INCEPTIO — новый физический и смысловой имплант, возрождающий застывшее во времени и пространстве здание фабрики братьев Крестовниковых в Казани

Городские «секретики», обводнение и шкатулка с протуберанцами: как превратить объект культурного наследия в обитаемый музей

Одной из главных российских архитектурных премьер 2023 года стал проект приспособления части корпусов стеариново-свечного завода в Казани, представленный в декабре на форуме «Казаныш». Сейчас этот памятник архитектуры XIX века выглядит очень поэтично: ни крыши, ни половины стен, а нижний уровень фрагментарно затоплен водой. Чтобы оживить объект в подобном состоянии — да еще и с весьма жесткими охранными регламентами — в бюро WALL придумали не менее поэтичную концепцию. Авторы назвали ее INCEPTIO — «начало, зарождение» — как символ того, что проект станет триггером для возрождения всех восьми краснокирпичных производственных комплексов, построенных на одной стороне озера Кабан в один период времени. Как минимум — окажется примером для владельцев других корпусов завода братьев Крестовниковых. А как максимум — вдохновением для всех, кто ревитализирует богатое наше фабричное наследие.

«Намылился» на реконструкцию

Вообще-то уже более 100 лет, с 1922 года, завод носит имя татарского общественного и политического деятеля М.М.Вахитова (как и район Казани, где этот завод расположен). Однако основали его московские фабриканты Валентин и Иосиф Крестовниковы. К 1910 году, спустя 55 лет после открытия, завод включал в себя 67 производственных и служебных помещений и 64 склада, занимая близ набережной озера Кабан в Казани целый ряд корпусов.

Самое удивительное, что мыло этот некогда официальный поставщик императорского двора варит до сих пор — как это модно сейчас, под ретро-брендом «Заводъ Братьевъ Крестовниковыхъ». Однако в столь богатой инфраструктуре производство, конечно, давно не нуждается. В частности, участки с заводскими зданиями, расположенными ближе к набережной, оказались выкуплены другими собственниками, а корпус, о котором идет речь, — живописнейший объект культурного наследия республиканского значения, — еще и пережил пожар, так что его текущее поэтично-руинированное состояние закономерно. Но вот что действительно приятно поражает — бесстрашие и решимость авторов проекта превратить эту руину не только в событие и достопримечательность, но еще и в коммерчески успешный объект.

Архивные фото завода братьев Крестовниковых
Архивные фото завода братьев Крестовниковых
Панорама набережной озера Кабан с заводскими комплексами XIX века
Панорама набережной озера Кабан с заводскими комплексами XIX века
Краснокирпичные заводы Казани
Краснокирпичные заводы Казани
Сегодняшний облик исторического корпуса завода братьев Крестовниковых на ул. Г. Тукая, 113
Сегодняшний облик исторического корпуса завода братьев Крестовниковых на ул. Г. Тукая, 113

Логичное развитие событий

Собственно, амбиция сделать проект окупаемым (при очевидно высокой стоимости реализации, поскольку с памятниками по-другому не выходит) предопределила и функциональную программу. Самая прибыльная история — это всегда жилье. Каким же, однако, образом можно приспособить под люксовые и комфортные квартиры охраняемую руину — и при этом сохранить ее неповторимое очарование и дух (не только согласно ассортименту ароматов мыла по рецептам Крестовниковых)? Ответ оказался старым, как мир: разделяй и властвуй. Устраивай здесь не только жилье, но и общественные пространства, которые обживаются в исторических стенах с гораздо меньшим ущербом для последних, чем личные. Вот прямо весь первый этаж можно сделать открытым и общедоступным!

И тут все тоже вышло логично: где мыло — там и вода, а следовательно, спа-комплекс. Без ресторана тоже не обойтись. Простых магазинов в подобном месте быть не может — значит, только авторские бутики. Оставалось лишь понять, как именно все это встроить в имеющиеся объемы.

Существующее положение
Существующее положение
Аксонометрия общественных пространств
Аксонометрия общественных пространств
План 1 этажа
План 1 этажа
Пространство лобби
Пространство лобби

Шкатулка с «секретиками»

Надо сказать, в Казани в частности и в Татарстане вообще — на фоне передовых практик в области благоустройства, соучаствующего проектирования и создания водно-зеленой инфраструктуры, — реновация краснокирпичного прома пребывает в стадии «первичного накопления капитала», то есть опыта. Другими словами, этот опыт отсутствует: больницу приблизительного того же периода в лучший отель Казани Tasigo — превратили турки; реконструкция роскошного пивоваренного завода Петцольда (тоже на набережной озера Кабан) и фабрики Алафузова только начались. Приглашение бюро WALL с креативными кластерами в портфолио — еще один логичный ход.

И хотя бережно отреставрировать старый объем и аккуратно вставить в него новый — алгоритм из тех, что лежат на поверхности, не будет преувеличением сказать, что архитекторы WALL оправдали ожидания и нашли для стандартного протокола неординарные — и даже уникальные в своем роде — приемы. И как многослойна сама история, так и возрожденное к жизни строение у них превращается в полиуровневую конструкцию, раскрывающуюся зрителю постепенно, шаг за шагом, слой за слоем. Таким образом, что «новое» содержимое воспринимается уже как не менее драгоценное, чем «старая» оболочка.

Археологический парк: ценные исторические артефакты хранятся в прозрачных сейфах в поверхности земли
Археологический парк: ценные исторические артефакты хранятся в прозрачных сейфах в поверхности земли

Другими словами, у Рубена Аракеляна получился дом, полный секретов, — точнее, «секретиков». Его можно трактовать как тотальный музей, в котором буквально каждый элемент — экспонат. Но потому они и не простые арт-объекты, а «секретики», что требуют для своего обнаружения движения и активного исследования.

Например, ценные артефакты прошлого, найденные на территории участка, архитекторы помещают в прозрачные ниши на уровне земли — чем не игра из детства с бутылочными стеклышками? Так, естественным образом, археологическая часть музейной экспозиции оказывается в «витринах» под открытым небом.

Шкатулка: новый объект отступает на 2.5 метра во внутрь от существующих стен. Между старой стеной и новым объемом формируется воздушный стык. По периметру поверхность земли шириной 2.5 м покрыта линзой воды. Геометрические характеристики новой формы внутри предопределены историческими границами здания
Шкатулка: новый объект отступает на 2.5 метра во внутрь от существующих стен. Между старой стеной и новым объемом формируется воздушный стык. По периметру поверхность земли шириной 2.5 м покрыта линзой воды. Геометрические характеристики новой формы внутри предопределены историческими границами здания

Следующий «секретик», хоть и самый большой, снаружи — и тем более издалека — не разглядишь ни за что. Новый бетонный объем, спрятанный внутри кирпичных стен, так тонко взаимодействует с ними, что становится как будто их продолжением.

Путь света: все новые пространства пронизаны световыми проемами
Путь света: все новые пространства пронизаны световыми проемами

Во-первых, «шкатулка», как назвали ее архитекторы, подчеркнуто монолитна, мономатериальна и монохромна — все для того, чтобы максимально подчеркнуть фактурность исторического здания. Во-вторых, она отступает от его границ на 2,5 метра — очень уважительно и элегантно — и при этом беспрепятственно пропускает естественный свет, как бы ловя новыми окнами старые. Но точно так же вновь созданные пространства визуально и через световые потоки связаны с историческими: где бы ты не находился — везде ощущается присутствие фабрики.

В-третьих, образовавшийся периметр предлагается опять же заполнить водой — и провести, с одной стороны, зримо эфемерную, но физически ощутимую границу между эпохами (буквально в виде тонких водных зеркал), а с другой стороны — отдать дань памяти места (оно бывает намоленное, а бывает — намыленное). Чтобы на месте затопленной руины появилось этакое сокровище в искусной водяной оправе.

И в-четвертых — скульптурная по форме «шкатулка» и сама полным полна «секретиков». Они буквально пронизывают насквозь второй и третий ее уровни, будто цепляясь, хотя и деликатно, за старые стены (недаром архитекторы называют их «щупальцами»). В каждом таком протуберанце — одна из комнат жилых апартаментов, которые и должны обеспечить всему предприятию успех: гостиная, спальня, кухня.

Касание: протуберанцы нового объема ловят окна в старых стенах и одновременно поддерживают их. В протуберанцах расположены комнаты. Иногда одна из поверхностей обнажает внутреннюю жизнь
Касание: протуберанцы нового объема ловят окна в старых стенах и одновременно поддерживают их. В протуберанцах расположены комнаты. Иногда одна из поверхностей обнажает внутреннюю жизнь

И выходит, что самыми секретными «секретиками» и экспонатами оказываются жильцы: роль прозрачных «крышек» играют то стены, то выход на террасу, то даже пол. Прошлое и будущее обнажаются, открываются навстречу друг другу. И это, будем надеяться, только INCEPTIO.

читать на тему: