас в стране нет. Каково же было его удивление, когда именно в этом комплексе поселился инвалид-колясочник!».
Между прочим, во всех жилых проектах бюро Баллах есть пандус и нулевая отметка лифта или квартиры, как бы неэкономично это ни было. Зато на всем прочем архитекторы готовы проявлять изобретательность. В том же комплексе в поселке Федоровское, чтобы обеспечить пожарные проезды, Лидия превратила пространства над арками в застекленные с обеих сторон гостиные (тоже, кстати, получились мосты).
В точности решений помогает и отказ от 2D-графики в пользу трехмерных моделей и BIM-проектирования: «Мы и санузел в BIM проектируем — зачем, если есть технология, которая избавляет от ошибки человеческого фактора, чертить, как на кульмане? Мы все ждем, когда сможем прямо пальцем вращать трехмерную модель над нашим столом и продумывать возможные изменения».
В целом, главное — верить в то, что ты делаешь, и любить то, что делаешь. «Мы всегда активны в поисках уникальности, в любом проекте нацелены на ассоциативное восприятие нового в историческом контексте, встраивание инновационной идеи в сложные процессы преобразования среды и, конечно, продолжающийся процесс саморазвития. Если ты и твоя команда создают что-то с любовью, хорошим настроением, в светлом позитивном кураже — то и люди, которые в этом поселятся, будут счастливы», — считает Баллах. Как минимум, новое пространство мастерской — именно такое, и теперь у каждого есть возможность лично впитать все то, чему оно может нас научить.