•китайский иероглиф «гостеприимство»

Гостприимство как утопия: слово редактора к ПР92

Этот текст писался еще в феврале, когда слова «пандемия» и «самоизоляция» еще не определяли настолько наше настоящее и не делали настолько туманным будущее. Тем не менее, большая часть мыслей по-прежнему актуальна, особенно та, что говорит о трансформации наших представлений о гостеприимстве и их физических воплощений в реальности. И пусть прямо сейчас мир сжался до размеров рабочего стола — архитектура нам нужно еще больше. Архитектура, которая ответит на пресловутый вопрос, как нам (вы)жить вместе.

От редакции:

Чтобы дораскрыть тему общественных интерьеров, начатую год назад, мы включили в этот номер те типологии, которые сознательно не рассматривали в прошлый раз: отели, рестораны, кафе и прочие «хореки», магазины и шоурумы, а также сложные гибридные пространства, которых, как мы выяснили, становится все больше. Общую тему определили как гостеприимство, потому что главная интенция у каждого из упомянутых типов пространств — соблазнить, заманить и заставить гостя задержаться как можно дольше.

Гостеприимство, казалось бы, обыденное понятие. Но в результате разговора о гостеприимстве мы неожиданно затронули ряд отнюдь не тривиальных тем. Например, о том, что история архитектуры и гастрономии всегда были тесно переплетены, и слово «вкус» стало синонимом «эстетики» во времена расцвета высокой кухни. Или о том, что архитектура сегодняшних общественных пространств — это прежде всего инженерия ощущений и генерация уникального опыта. Этот тренд кардинально меняет туристическую индустрию: люди больше не хотят «оптового» и усредненного подхода туроператоров. Александр Острогорский так и назвал раздел «Тексты» — «Закат туризма», раскрывая тему в том числе через опыт Китая и описывая, как Instagram, подобно вирусу, заставляет наше естественное желание познавать новое мутировать в манию попасть в instagrammable place. Совсем неслучайно подавляющее большинство проектов для конкурса на реконструкцию российского павильона в Венеции, призванной сделать его open! (то есть гостеприимным в том числе), предложили решения, благодаря которым, чтобы побывать в павильоне, не нужно лететь в Италию (кто сказал, что архитекторы перестали быть пророками?).

Как говорится, мир никогда не будет прежним. Технологии буквально залезают нам в голову: считывают физическое состояние и настроение, нащупывают слабое место и предлагают услугу или товар, от которых в этот момент мы не сможем отказаться. Причем если жилые интерьеры стремятся к адаптивности, предугадывая малейшее желание хозяина, то общественные, напротив, прежде всего должны заботиться о вау-эффекте. Вне дома мы хотим удивительных открытий и ярких переживаний. 

Наверное, поэтому номер про гостеприимство получился еще и номером про космос. Мы, конечно, ожидали, что жюри высоко оценит интерьеры нового аэропорта Гагарин в Саратове, но не ожидали, что и остальное окажется пронизанным важностью этого предчувствия перемен и новых горизонтов, которого все жаждут. Что тема интерактивной экспозиции в саратовском аэропорте — «будущее, о котором мечтал Юрий Гагарин, и которое наступило сегодня» — настолько отвечает духу времени. Правда, сегодня наш космос, судя по всему, это виртуальная реальность: Facebook уже анонсировал создание нового пространства Horizon для общения и игр, в котором архитектура будет партиципативной, — чем не новый мир? 

Впрочем, в «старом мире» за поддержание в нас предчувствия и чувства — и вкуса! — прекрасного по-прежнему отвечает архитектура. Этот номер, надеемся, стал очередным тому доказательством. Скачать его можно по ссылке — «шер, лайк, репост» говорим мы вместо «welcome».

И да — добро пожаловать на наши страницы в Facebook и Instagram!

читать на тему: