Глоток свежего воздуха: почему Никола-Ленивец работает с молодежью
В это воскресенье, 6 марта, в Калужской области на территории арт-парка снова случится Масленица и ритуальное сожжение (в этом году даже более символичное, чем в прошлом, когда обращали в пепел «Замок коронолюдоеда»). Автором 23-метровой «Вавилонской башни» стала молодая архитектор Екатерина Полякова. Накануне масленичных бдений (еще до последних громких событий) мы поговорили с Антоном Кочуркиным, руководителем ПГ «8 линий» и куратором фестиваля «Архстояние», где отметились многие известные художники, о том, как им работается с юными талантами.
Проект Россия: В каких случаях и в рамках каких мероприятий Никола-Ленивец работает с молодыми художниками и архитекторами?
Антон Кочуркин: Никола-Ленивец регулярно работает с молодыми художниками и архитекторами. Каждый год мы запускаем несколько творческих открытых конкурсов — на главный объект для Масленицы и на несколько проектов для фестиваля «Архстояние». В этом году, например, на Масленицу мы сожжем арт-объект «Вавилонская башня» от молодого архитектора Екатерины Поляковой, а одним из знаковых объектов «Архстояния»-2021 стал инклюзивный объект «Непроходимая чаща» Василисы Прокопчук и Евгения Брагина из Апатит.
ПР: В чем плюсы привлечения именно молодых, а не опытных и именитых? Расхожее мнение — под «звезд» проще привлекать как инвестиции, так и посетителей (свежий пример — «Русское идеальное»). Вы с этим согласны? Как в таком случае вы это делаете, работая с «молодыми и неизвестными»?
АК: Нас всегда прежде всего интересует интересная и адекватная идея для конкретной ситуации и конкретной темы. Если в опытных архитекторах мы уверены, что это будет выстрел на 100% и он предсказуем, то, работая с молодыми архитекторами, мы понимаем, что пробуем свежий воздух. Часто это требует больше работы, но результат двигает нас в новое, меняя взгляд на привычное. Во взглядах молодых архитекторов больше гибкости.
ПР: Когда дело доходит до реализации — как удается компенсировать отсутствие опыта?
АК: Отсутствие опыта часто компенсируется временем, затраченным на реализацию своего проекта, а также нашим опытом и умением разглядеть главное и помочь автору это реализовать. Ну, а конструкции и устойчивость — это уже часть процесса, доведенная до автоматизма.
ПР: Какие примеры сотрудничества с молодежью вы считаете наиболее удачными?
АК: С удовольствием приведу несколько любимых примеров. 2006 год — с десяток остроумных WC-сидений молодых архитекторов Москвы. 2009 год — Оскар Мадера, «Механический лес». 2010 год — Сана Бориева, «Стена Сарая». 2012 год — Михаил Скворцов и АБ Manipulazione Internazionale, «Штурм неба». 2018 год — Иван Щетинин, «Тропа Мебиуса». И, конечно же, те, что я уже упоминал: «Непроходимая чаща» и «Вавилонская башня».
ПР: Есть ли дальнейшие планы по расширению подобного сотрудничества?
В прошлом году мы работали с молодым архитектурным бюро «СОЮЗ», и нам удалось создать в буквальном смысле космические полевые туалеты. Космические в том смысле, что был переосмыслен дизайн, а с ним и стандарты санузлов для маломобильных категорий граждан. Произошло очень маленькое, но весьма важное и инновационное достижение. Так что мы будем привлекать молодые бюро и дальше, поскольку вместе нам удается переосмыслять очень важные темы архитектуры и искусства.
Лирическое отступление, или Что будет 6 марта 2022 года
Обсуждались ли варианты отмены мероприятия ввиду сложившихся обстоятельств? Безусловно, да. Но в итоге организаторы приняли твердое решение, что Масленице — быть. «Когда мы уже построили объект, мир изменился, — написали они на странице события. — Стало понятно, как актуальна история о Вавилонской башне и сегодня. Библейский миф как нельзя лучше описывает то, чего стоит бояться больше всего, — что движимые гордыней люди перестают понимать друг друга».
Ведь по сути все, что происходило после Второй мировой войны, все эти миротворческие движения и возникшие международные объединения можно образно назвать Вавилонской башней, которую мы долго строили в попытке наконец понять друг друга. Мы строили не башню, но диалог — вплоть до того момента, как все рухнуло, и мы вновь оказались у руин несбывшихся надежд и на пороге войны. Который уже, к нашему ужасу, пройден.
Да, мосты сожжены (вспомним Масленицу 2020 года и объект KATARSIS architects). Но быть может, предание огню Вавилонской башни как символа конфликтов отправит наше послание во Вселенную с даже большей скоростью, чем петиции и открытые письма? «Небесная почта» в виде огромного шара, в который можно будет бросить любое послание, «сработает» оперативнее всех прочих воззваний в никуда?
Давайте жечь хворост и сено, а не мирные города. И просить прощения — на то оно и Прощенное воскресенье.