Город для детей: способ улучшения городской среды или оздоровления общества?
За последние несколько лет в России кардинально изменилось отношение к качеству среды обитания и ожидания к ее адаптивности. Идет активная работа: разрабатываются государственные и региональные программы, принимаются, тестируются и внедряются новые стандарты развития территорий и создания общественных и рекреационных пространств, практикуется вовлечение жителей. Используются лучшие мировые практики. Но остается еще один важнейший вопрос – насколько создаваемый город безопасен, комфортен, понятен и интересен детям?
Всемирная Организация Здравоохранения бьет тревогу и призывает страны вкладывать ресурсы в здоровье и развитие детей, обеспечивать учет их интересов, защищать их права и работать над построением будущего, в котором они смогут жить. Математика вопроса проста и сразу показывает важность проблемы: половина мирового населения уже сегодня живет в городах (по прогнозам, в 2030 доля горожан вырастет до 60 %), а треть всего городского населения Земли — дети.
Раньше мегаполис не рассматривался как место для детей: при первой же возможности на каникулах их отправляли ИЗ города: к бабушке, на море, в пансионат или санаторий, на дачу. Однако в мире вопросы адаптации среды к интересам и потребностям детей поднимаются давно: разрабатываются приемы работы с различными элементами городской среды и инфраструктуры и постоянно пополняются новыми решениями. В урбанистическую практику введены и активно используются понятия Child-friendly city, City for kids и т.д., представляющие собой комплексные методики, системно применяемые при разработке и реализации городских программ и проектов во многих городах. В России же (в силу стереотипов?) дети, к сожалению, все еще не рассматриваются как полноценные пользователи города и целевая аудитория изменений городской среды. В реализуемых в последние годы программах благоустройства, даже в мегауспешных проектах, «детский слой» практически не проявлен, а отдельные обаятельные решения, отвечающие идеологии Child-friendly city, к сожалению, единичны и пока не удается масштабировать их в комплексный подход.
Тем не менее, с каждым годом количество реализованных проектов растет, они основываются на схожих с мировыми тенденциями принципах. А вместе со спросом растет и «чувствительность» профессионалов: идея города, дружелюбного к детям, находит отклик в практике различных компаний — проектных, подрядных и девелоперских. Идет активный процесс накопления и систематизации информации.
Семь принципов «города для детей»
Концепция «Город для детей», разработанная архитектурным бюро «Дружба», — одна из первых в России попыток обобщить и структурировать знания о среде для детей: интересной, безопасной, комфортной и радостной. При этом работу над созданием пространств для детей архитекторы бюро проводили с вовлечением будущих пользователей — дети и подростки принимали в ней активное участие. Как говорит один из партнеров бюро «Дружба» Белла Филатова, «невозможно проектировать для детей, не взаимодействуя с ними, поэтому мы создали детский архитектурный клуб “Драконопроект” — образовательное учреждение, но с тайный подтекстом, своего рода лаборатория исследования детского восприятия». Кроме того, архитекторы принимали во внимание результаты новейших исследований в области педагогики, социологии и психологии; учитывали специфику взаимодействия ребенка и города. Результаты были осмыслены и изложены в виде системы градостроительных и архитектурных решений. Это будет первое практическое руководство для архитекторов, урбанистов, представителей профильных департаментов городских администраций и федеральных властей, а также девелоперских компаний. Оно готово к применению: можно брать и воплощать.
Но все же главная цель презентации концепции «Город для детей» — привлечение внимания к теме, начало публичной дискуссии с участием и активным вовлечением общества и профессионалов, сбор экспертных мнений и опыта различных организаций и компаний, работающих в сфере создания и усовершенствования детской инфраструктуры. Важной задачей также видится популяризация заявленных принципов и примеров их применения на практике: внедрение представленных в концепции решений в общегосударственные программы создания комфортной среды и нормативную базу.
«Существует несколько базовых понятий, которые проистекают из биологии, идут от построения мира, — объясняет партнер бюро «Дружба» Александра Черткова. — Одно из них звучит так: “все связано со всем”. То есть дети связаны со взрослыми, взрослые — с городом, город в свою очередь — с детьми. Если ребенку в городе комфортно, то и взрослому тоже будет комфортно. Все мы — части одной мозаики. В результате совпадения всех элементов возникает ощущение счастья. Наша задача заключается в том, чтобы донести эту мысль до людей, управляющих ситуацией в городе. Концепция “Город для детей” — такая же неотъемлемая часть ее часть, как ставшие привычными программы “Моя улица” и “Мой район”, направленные на благоустройство и создание более дружелюбной среды».
В концепции бюро «Дружба» всего семь основополагающих принципов. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Безопасность и автономность
Есть несколько приемов, которые позволяют сделать город безопасным и автономным. В первую очередь это касается автомобильного движения: водители очень не любят слушать про успокоение движения, но речь идет не о больших магистралях, а о дворовых жилых улицах. Например, цветной пешеходный переход: не требует большого финансирования, но создает для ребенка внятный ориентир, ему интересно переходить дорогу именно в этом месте, а водители уже знают, что здесь могут часто встретить детей. Хороши и другие методы снижения скорости: искривление пути движения автомобиля, при котором он не сможет сильно разогнаться, приподнятые перекрестки и переходы, сужение дороги.
Другой момент — артикулированность границ. Только сеть упорядоченных, четко организованных пешеходных улиц и велодорожек, на которых минимальна вероятность смешения потоков, способна сформировать маршрут для самостоятельного безопасного передвижения детей без присмотра взрослых. А это, между тем, их базовая потребность, в больших мегаполисах сильно ущемляемая.
Если у стен есть уши, то у улиц должны быть «глаза»: безопасность на них достигается в первую очередь наличием людей. Стало быть, необходимо создавать на каждой улице точки активности на первых этажах и места, где собираются ответственные взрослые, — особенно в зонах риска, таких как ряды гаражей и огороженные участки. Насыщая их дополнительной функцией — например, делая там скалодром, — именно за счет присутствия людей можно сделать такие зоны безопаснее.
И, наконец, хорошая освещенность — вроде бы очевидная вещь, но часто отсутствует, особенно за пределами Москвы.
Отдельное внимание уделяется безопасности на игровых площадках. «При создании игровых пространств безопасность и надежность — неразделимые понятия, — отмечает Роман Храмов, исполнительный директор компании «Новые горизонты». — Мы являемся эксклюзивным дистрибьютором финской компании Lappset — это очень живые и современные игровые зоны, реализующие мечты о домике на дереве или дающие возможность вертикальных перемещений в кубических пространствах; это качели с подсветкой вплоть до модели планетария — и все игровые элементы соответствуют требованиям безопасности европейского стандарта. Это гарантия качества материалов, покрытия, состава в каждой детали. Учитывая все эти требования, компания создает проекты районного масштаба со знаковыми архитектурными формами — например, Halo Cubic, где игра происходит внутри многоуровневого кубического пространства».
Впрочем, безопасность в данном случае трактуется отнюдь не как «золотая клетка» или «стерильная среда» без единого острого угла. По мнению Татьяны Леван, кандидата педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета и международного сертифицированного эксперта по оценке образовательной среды для детей дошкольного возраста, «безопасность наших детей — это не условная башня из слоновой кости, а пространство с определенными возможностями для рисков, которые ребенок понимает и преодолевает, проверяя границы своих возможностей; только через освоение этих границ ребенок сможет в будущем избежать травм. А “стерильная” среда этому совсем не способствует…»
Разнообразие
Это не только большой диапазон возможностей для игры, разнообразие типов детских зон, общественных пространств и ландшафтов. Важно, чтобы в городе были безопасные места, где ребенок мог бы наблюдать за механизмами городской жизни: трамвайный круг, стройка, железнодорожные пути. Все «зоны ожидания», от остановок общественного транспорта до площадок перед учреждениями, должны быть оснащены объектами многофункционального использования: скамейками-лазалками, пандусами, на которых подростки смогут прыгать на скейтах, объектами, провоцирующими игры с тенями, ветром, звуком. На маршруте от жилого района до школы или детского сада достаточно интегрировать одни качели, батут или песочницу с шезлонгами, чтобы ребенок начал ощущать город как целостную историю — свою историю.
Из этой же серии — детские зоны и зимние активности (башни, горки, катки) у различных достопримечательностей — причем даже тех, которые раньше таковыми не являлись. Городские лабиринты, обзорные башни, спортивные площадки отлично помогают оживить «проблемные», удаленные или малозаметные, городские пространства (под мостом, за гаражами и т. д). Очень обогащают пространство (и существование в них) искусственные холмы и остроумно обыгранный естественный рельеф, всевозможные площадки-конструкторы. Может быть миллион всяких «затей», которые украсят жизнь не только детей, но и взрослых.
«При проектировании игровых пространств, которые должны понравиться детям, важно и нужно учитывать особенности их психологии», — говорит Роман Храмов. — Не стоит забывать, что игра способствует обучению, развивает воображение, способности, творческий потенциал, улучшает физическое и психическое здоровье. Хороший пример творческого мышления — способность детей подстраивать окружающую обстановку под игру. Игры стимулируют фантазию, помогают детям адаптироваться и самостоятельно решать проблемы».
Правда, современные дети старше 5 лет и подростки настолько увлечены интернетом и гаджетами, что на улицу их выманить не так-то легко: насыщенная виртуальная жизнь заменяет им реальную. «Мы подумали — почему бы не использовать на улице цифровые технологии?, — делится Храмов. — И делаем ставку на iActive — новый сегмент на рынке игровых площадок, сочетающий активный отдых с IT. Первопроходцем в этой области является компания Yalp в составе международного концерна Lappset group».
Животные и растения в городе — еще одна большая тема, которую стоит продумывать как отдельный градостроительный пласт. Городу нужны зоны, где могли бы спокойно гулять не только дети, но и — вместе с ними — животные: кролики, козы, птицы. Нужны специальные игровые площадки для животных, как в Московском зоопарке, где козочки могут прыгать на батуте, а свиньи скатываться с горок. За счастливыми животными каждый захочет понаблюдать.
И растения! Город стоит насыщать цветущими растениями, плодоносными деревьями и кустарниками, флорой, которая продемонстрирует смену сезонов, которую можно трогать, нюхать, рвать и мять. Нужен сенсорный сад с необычными плодами. И, конечно, важна любая вода, до которой можно свободно дотронуться: открытая ливневая канализация, мини-пруды, открытые стоки воды, сухие фонтаны — это вообще один из самых главных городских аттракционов для детей.
Экология
Это тоже очень большой и важный слой в проектировании города для детей. Как минимум нужен защитный «зеленый» барьер от автомобильного трафика — не только детям, но и взрослым. Но этого не достаточно. Есть научные исследования, подтверждающие, что недостаток природы в детском окружении, недостаток игр на природе плохо влияет на развитие ребенка. Так что дефицит общения с природой (медицинский термин психологов и нейроспециалистов) надо восполнять. Один из способов — создание природных игровых пространств, на которых в России специализиуется бюро «Чехарда»: две девушки, занимавшиеся ранее большой архитектурой, после рождения собственных детей заинтересовались игровой средой и на стажировке в Швеции узнали про концепт площадок, собранных из природных материалов в их естественном, неизмененном виде (камни, песок, ветки, стволы и пни как они есть). Дети на таких площадках охотно играют без всяких паровозов и ракет и постоянно придумывают что-то новое. По мнению Дарьи Бычковой, основателя и ведущего архитектора бюро «Чехарда», природные игровые пространства в городах просто необходимы: «Они напоминают уголок дикой природы, но при этом играть на них безопаснее, чем в лесу. На площадке нет стандартизированных материалов и элементов — балок, брусков, реек; здесь очень мало прямых поверхностей, но много — кривых, сучковатых, расположенных под наклоном. Сталкиваясь с нестандартным и необычным, ребенок учится мыслить нешаблонно. Кроме того, игры с натуральными сыпучими материалами, такими как песок и щепа, пробуждают фантазию, стимулируют творческие способности и одновременно успокаивают детей».
Инклюзия
Инклюзивность — это не когда маломобильные дети играют в специально отведенном месте с приспособленными для них качелями и каруселями и никогда не встречаются с «обычными» детьми. Инклюзивность — это когда пространство зонировано и устроено так, что в нем интересно, безопасно (и возможно) играть одновременно и тем, и другим. К сожалению, в этом вопросе наша страна серьезно отстала от остального мира. Но вот уже несколько лет тема инклюзии активно обсуждаются, и есть позитивные сдвиги и надежда, что отношение общества все же будет меняться (оно здесь первично), а затем уже архитектурное и девелоперской сообщество на это чутко среагируют.
Идентификация
Характерным выражением этого принципа становятся артистичные переосмысления привычных городских зон и объектов: граффити, арт-объекты, спецнавигация (текстовые послания, спортивная разметка), «окна в другой мир». Как правило, это что-то интерактивное, дающее новый взгляд на повседневное и заставляющее задуматься. Это, например, картины на фасадах домов: если люди не идут в художественные музеи, то произведения искусства идут к ним. Это «оживление» средовых элементов и придание им человеческих черт: деревья в шарфах, остановки с глазами,урны с лицами. Разного рода познавательные объекты и уличное искусство делают город для детей, подростков, взрослых своим, интересным и приветливым. И это то, что, кажется, очень нужно всем жителям спальных районов.
Среда, приглашающая играть детей и взрослых
В последнее время в центрах районов создаются так называемые игровые хабы. В них помимо стандартных элементов детских площадок включают средовые объекты для активного и спокойного отдыха взрослых, а также их совместного времяпрепровождения с детьми. «Это могут быть аптекарские огороды пряных трав, амфитеатры для собраний, спортивное оборудование и маршруты», — говорят архитекторы бюро «Дружба».
«В Мальме я узнала еще об одной важной функции игровых пространств — это центры районных сообществ, — рассказывает Дарья Бычкова, бюро «Чехарда». — В городе одна крутая площадка на район и все туда приходят: договариваются о встрече, общаются, проводят ярмарки и фестивали».
Архитекторам вторят и поставщики оборудования — представители компании «Новые горизонты»: «Современные общественные пространства – это не только детские площадки, но и зоны активного отдыха для родителей, а также для пожилых людей, — комментирует Роман Храмов. — Сегодняшняя урбанистика учитывает потребности всех возрастных групп – это общемировой тренд, которому следует и наша компания, создавая многофункциональные точки притяжения для всего района. В основе таких пространств обычно находится детский комплекс, а вокруг него выстраивается инфраструктура для активного отдыха и других возрастов. При этом все чаще архитекторы используют высотный, знаковый арт-объект или оригинальную конструкцию, например, из серии Cubic от Lappset – современной трактовки детской мечты о домике на дереве».
Вовлечение детей в проектирование
«Ориентация на детей способствует созданию нешаблонных решений. Соучастное проектирование вместе с ними помогает выявить, что на самом деле им нужно, потому что запросы далеко не всегда бывают одинаковыми. И мы помогаем детям самоидентифицироваться», — декларируют архитекторы бюро «Дружба».
«По Конвенции ООН, ребенок — полноправный член общества, который имеет право быть услышанным, — говорит Татьяна Леван. — Однако зачастую ребенок воспринимается социумом как “приложение” к взрослому. Взрослые часто не верят, что дети могут предложить или сделать что-то полезное для общества. Между тем, детско-взрослое партнерское сотрудничество может стать очень ценным: дети в большей степени ориентированы на естественное, наивное, натуральное. Ребенок всем существом пытается взаимодействовать со средой. Каждый опыт общения с предметами для детей — открытие».
Примером пространства, спроектированного вместе с детьми, стал небольшой сквер в Выксе, созданный большой междисциплинарной командой с участием бюро «Дружба», — результат большой двухлетней работы с будущими пользователями, которые, например, придумали главный игровой объект пространства и сами же придумали ему название — «Горка-русалка».
По принципу «Ничего для нас без нас» реализовывалось и благоустройство деревни Большое Куземкино, первым этапом которого стала природная площадка «Орландия». Чтобы вовлечь в обсуждение как можно больше детей и взрослых, Бюро «Чехарда» инициировало поисковые экскурсии, воркшопы с образовательным уклоном, мастер-классы и архитектурные игры. Жители сами конструировали прототипы архитектурных объектов из подручных природных материалов (веточек и веревок). Вместе с архитекторами строили игровой арт-объект «Дорога0лазалка». И наконец, в ходе мероприятия «Открытая стройка» юные жители Куземкино помогли завершить реальную площадку: растянули канаты, уложили щепу, развесили лазательные сетки.
Главное — чтобы соучастие было проведено по всем правилам: «Важно, чтобы не возникало противоречий с реальной практикой, чтобы само понятие “соучастие” не фальсифицировалось, не превратилось в просто красивое слово, за которым может стоять что угодно, — подчеркивает Анна Яшина, научный сотрудник лаборатории развития ребенка ИСП МГПУ, эксперт по психологии детской игры и образовательной среды для детей дошкольного возраста. — Важны дискуссии экспертов из разных областей с простыми людьми разных возрастов и честная обращенность друг к другу. Когда дети могут повлиять на окружающую среду, они получают очень важный опыт исследования своих собственных возможностей, проявления инициативы, чувствуют ценность своего замысла. Важно, чтобы среда была открыта для детской активности, бросала им вызов, на который захочется ответить; чтобы за ней стоял образ активного, компетентного и думающего ребенка, а не слабого и во всем зависимого от взрослого».
«Работая в рамках концепции “Город для детей”, ты напрямую контактируешь с будущим, — говорит Белла Филатова, партнер бюро «Дружба», подчеркивая важность предложенного бюро подхода. — Потому что ребенок — это человек будущего. И если мы хотим в этом будущем что-то изменить, необходимо инвестировать ресурсы именно в детей».
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала бюро «Дружба», бюро «Чехарда» и компанию «Новые горизонты»