Идем на Восток: всесезонные курорты и мастер-план туристического макрорегиона «Дальний Восток»
В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» проектный офис «ПроГород» (группа «ВЭБ.РФ») разрабатывает четыре макрорегиональных туристических мастер-плана: «Большое Золотое кольцо», «Западный Юг России», «Дальний Восток» и «Из Москвы в Санкт-Петербург». Кроме этого, работа идет над схемой развития туризма всей страны. Проектный офис «ПроГород» — это служба квалифицированного заказчика, которая сопровождает процесс от технического задания до приемки, обеспечивая комплексную экспертизу проделанной с профильными консорциумами работы и согласование результатов работ со всеми заинтересованными сторонами. К сегодняшнему дню уже почти сформированы концепции развития всесезонных курортов на Дальнем Востоке. О том, что такое туристическое мастер-планирование, всесезонные курорты и как работа архитектора может помочь в управлении туристическими потоками рассказывают Марина Мережко, старший директор Департамента гостиничного бизнеса и туризма ООО «Комонвелс» (компания, возглавляющая консорциум, работающий над проектом «Дальний Восток»), и Даниил Веретенников, главный архитектор бюро «МЛА+», участник консорциума.
Мастер-планирование туристического макрорегиона
В России на правительственном уровне активно занялись развитием туристического потенциала регионов. Одним из инструментов стало мастер-планирование туристических макрорегионов — проекты долгосрочного пространственного преобразования туристической отрасли. Естественно, с учетом природных, историко-культурных, инфраструктурных ресурсов и человеческого капитала.
Бюро «МЛА+» принимает участие в разработке мастер-плана туристического макрорегиона «Дальний Восток», куда входят Приморье, Камчатка и Сахалин. В рамках проекта на территории каждого из трех регионов спроектировано по четыре всесезонных курорта, то есть всего 12 новых курортных локаций. Эта масштабная работа идет под руководством проектного офиса ООО «ПроГород».
На уровне макрорегионов мастер-планирование — один из способов развития туризма и управления туристическими потоками: с помощью инфраструктуры, транспорта, новых связей можно создать новые комфортные точки притяжения. Очень важно, что этот инструмент позволяет говорить о развитии туризма с учетом особенностей каждого региона. Так, на Дальнем Востоке более 80 % площади — природоохранные территории.
Изобретая типологию всесезонных курортов
Особенность курортов, над которыми работает многопрофильный консорциум и проектный офис «ПроГород», — это всесезонность, довольно новая для России тема. Если говорить о Дальнем Востоке, речь идет о курортах, основанных на термальных источниках, где летом очень небольшой период можно купаться, а потом, к примеру, отдыхать в спа и кататься на лыжах; или о курортах, откуда можно ездить исследовать вулканы и гейзеры. Вариантов очень много, и для каждого конкретного места и случая бюро прорабатывает множество сценариев, чем это место «наполнить» в течение года, в зависимости от базы туристических ресурсов, которая здесь есть. Понятно, что это не архитектурная задача. Этим занимается «Комонвелс», возглавляющая консорциум, а «МЛА+» уже «приземляет» на конкретную территорию созданное ими техническое задание.
Что же такое всесезонный курорт? «Комонвелс» определяет это как комплекс круглогодично работающих объектов туристской инфраструктуры, компактно расположенных относительно друг друга на благоустроенной территории, имеющий общее руководство и продвигаемый под единой торговой маркой. Важно, что у каждого курорта будет единый оператор, контролирующий соответствие развития курорта его изначальной концепции, и одна торговая марка (бренд). Известный пример такого типа организации курортной локации — курорт Красная Поляна. Площадь всесезонного курорта должна быть достаточной, чтобы комфортно расположить всю требуемую инфраструктуру, в том числе средства размещения в объеме, рассчитанном на единовременное пребывание в них не менее 1000 человек. Предполагается, что площадь участка для всесезонного курорта в макрорегионе «Дальний Восток» должна быть порядка 60 га.
При этом изначальное понимание слова «курорт» как места для оздоровления сегодня воспринимается гораздо шире. Исходя из основного профиля курортов, их можно разделить на развлекательные, спортивные и оздоровительные, однако эта градация очень условна. Как правило, на оздоровительных курортах широко представлены инфраструктура для отдыха и развлечений, а развлекательные курорты предлагают услуги оздоровления. Такие нишевые продукты, как medical SPA (всех форматов и ценовых категорий), инфраструктура для занятий спортом (в т. ч. экстремальным), для проведения деловых и массовых мероприятий и т. п., — позволяют оператору курорта эффективно управлять его загрузкой не только с учетом разных сезонов, но и в течение недели (будни и выходные). Также для курортов всех типов обязательна возможность для отдыха с детьми любого возраста. Всесезонный курорт должен быть привлекательным для всех членов семьи в любой день года.
Так как же воплотить в жизнь привлекательный для каждого курорт? При выборе локации для проектирования всесезонного курорта команда проектного офиса учитывала транспортную доступность, наличие или отсутствие гостиничной инфраструктуры, возможности для благоустройства и развития природных территорий. И в каждом отдельном случае это совсем разные истории: по емкости, приоритетам и по наполнению всесезонного курорта.
Впрочем, есть то, что объединяет все 12 будущих курортов макрорегиона «Дальний Восток»: проекты предусматривают создание живой среды, чтобы здесь хотелось проводить время, чтобы было ощущение обжитой территории. В каждом проекте есть центральная площадь, где могут проходить всевозможные мероприятия, и главный променад с ресторанами, кафе, магазинчиками. Все курорты проектируются с возможностью круглогодичного использования, для этого даже в курортах, расположенных в приморских зонах, есть крытые аквапарки или просто бассейны с подогреваемой водой. На территории практически всех курортов предполагается создание терм или medical spa зон. Везде предусмотрены детские центры и инфраструктура для семейного отдыха. Кроме того, запланирована возможность культурного досуга, а также этнографические деревни и музейно-выставочные центры, если курорт проектируется в месте с богатой культурной историей. У туристов на это сейчас есть большой запрос.
Мастер-план и архитектурный код
В ходе разработки туристического мастер-плана задача разработчиков всесезонного курорта — предложить принципиальные решения, нарисовать сетку улиц, распределить объекты, кластеризировать застройку и определить высотность, а также главные доминанты. Застройка предполагается малоэтажная. Важно, что весь брендинг туристического макрорегиона «Дальний Восток» в целом строится на природных ценностях — это мир дикой природы, где нужно избегать агрессивных архитектурных вторжений.
Для каждого из курортов бюро делает эскизы застройки. Это концептуальные проектные решения и довольно детальная иллюстрация к будущему курорту. Когда специалисты продумывают образы новых курортов, они, безусловно, изучают мировой опыт. Например, Камчатку часто сравнивают с Исландией просто потому, что они действительно похожи и климатически, и по ландшафтам: и там, и там есть вулканы, и там, и там есть гейзеры.
В случае с Сахалином сотрудники бюро часто обращались к опыту Японии. В этой стране тоже есть термальные источники, как на Курилах и Сахалине, и японцы очень давно и успешно строят курорты и рекреационные базы на основе бальнеологических ресурсов.
Приморский край архитекторы сравнивают со Средиземноморьем: итальянскими городками, историческими курортами Турции. В Приморье тоже очень интересная береговая линия — везде небольшие, живописные бухточки с золотым песком, где-то скалы, где-то полуострова, острова.
Проектируя курорт Ливадия под Находкой, «МЛА+» вдохновлялись небольшими европейскими средневековыми городами. Это совсем не значит, что там будет псевдосредневековая архитектура. Архитекторы хотели сделать схожим само ощущение от пространства: узкие улочки, небольшие площади. И не только для того, чтобы создать атмосферу прибрежного курортного городка, но и из-за климата: здесь сильный ветер, особенно зимой, и широкие прямые улицы будут продуваться насквозь.
Для каждого региона бюро разработало архитектурный код, где есть рекомендации по выбору строительных материалов будущей застройки, фактурным и цветовым решениям наружной отделки. Если в Приморском крае это обычно опора на городские сюжеты, то Камчатка — это растворение в природе: максимальное сохранение растительности на участках курортов. Основной рекомендуемый материал для строительства — дерево.
Также при разработке курортов на Камчатке архитекторы руководствуются принципами компактности — все объекты размещения туристов проектируются небольшими, с относительно свободной и широкой расстановкой их по территории, чтобы люди могли почувствовать себя наедине с природой.
На Сахалине другая история — здесь преобладает бетон. Из него сделаны маяки и военная инфраструктура, как японская, так и российская, а также развалины японских храмов и ворот тори. Вместе с тем Сахалин — удивительное наслоение очень разных культур. Здесь можно почувствовать и историю коренных народов, и японское наследие, и историю Российской империи. Поэтому все курорты получились разные. Например, рядом с курортом в поселке Советское нет какого-то архитектурного или градостроительного наследия, от которого можно было бы оттолкнуться. Это локация природного характера на базе термальных источников. А в Александровске-Сахалинском, бывшем административном центре региона, есть дореволюционные постройки, японское наследие, поэтому «МЛА+» постарались подчеркнуть в своей работе именно эти акценты.
Поиск баланса природа/человек
Когда речь идет о Дальнем Востоке, то все представляют в первую очередь дикую нетронутую природу. Но когда речь идет о туристическом мастер-планировании, то тут важны потоки людей, дороги, гостиницы и инфраструктура. И самое сложное в этой работе — найти тонкий баланс между развитием туризма и необходимостью защитить первозданность природы. Иногда, в особо красивом месте, приходится принимать сложное решение, что красота должна остаться первозданной, что нельзя в нее вторгаться, потому что даже самая хорошо спроектированная гостиница может изменить природный пейзаж. Тогда «МЛА+» смещается с проектом туристического кластера или всесезонного курорта немного в сторону. Баланс «природа/человек» — это приоритет.
При проектировании необходимо постоянно учитывать большое количество аспектов: важно сохранять ценные экосистемы, например болота. Важно всегда максимально сохранять виды — красивые панорамы на море, сопки, вулкан.
Управление туристическими потоками
Благодаря разнообразию туристических возможностей посетителями курортов макрорегиона «Дальний Восток» могут стать самые разные целевые группы туристов. Здесь ждут гостей со всей страны.
В каждом конкретном случае эксперты стараются оценить антропогенную емкость территории, то есть определяют, сколько вообще людей в год, в месяц, в день территория может вместить без каких-то необратимых последствий для целостности ландшафта и систем растительного и животного мира. И только после того, когда уже понятно, какие объекты и где можно разместить, как можно снизить потенциальные негативные эффекты для природы, архитекторы приступают к проектированию.
Планируя инфраструктуру, эксперты стараются равномерно распределить туристический поток по территории региона. Если говорить, к примеру, о Сахалинской области, то по популярности посещения лидируют Курильские острова: здесь и вулканы, и термальные источники, и красивые скалы, ради которых едут туристы. При этом нельзя весь туристический поток в регионе направить только на Курилы, это будет иметь катастрофические последствия для биобаланса этой территории. На самом Сахалине тоже много интересных мест, но пока они менее известны. Создавая там новые точки притяжения в виде современных всесезонных курортов с комфортной многофункциональной инфраструктурой, проектировщики могут равномерно перераспределить туристические потоки по территории, сохраняя комфортные условия и для экосистемы, и для путешественников.
Также мастер-планирование позволяет разработчикам проекта распределять и прогнозировать будущие турпотоки с учетом правового статуса территории. Если есть статус особо охраняемой природной территории (ООПТ), то администрация района имеет право регулировать количество посетителей.
С другой стороны, существует статус туристско-рекреационного кластера, который позволяет территории получить определенные налоговые и финансовые льготы, что делает ее максимально привлекательной для инвесторов. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность появления здесь комфортной инфраструктуры.
По сути, мастер-планирование позволяет, с одной стороны, сделать максимум для развития туризма, с другой — беречь природу за счет объема и многообразия учитываемых и анализируемых данных. Для этого на начальном этапе идет комплексная оценка туристического потенциала территории. В первую очередь нужно понять, какие территории самые привлекательные для туристов, затем на местах изучить, насколько развита инфраструктура, есть ли тропы, точки проката, или туризм здесь пока совершенно не развит. В итоге принимается решение, где и как строить дороги, повышать доступность и развивать туристическую инфраструктуру.
К сегодняшнему дню уже разработаны концепции 12 всесезонных курортов для туристического макрорегиона «Дальний Восток» с соблюдением всех этих принципов. Для Камчатского края — в поселке Малки, селе Мильково, сельском поселении Козыревское, ТРК «Зеленовские озерки»; для Сахалинской области — в городе Александровске-Сахалинском, селах Яблочное, Советское и Горячие Ключи («Дагинские источники»). А в Приморском крае курорты появятся в селе Барабаш, селе Андреевка — пгт Зарубино, бухте Лазурная (Владивосток) и микрорайоне Ливадия (Находка).