Современный вид на главный фасад «Художественного». В память о годах открытия кинотеатра, когда он назывался «электротеатром» и в моду вошли электрические гирлянды, ему вернули оригинальную вывеску и сделали подобие «световой афиши»

«Художественный»: правда и вымысел

9 апреля после 7 долгих лет поиска средств, проектировщиков, подрядчиков и собственно реставрационных работ распахнул свои двери кинотеатр «Художественный». Несмотря на то, что отреставрированные фасады москвичам показали еще осенью, а работы полностью завершились в конце декабря, до официального открытия результат был окружен строжайшей тайной. Теперь, наконец, рассказываем, кто участвовал в создании нового облика кинотеатра, чем они руководствовались, что из этого получилось и почему «Художественный» имеет все шансы вернуть статус самого передового кинотеатра страны и манифеста современной архитектуры.

«Центр российских премьер»

История «Художественного» до закрытия на ремонт в 2014 году уже многократно рассказана и пересказана. Тем не менее, без упоминания основных вех не обойтись, поскольку именно они в конечном счете стали фундаментом его сегодняшней трансформации. 

Итак, первое в Москве здание, построенное предпринимателем Робертом Брокшем и «Варваринским акционерным обществом домовладельцев» специально для кинотеатра (двумя следующими стали «Колизей» Роман Клейна, известный теперь как театр «Современник», и «Форум» Николая Кольбе на Садовом кольце, который обещают реконструировать к 2022 году по проекту Kleinewelt Architekten), с момента своего открытия было местом самых разнообразных премьер и витриной мирового кинематографа. Открывшись в 1909 году, электротеатр «Художественный» привлекал зрителей с помощью всех возможных в то время диковин и сервисов — начиная от светящегося фонтана в фойе и концертных выступлений между сеансами и заканчивая доставкой билетов прямо на дом. Неудивительно, что буквально 3 года спустя популярность электротеатра потребовала его расширения и перестройки.

На тот момент здание по проекту Николая Благовещенского, который специализировался скорее на церквях, чем на театрах, представляло собой своего рода «дворец» с фасадом в стиле классицирующего модерна: с куполом, колоннами, пилястрами и всеми вытекающими (в том числе из того самого фонтана). Федор Шехтель, к которому пришел с заказом новый владелец здания, режиссер Александр Ханжонков, обратил его скорее к неоклассике с явно выраженными античными мотивами (интересно, что архитекторы «Форума» и «Колизея» пошли по этому же пути — вероятно, как дань временам, когда люди понимали толк в зрелищах). Купола не стало, но зато появился полноценный второй этаж и большой зрительный зал на 900 с лишним мест (по сравнению с 400-ми у Благовещенского), с балконами, портьерами и ложами, как в театре, окончательно закрепив статус «Художественного» как главного места паломничества московской интеллигенции. В 1926 году здесь состоялась премьера кинофильма «Броненосец Потёмкин» (и красноречивее всякой рекламы был объемный силуэт броненосца на фасаде) , в 1931 году — первой звуковой картины «Путевка в жизнь», в 1936 году — первого цветного кинофильма «Груня Корнакова», а в 1955 году кинотеатр был оборудован первым в Москве широким экраном длиной 14 метров.

С тех пор «излишеств» внутри только прибавлялось, а вот снаружи — ровно наоборот. Так, в связи с новой генеральной линией партии не стало барельефов и окон с пилястрами на главном фасаде; зато появились дополнительные перекрытия, лестницы и еще несколько залов. И хотя в 2006 году «Художественный» стал штаб-квартирой для организации под названием «Центр российских премьер», по факту это звание уже давно принадлежало «Пушкинскому» как главному кинотеатру Московского международного кинофестиваля. Однако, когда в 2014 году здание закрыли на реконструкцию, у владельцев были самые серьезные намерения изменить ситуацию.

Оригинальные чертежи Благовещенского из историко-архитектурного обследования © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Оригинальные чертежи Благовещенского из историко-архитектурного обследования © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Существующее здание кинотеатра «Художественный» сформировалось за несколько строительных периодов. Первоначальная постройка была возведена по проекту архитектора Благовещенского. В 1912 г. по проекту известного московского архитектора Ф.О. Шехтеля к старому объему пристроили двухэтажный каменный корпус с подвалом для технических целей и заново организовали здание изнутри. Для сравнения — планы 1 этажа до и после реконструкции Шехтеля © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Существующее здание кинотеатра «Художественный» сформировалось за несколько строительных периодов. Первоначальная постройка была возведена по проекту архитектора Благовещенского. В 1912 г. по проекту известного московского архитектора Ф.О. Шехтеля к старому объему пристроили двухэтажный каменный корпус с подвалом для технических целей и заново организовали здание изнутри. Для сравнения — планы 1 этажа до и после реконструкции Шехтеля © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Фасад здания, выходящий на Арбатскую площадь, также  был изменен: вместо пышной отделки он получил строгий неоклассический облик. Боковые оси с симметричными входами выделили ризалитами с барельефными композициями на сюжеты из греческой мифологии. Увеличение высоты здания обыграли установкой мощного аттика, раскрепованного над входами© Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Фасад здания, выходящий на Арбатскую площадь, также был изменен: вместо пышной отделки он получил строгий неоклассический облик. Боковые оси с симметричными входами выделили ризалитами с барельефными композициями на сюжеты из греческой мифологии. Увеличение высоты здания обыграли установкой мощного аттика, раскрепованного над входами© Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Декоративное оформление главного фасада в проектном варианте отличалось от реализованного и было обогащено скульптурами и рельефами. При строительстве отдельные элементы декора были упрощены, от скульптур венчавших аттик над ризалитами отказались © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Декоративное оформление главного фасада в проектном варианте отличалось от реализованного и было обогащено скульптурами и рельефами. При строительстве отдельные элементы декора были упрощены, от скульптур венчавших аттик над ризалитами отказались © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Исторические чертежи. План 1-го этажа © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Исторические чертежи. План 1-го этажа © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Исторические чертежи. План 2-го этажа © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Исторические чертежи. План 2-го этажа © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Исторические чертежи. Разрезы © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Исторические чертежи. Разрезы © Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
Предмет охраны: здание кинотеатра «Художественный» является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения © Strelka СА
Предмет охраны: здание кинотеатра «Художественный» является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения © Strelka СА
Кинотеатр «Художественный» располагается на территории бывшей дворянской усадьбы, образовавшейся еще в начале XVIII в. В отличие от конфигурации самого здания, контекст, в котором расположен кинотеатр, за прошедшее столетие  сильно изменился © Strelka СА
Кинотеатр «Художественный» располагается на территории бывшей дворянской усадьбы, образовавшейся еще в начале XVIII в. В отличие от конфигурации самого здания, контекст, в котором расположен кинотеатр, за прошедшее столетие сильно изменился © Strelka СА
Исторические фото, в том числе во время премьеры фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» в 1926 году; этот же фильм стал одним из первых, показанных в кинотеатре почти 100 лет спустя после долгожданного открытия
Исторические фото, в том числе во время премьеры фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» в 1926 году; этот же фильм стал одним из первых, показанных в кинотеатре почти 100 лет спустя после долгожданного открытия
Исторические фото с 1948-го по 1999 год. Уже в 1955-м фасад освобожден ото всех «излишеств», кроме афиш
Исторические фото с 1948-го по 1999 год. Уже в 1955-м фасад освобожден ото всех «излишеств», кроме афиш
Здание до закрытия на реставрацию в 2014 году. Фото Евгений Чесноков и Максим Пономарев
Здание до закрытия на реставрацию в 2014 году. Фото Евгений Чесноков и Максим Пономарев
Кинотеатр должен был открыться еще в 2016-м, однако подрядчик не справился с обязательствами, сорвал сроки, и контракт с ним был расторгнут. Поиски нового подрядчика и разработка проекта заняли еще несколько лет. Настоящая реставрация началась только осенью 2019 года и закончилась в конце 2020-го. На фото — вид на главный фасад после окончания работ © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Кинотеатр должен был открыться еще в 2016-м, однако подрядчик не справился с обязательствами, сорвал сроки, и контракт с ним был расторгнут. Поиски нового подрядчика и разработка проекта заняли еще несколько лет. Настоящая реставрация началась только осенью 2019 года и закончилась в конце 2020-го. На фото — вид на главный фасад после окончания работ © пресс-служба кинотеатра «Художественный»

Где здесь «Стрелка»

Первый проект разработало бюро Wowhaus — авторы интерьеров кинотеатра «Пионер» и еще ряда знаковых проектов, получивших известность во времена «капковского» расцвета культуры общественных пространств. Собственно, уже они предлагали то, что впоследствии стало магистральной идеей, — провести реконструкцию, опираясь прежде всего на идеи Шехтеля: разобрать заложенные окна, восстановить лепнину, вернуть вестибюлю прежнюю высоту, избавившись от лишних перекрытий, и реставрировать интерьеры главного зала со стенами оливкового цвета. Ну, а чтобы кинотеатр был еще и предприятием окупаемым, на втором этаже предполагалось все же сделать два дополнительных зала, верхнюю холодную пристройку — с будкой для целлулоидной кинопленки, появившейся при Федоре Осиповиче, — превратить в выставочное пространство и может быть даже «поселить» там Музей кино (тогда у него еще не было площадки на ВДНХ), а на площади рядом в теплое время года тоже устраивать кинопоказы. В то же время их проект подразумевал изменение предметы охраны — например, для создания музея поднималась отметка конька. После скандала с генеральным подрядчиком и общепризнанно грубым демонтажом проект так и не был реализован. У бюро Strelka СА, которое подключилось к реконструкции в 2016 году, видение было иным.

«Идея создания премьерного кинотеатра принадлежит Александру Мамуту, — рассказывает генеральный директор Strelka СА архитектор Дарья Парамонова. — Когда в 2016 году он взял в аренду "Художественный" и предложил нам курировать проект, наше видение было в том, чтобы сохранить аутентичное наследие без того, чтобы менять объемы здания, но и сделать его современным живым местом. И он поддержал эту идею. Она хорошо работала на ту задачу, которую он изначально нам ставил, — работать с кинотеатром как с местом, где будут происходить главные кинособытия. Куда можно будет прийти в любое время, как в публичное пространство, но в то же время воспринимать это как выход в свет».

И ключевое здесь слово — видение. Потому что, с одной стороны, общим местом стал кроссдисциплинарный подход, когда любой комплексный проект (а реставрация архитектурного шедевра с приспособлением под современное модное и коммерчески успешное культурное пространство таковым, безусловно, является) — это результат синергии компетенций большого числа экспертов. С другой стороны, у подобного проекта всегда должен быть «режиссер», который бы отвечал за «кастинг», «сценарий» и управление всеми креативными процессами. Вариант, обладающий наибольшим потенциалом, — это когда «режиссером» выступает не заказчик (оставим ему роль продюсера), а архитектор, гораздо тоньше и глубже понимающий необходимые детали. Так или иначе, на смену проектам имени одного архитектора приходят проекты имени коллабораций.

В Strelka СА видение проекта (по сути — техническое задание) принято называть моделью, а «кастинг» — best quality selection: внутренний тендер среди выбранного ряда компаний для решения каждой задачи, где финальное слово на основе предоставленных рекомендаций остается за заказчиком. В итоге архитектурную концепцию «Художественного» разработало немецкое бюро merz merz (они, например, восстанавливали Берлинскую государственную оперу и Старую национальную галерею в Берлине), над проектом реставрации и приспособления кинотеатра трудились специалисты компании «Фаросъ», за интерьеры отвечало испанское бюро Lazaro Rosa-Violan, а Strelka CA, в свою очередь, помогало всех отобрать, разработало модель проекта и сопровождало проектирование и реализацию. А при разработке предпроектного задания — видения консультантом по наследию был Борис Пастернак «merz merz были очевидными кандидатами: реконструируя исторические памятники, они превращают их в современные статусные объекты, — объясняет Дарья Парамонова. — При этом они работают с наследием в близкой нам идеологии, разграничивая старое и новое». Равнозначную им пару нужно было подобрать и для интерьеров — как отдельного произведения в этом проекте: «Интересно, что в итоге выбрали испанских архитекторов, — рассказывает Дарья. — У нас есть очень хладнокровная, рациональная и педантичная команда немцев — и эмоциональные, эклектичные, но идеально подходящие для создания атмосферы праздника испанцы. Лед и пламя. Именно благодаря их разности получилась такая нестандартная комбинация». 

Проект реконструкции «Художественного» бюро Wowhaus. В большом зале воссоздается лепнина, кессонный потолок и оливковый цвет стен
Проект реконструкции «Художественного» бюро Wowhaus. В большом зале воссоздается лепнина, кессонный потолок и оливковый цвет стен
Проект реконструкции «Художественного» бюро Wowhaus. На холодном чердаке устраивается выставочное пространство
Проект реконструкции «Художественного» бюро Wowhaus. На холодном чердаке устраивается выставочное пространство
Схема взаимодействие архитектурных, реставрационных, инженерных компаний при создании реализованного проекта ресконструкции «Художественного» — пример сложной и тонко организованной международной коллаборации © Strelka СА
Схема взаимодействие архитектурных, реставрационных, инженерных компаний при создании реализованного проекта ресконструкции «Художественного» — пример сложной и тонко организованной международной коллаборации © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. «Художественный» вновь становится центром всех российских премьер, для чего задействуется и Арбатская площадь © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. «Художественный» вновь становится центром всех российских премьер, для чего задействуется и Арбатская площадь © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Задачи проекта приспособления © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Задачи проекта приспособления © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Активация «Художественного» как общегородского культурного центра © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Активация «Художественного» как общегородского культурного центра © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели из раздела технического задания на реставрацию. Большой зрительный зал подробно проанализирован на предмет сохранившихся подлинных элементов © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели из раздела технического задания на реставрацию. Большой зрительный зал подробно проанализирован на предмет сохранившихся подлинных элементов © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Рекомендуемые планировочные решения и итоговые площади © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Рекомендуемые планировочные решения и итоговые площади © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Раздел технического задания на интерьеры главного фойе. Даются оригинальные чертежи Шехтеля для воссоздания барной стойки и сохранившиеся описания фонтана © Strelka СА
Фрагмент видения проекта из концептуальной модели. Раздел технического задания на интерьеры главного фойе. Даются оригинальные чертежи Шехтеля для воссоздания барной стойки и сохранившиеся описания фонтана © Strelka СА
Авторы нового «Художественного» © Strelka СА
Авторы нового «Художественного» © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Исследование исторического пятна застройки: раньше к зданию кинотеатра со стороны северного фасада были пристроены другие дома © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Исследование исторического пятна застройки: раньше к зданию кинотеатра со стороны северного фасада были пристроены другие дома © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Определение активного контура здания © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Определение активного контура здания © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+.Схема входов © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+.Схема входов © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Функциональная программа © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Функциональная программа © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Схема новой кровли над третьим этажом © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Схема новой кровли над третьим этажом © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Устройство новых дверей со стороны северного фасада © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Устройство новых дверей со стороны северного фасада © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Восстановление на северном фасаде заложенных окон © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Восстановление на северном фасаде заложенных окон © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Продольный разрез © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Продольный разрез © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Разрез вестибюля © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Разрез вестибюля © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Разрез главного фойе © Strelka СА
Концепция HG MERZ / MM+. Разрез главного фойе © Strelka СА
Поэтажные планы © Strelka СА
Поэтажные планы © Strelka СА

Впрочем, на этом список участников проекта не заканчивается (см. диаграмму). Кроме иностранных авторов-архитекторов участвовало и несколько российских команд — например, на стадии «Проект» генпроектировщиком выступала компания «Спектрум Групп», реализовать интерьер помогло бюро NEFA architects, с конструктивом работали сотрудники российского офиса Werner Sobek. «Иностранная экспертиза нам нужна, чтобы поднимать проектный уровень и задавать какую-то планку, но нельзя обойтись и без людей, которые способны ее профессионально адаптировать и приземлять с уважением к чужому авторству, — комментирует Дарья Парамонова. — Все приглашенные нами партнеры — суперпрофессионалы в своей нише, и, мне кажется, справились с этой задачей». 

Что касается модели проекта, то она включает в себя три основных компонента. Первый — анализ пространства, его потенциала, сложностей, закономерностей и всего того, что связано с функциональным зонированием и планировочными решениями. Второй — анализ пользователей, начиная от посетителей до операторов здания: здесь активно применяются такие антропологические инструменты, как опросы и интервьюирование. И третий компонент связан с непосредственной эксплуатацией: по каким сценариям здание будет жить после реконструкции/строительства. На основе этих трех составляющих и рождается глобальное концептуальное видение. «Наша модель — то есть техническое задание с четко сформулированными принципами, — позволяет сохранить их в проекте даже на более поздних этапах, когда начинаются попытки упрощения и оптимизации, — рассказывает Дарья Герасимова, архитектор Strelka  СА. — Фиксирование ключевых параметров важно, чтобы всегда иметь возможность на них сослаться в дальнейшем и не растерять ключевые вещи». К слову, по такой же схеме дружественная Strelka СА структура КБ Стрелка сформировало модель для проекта реконструкции Центрального телеграфа в Москве, которой займется Дэвид Чипперфильд. 

Где здесь Шехтель

Тезка знаменитого архитектора, Федор Михайлович Достоевский, в свое время противопоставил художественному вымыслу понятие «правда художественная», которая отнюдь не тождественна «правде жизни»; он был убежден, что «безразличие и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное — ничего и не значит» — зато нужны «ваша идея и непременно указующий перст, страстно поднятый». В данном случае можно сказать, что идеей было понимание, что, во-первых, памятник невозможно делать эффективным до бесконечности — иначе «получится Военторг», поэтому при максимальном сохранении подлинного предлагалось оптимально использовать его потенциал. А во-вторых, представлялось критически важным вернуть «Художественному» статус «центра российских премьер» и включить его в городскую культурную жизнь.

Проблемы и вызовы проекта © Strelka СА
Проблемы и вызовы проекта © Strelka СА
Главный фасад воссоздан по оригинальным чертежам Федора Шехтеля. Были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электро-театр», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Главный фасад воссоздан по оригинальным чертежам Федора Шехтеля. Были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электро-театр», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
По эскизам архитектора также воссоздали исторические фонари, освещающие главный вход в здание © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
По эскизам архитектора также воссоздали исторические фонари, освещающие главный вход в здание © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на северный фасад со «скрытыми» дверями и восстановленными капителями. Реставрация кинотеатра началась с противоаварийных работ: кирпичная кладка была частично разрушена влагой и грибком, а исторические потолочные фермы потеряли несущую способность. В первые месяцы специалисты очистили и укрепили фасады и провели ремонт кровли. Две исторические фермы, отобранные реставраторами, были сохранены в конструкции крыши и музеефицированы © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на северный фасад со «скрытыми» дверями и восстановленными капителями. Реставрация кинотеатра началась с противоаварийных работ: кирпичная кладка была частично разрушена влагой и грибком, а исторические потолочные фермы потеряли несущую способность. В первые месяцы специалисты очистили и укрепили фасады и провели ремонт кровли. Две исторические фермы, отобранные реставраторами, были сохранены в конструкции крыши и музеефицированы © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вестибюль с видом на ресепшн, киоски для автоматической продажи билетов и новую лестницу © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вестибюль с видом на ресепшн, киоски для автоматической продажи билетов и новую лестницу © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Гардероб в обрамлении из черного мрамора © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Гардероб в обрамлении из черного мрамора © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на вестибюль и новую лестницу со стороны гардероба © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на вестибюль и новую лестницу со стороны гардероба © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на кофейню со стороны северного фасада и шехтелевскую лестницу на второй этаж, восстановленную по двум ступеням © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на кофейню со стороны северного фасада и шехтелевскую лестницу на второй этаж, восстановленную по двум ступеням © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Бар в фойе 3-го этажа © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Бар в фойе 3-го этажа © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
За ресторан, кофейню и бары в трех фойе кинотеатра отвечает ресторанная группа Lucky Group, за дизайн их интерьеров — студия Static Aesthetic © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
За ресторан, кофейню и бары в трех фойе кинотеатра отвечает ресторанная группа Lucky Group, за дизайн их интерьеров — студия Static Aesthetic © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
В южном фойе расположится корнер Библиотеки им. Н.А. Некрасова: посетители смогут оформить читательский билет, который будет действовать не только в кинотеатре, но и в других городских библиотеках Москвы. Здесь же можно будет взять книги из сформированного специально для «Художественного» фонда: в него вошли книги о кино, театре, музыке, архитектуре, а также периодические издания об искусстве. На сайте Некрасовки можно будет оформить заказ и на книги из основного фонда библиотеки, а затем забрать их в кинотеатре
В южном фойе расположится корнер Библиотеки им. Н.А. Некрасова: посетители смогут оформить читательский билет, который будет действовать не только в кинотеатре, но и в других городских библиотеках Москвы. Здесь же можно будет взять книги из сформированного специально для «Художественного» фонда: в него вошли книги о кино, театре, музыке, архитектуре, а также периодические издания об искусстве. На сайте Некрасовки можно будет оформить заказ и на книги из основного фонда библиотеки, а затем забрать их в кинотеатре
Лестница из главного фойе к южному фойе, балкону и камерному залу на втором этаже кинотеатра© пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Лестница из главного фойе к южному фойе, балкону и камерному залу на втором этаже кинотеатра© пресс-служба кинотеатра «Художественный»

Так шехтелевский холодный чердак с будкой стал полноценным третьим этажом, на котором сделали еще два зала (кстати, место для небольших экспозиций тоже предусмотрено: в одном фойе сейчас устроена выставка голливудских плакатов, в другом — выставка фотографий, посвященная расцвету американского кинематографа). В главном зале укрепили балкон и отреставрировали лепной декор, современное кинооборудование (во всех залах установлены аудиосистемы Dolby Atmos и высококонтрастные лазерные кинопроекторы Barco — кроме тех, что в «Художественном», в мире существует всего 17 аналогичных проекторов) встроили в отделку стен и новый потолок — исторический не сохранился. Кроме того, увеличили уклон зала и сделали комфортную «гребенку» для просмотра за счет понижения первых рядов. Шехтелевские кресла до нас не дошли даже на фотографиях, поэтому теперь это просто 474 суперкомфортных сидячих места. 

Как следствие озвученных задач, ключевым пунктом реконструкции стала и активация внешнего контура здания и всех «доконтрольных помещений»  вокруг центрального ядра зрительных залов. Так что на северном фасаде, вдоль которого потоки идут от станции синей ветки метро в сторону обоих Арбатов, по одной сохранившейся капители восстановили пять других — и в то же время замаскировали в оштукатуренной стене «скрытые» двери, которые соединят транзитное пространство с кафе кинотеатра, и летом здесь появится терраса и столики.  А кафе, ресторан, вестибюль оригинальной шехтелевской высоты, главное фойе с фонтаном, фойе с баром и фойе с корнером библиотеки Н.А. Некрасова спроектированы как гостеприимные, открытые и доступные общегородские пространства. 

К слову, фонтан, хотя и сделан на историческом основании, — совершенная импровизация на тему, фото и чертежей до нас дошло, поэтому современная конструкция из стеклянных колб и зелени — это и авторское осмысление того, каким он мог бы быть у Шехтеля, и одновременно реверанс в сторону «зеленых пальм в фойе», которые упоминают в своих описаниях «Художественного» москвичи начала XX века. Так что «указующим перстом» по Достоевскому выступает сам Шехтель: как бы он решил эту задачу не тогда, а сегодня? — постоянно спрашивали себя архитекторы.

Исходя из этой логики была сделана новая осевая планировка и эффектная винтовая лестница на третий этаж; буквально по двум доломитовым ступеням восстановлена еще одна лестница на второй этаж — и «додуманы» перила к ней на основе изучения экспертов по реставрации других работ Шехтеля. «Сложность проекта была как раз в том, что подлинного наследия снаружи и внутри остались буквально крупицы — и тем оно было для нас ценнее, — рассказывает Дарья Парамонова. —  Во многих случаях мы могли руководствоваться только историческими фотографиями, как в случае с барельефами на фасадах: подробных шехтелевских чертежей, увы, не сохранилось. Само собой, реставраторы тщательно изучали и другие объекты Шехтеля, и в каких-то деталях ссылались на его авторский подход и язык в целом. Ту планировку, которую предложили merz merz — очень чистую, очень грамотную — мне кажется, Шехтель вполне мог бы допустить». 

Главное фойе с фонтаном. Здесь специалисты восстановили частично сохранившийся потолочный карниз и фриз. Вернулись деревянные оконные заполнения, ранее утраченные. По фотографиям начала века воссоздали дубовые двери © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Главное фойе с фонтаном. Здесь специалисты восстановили частично сохранившийся потолочный карниз и фриз. Вернулись деревянные оконные заполнения, ранее утраченные. По фотографиям начала века воссоздали дубовые двери © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Фонтан на историческом основании — в остальном чистейшей воды художественный вымысел: его фотографий или профессиональных описаний не сохранилось © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Фонтан на историческом основании — в остальном чистейшей воды художественный вымысел: его фотографий или профессиональных описаний не сохранилось © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Большой зрительный зал с восстановленным лепным декором, балконом и оригинальным текстильным оформлением от Lazaro Rosa-Violan © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Большой зрительный зал с восстановленным лепным декором, балконом и оригинальным текстильным оформлением от Lazaro Rosa-Violan © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Всего в «Художественном» четыре зала — большой на 474 места, два малых зала по 46 мест и один камерный, рассчитанный на 21 зрителя. В кинотеатре также будут показывать фильмы с пленки 35 мм © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Всего в «Художественном» четыре зала — большой на 474 места, два малых зала по 46 мест и один камерный, рассчитанный на 21 зрителя. В кинотеатре также будут показывать фильмы с пленки 35 мм © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на новую лестницу, третий этаж и новый световой фонарь с люстрой © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Вид на новую лестницу, третий этаж и новый световой фонарь с люстрой © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Фойе перед малыми залами © пресс-служба кинотеатра «Художественный»
Фойе перед малыми залами © пресс-служба кинотеатра «Художественный»

В этом смысле особенно любопытно, как бы архитектор отнесся к действительно очень эмоциональным интерьерным решениям испанцев. Ведь именно они задали тему Голливуда, наполнив здание классицирующего модерна абсолютно «ардекошной» начинкой, причем именно американской его версии.  Обилие каменных и керамических поверхностей контрастных цветов, блестящего металла и зеркал, ценных пород дерева, монументальных панно, строгих по своей геометрии, но оттого еще более роскошных люстр и, конечно, люксовой мебели однозначно выстраивает образ гламура родом из «ревущих двадцатых». 

Очень показателен и получившийся интерьер главного большого зала: вместо оливковых стен, которые хотел восстановить Wowhaus, и лаконичных сидений — деревянные панели и роскошные кресла, будто обитые красным бархатом, а «красная ковровая дорожка» со специально разработанным Lazaro Rosa-Violan характерным рисунком, разостланная по всему полу,  переходит в «занавес» на задней стене балкона и абажуры встроенных светильников. Лепные античные барельефы Шехтеля над входами и выходами из зала выглядят здесь дорогими музейными экспонатами.

Даже росписи на стенах главного фойе, выполненные по заказу авторов современным российско-грузинским художником Георгием Тотибадзе (у него и брата Константина, тоже художника, своя галерея на «Винзаводе» совместно с кинорежиссером Мариной Цурцумия) казалось бы, сюжетом апеллируют к модерну, но на самом деле добавляют «Художественному» еще больше «голливудского» лоска и шика, подчеркивают его «избранность» и острую актуальность. Которые, кстати, выражаются и в репертуаре, а значит, потенциально отразятся и на аудитории кинотеатра. «Мы полны желания и решимости сделать это великое место местом сегодняшней кинематографической силы, — говорит программный директор Стас Тыркин. —  Живым, актуальным, бурлящим местом, где будет показываться художественное кино, а фильмы, не имеющие отношения к “художественности”, показываться не будут. Мы намерены требовательно подходить к отбору фильмов — но никакой дискриминации против форматов и жанров у нас не будет». 

Кто-то, безусловно, назовет этот подход радикальным — в том числе и относительно проектных решений (несмотря на научную реставрацию всего, что так или иначе сохранилось). Но именно в этом, пожалуй, и заключается вся достоевская «страсть» и правда «Художественного» — кинотеатра передового кино, передовых подходов к проектированию, передовой архитектурно-инженерной мысли, воплощения ценностей своего времени — и в то же время его проблем и противоречий. По Чарльзу Дженксу, радикализация — это и есть инструмент создания современной архитектуры, процесс актуализации традиционных ценностей и подходов, насыщение архитектурного объекта культурными кодами, понятными современникам, превращение его в идеальное средство коммуникации с пользователем-интерпретатором. 

Кодирование архитектуры как уже устоявшимися, так и абсолютно новыми смыслами, обращение к ее корням и выращивание на их основе нового актуального видения — это то радикальное понимание «правды жизни», которое сегодня единственное чего-то стоит.

Подготовила Юлия Шишалова

P.S. Кстати, в будни и выходные организованы экскурсии по зданию для всех желающих: зрителям расскажут, как строили, перестраивали и реставрировали старейший кинотеатр Москвы в последние 111 лет. Ознакомиться с расписанием и купить билеты можно на сайте кинотеатра

читать на тему: