Индустриальное наследие в музейных экспозициях. Инсталляционный подход

В последнее время интерес к объектам промышленного и индустриального наследия неуклонно растёт, реализовываясь в разных формах: от приспособления для новых функций неиспользуемых промышленных объектов: старых зданий заводов, пакгаузов, аэропортов, вокзалов (т.е недвижимого индустриального наследия), до экспонирования отдельных объектов (станков, паровозов, автомобилей и пр.) и тематических разделов в музеях разного профиля. Так или иначе, с проблемами презентации подобных предметов и коллекций сталкиваются технические, военные, краеведческие, корпоративные, исторические и другие музеи.

C 2005 года Комбинатом музейно-выставочного искусства накоплен большой опыт представления объектов индустриального наследия в экспозициях. За это время Комбинат сталкивался с самыми разными задачами: от ревитализации имеющейся инфраструктуры до проектирования и строительства новых музейных зданий; от разработки научно-художественной концепции и формирования экспонатного ряда до «первого посетителя» и сопровождения эксплуатации объекта. Только за последние годы КМВИ реализовал несколько знаковых проектов, связанных с показом индустриального наследия – экспозиция Музея железных дорог России (2017-2018), музей «Битва за оружие Великой победы»в составе Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» (2020),  выставка «К 100-летию гражданской авиации России» в здании бывшего терминала «Прибытие» Пулково-2 (2023), а также текущие проекты компании, например, проект реконструкции исторического паровозного депо с приспособлением его под историко-культурный центр.

Экспозиция музея «Битва за оружие Великой победы» в составе Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», Белгородская область, п. Прохоровка
Экспозиция музея «Битва за оружие Великой победы» в составе Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», Белгородская область, п. Прохоровка
Экспозиция выставки «К 100-летию гражданской авиации России», г. Санкт-Петербург
Экспозиция выставки «К 100-летию гражданской авиации России», г. Санкт-Петербург

Как правило, фактура, габариты, содержательные особенности индустриальных объектов создают сложности представления их в экспозициях и нуждаются в особом подходе для демонстрации. Важное значение имеет также органичное сочетание параметров архитектуры зданий с особенностями размещаемых индустриальных объектов.

Накопив весомый опыт в музейном проектировании, Комбинат пришёл к выводу, что одним из эффективных средств показа промышленных объектов является инсталляционный подход. Он предполагает создание многосоставных, многослойных тематических комплексов, в которых присутствуют разные элементы, объединённые единой концептуальной идеей и единым художественным решением:

- архитектурные формы и пространственные конструкции, 
- графические решения, 
- световой сценарий, 
- материальные объекты (музейные экспонаты и их копии), 
- цифровые технологии, 
- линия пользовательского взаимодействия, включая отдельные сценарии для каждой составляющей.

Принципы и методы создания инсталляций пришли в музейную практику из современного концептуального искусства ещё в начале 1990-х годов и получили развитие в экспозициях в последующие годы. Если в начале пути дизайнеров вдохновляли развлекательные и даже игровые  возможности неожиданных инсталляционных решений с участием музейных предметов, то сегодня создание инсталляций – один из лучших инструментов для представления авторской интерпретации темы, для активного вовлечения посетителей в процесс познания через впечатление.

Инсталляции помещают привычные вещи в новые связи, меняют их восприятие, создают принципиально новое пространство и через авторскую сценографию производят уникальные ощущения, которые невозможно испытать в привычном контексте. Благодаря этому создается гораздо больше дизайнерских возможностей для решения смысловых и художественных экспозиционных задач.

Прежде всего, вовлечение технических объектов в сценографические инсталляционные решения меняет визуальное восприятие техники посетителем на эмоциональное (перцептивное). Информационное поле экспонатов становится объёмными и ярким, раскрываясь от уровня практического применения производственных объектов до их символического значения. Авторская интерпретация темы в художественно цельном исполнении создаёт целый шлейф неожиданных смыслов и ощущений, которые опираются на эмоции посетителя и, тем самым диалог между экспонатом и человеком становится более эффективным.

Экспозиция музея «Битва за оружие Великой Победы» построена как тотальная инсталляция, которая вовлекает посетителя в проживание исторических событий. На двух этажах музея функционируют 35 масштабных интерактивных зон, дополненных индивидуальными мультимедийными и световыми сценариями. Иммерсивные технологии, театрализация музейного пространства, применение приёмов сценографии создают ощущение подлинности образа и погружения в эпоху, вовлекают посетителя в экспозиционное повествование, погружая в исторический контекст: пройти по мостовым предвоенного города, зайти в советский универмаг, осмотреть вагоны поезда, эвакуируемый завод, шахту и другие.
Экспозиция музея «Битва за оружие Великой Победы» построена как тотальная инсталляция, которая вовлекает посетителя в проживание исторических событий. На двух этажах музея функционируют 35 масштабных интерактивных зон, дополненных индивидуальными мультимедийными и световыми сценариями. Иммерсивные технологии, театрализация музейного пространства, применение приёмов сценографии создают ощущение подлинности образа и погружения в эпоху, вовлекают посетителя в экспозиционное повествование, погружая в исторический контекст: пройти по мостовым предвоенного города, зайти в советский универмаг, осмотреть вагоны поезда, эвакуируемый завод, шахту и другие.
Инсталляция «Зимний лес» воспроизводит реалии тяжёлых условий труда в эвакуации. Художественное решение и экспонаты объединены многоуровневым проекционным и акустическим контентом.
Инсталляция «Зимний лес» воспроизводит реалии тяжёлых условий труда в эвакуации. Художественное решение и экспонаты объединены многоуровневым проекционным и акустическим контентом.
Архитектурно-художественное решение инсталляция «Русское поле» объединяет в единый образ подлинные образцы сельскохозяйственной техники, бутафорские элементы, световые решения и мультимедийные проекции. Проецируемые на экраны видеокадры широкого неба создают иллюзию углубления пространства, панорама русского поля с неубранным урожаем выражает идею личной неустроенности.
Архитектурно-художественное решение инсталляция «Русское поле» объединяет в единый образ подлинные образцы сельскохозяйственной техники, бутафорские элементы, световые решения и мультимедийные проекции. Проецируемые на экраны видеокадры широкого неба создают иллюзию углубления пространства, панорама русского поля с неубранным урожаем выражает идею личной неустроенности.

Возможности инсталляционного подхода.

Показать функционал объектов

Ключевая особенность технических объектов – их функциональность. Она должна быть сохранена и показана как неотъемлемая составляющая индустриального наследия. Однако демонстрация работы оборудования или транспорта может наносить ущерб сохранности самого предмета. Здесь на помощь приходят инсталляционные решения со сбалансированным использование мультимедийных технологий и приемов сценографии. Особенно масштабно и убедительно выглядят инсталляции, реконструирующие промышленную среду применения технических объектов.

«Цех авиастроительного завода» в музее «Битва за оружие Великой Победы» показывает процесс совместной работы разных станков. Масштабность результата демонстрирует мультимедийная проекция,трансформирующая пространство, и реконструированный макет самолёта Ил-2 в натуральную величину.
«Цех авиастроительного завода» в музее «Битва за оружие Великой Победы» показывает процесс совместной работы разных станков. Масштабность результата демонстрирует мультимедийная проекция,трансформирующая пространство, и реконструированный макет самолёта Ил-2 в натуральную величину.
Музей бронетанковой техники в составе военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Образцы средневековых приспособлений и устройств, ставшие предшественниками танка, представлены в стендовых макетах, которые обретают ожившие сценарии их использования благодаря теневым проекциям анимационных роликов.
Музей бронетанковой техники в составе военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Образцы средневековых приспособлений и устройств, ставшие предшественниками танка, представлены в стендовых макетах, которые обретают ожившие сценарии их использования благодаря теневым проекциям анимационных роликов.
Инсталляции зала Великой Отечественной войны Музея бронетанковой техники демонстрируют процесс работы на станках в производственном цеху (например, процесс автоматической сварки броневых листов корпуса танка). Символом непрерывной работы во имя Победы служат арт-объекты в виде срезанных наискосок труб и металлической стружки, создающей динамику вращения вокруг металлического стержня колонны. Цветовое решение инсталляций придаёт особую музыкальность суровой заводской тематике.
Инсталляции зала Великой Отечественной войны Музея бронетанковой техники демонстрируют процесс работы на станках в производственном цеху (например, процесс автоматической сварки броневых листов корпуса танка). Символом непрерывной работы во имя Победы служат арт-объекты в виде срезанных наискосок труб и металлической стружки, создающей динамику вращения вокруг металлического стержня колонны. Цветовое решение инсталляций придаёт особую музыкальность суровой заводской тематике.
Выставка «К 100-летию гражданской авиации России». Масштабные проекции архивных киноматериалов расположены на ломанных плоскостях, отсылающих к образу крыльев. Они создают иллюзию дополненной реальности, где экспонаты попадают в среду своего «обитания».
Выставка «К 100-летию гражданской авиации России». Масштабные проекции архивных киноматериалов расположены на ломанных плоскостях, отсылающих к образу крыльев. Они создают иллюзию дополненной реальности, где экспонаты попадают в среду своего «обитания».

Продемонстрировать технологию и устройство

Отличительной чертой объектов индустриального наследия является их серийность и типичность: оборудование и транспорт производились массово, промышленные здания строились по определённой схеме. Обычному посетителю сложно понять ценность индустриального объекта, представленного в ряду ему подобных традиционными экспозиционными методами.

Важная составляющая историко-технической уникальности связана также с процессом создания индустриальных объектов: конструированием, проектированием, сборкой на производстве. Именно в этой сфере кроется историческая ценность агрегатов, машин, станков, создание которых порой коренным образом меняло историю, жизнь людей, технологии, культуру. Комплексные инсталляции позволяют заглянуть внутрь индустриального объекта, продемонстрировать посетителю сложности взаимодействия различных узлов, механизмов, показать инженерный талант и полёт конструкторской мысли.

Инсталляция «Сканер паровоза» в Музее железных дорог России. Мультимедийный экран движется вдоль корпуса экспериментального советского локомотива 1970-х годов, демонстрируя основные узлы и общее устройство механизма.
Инсталляция «Сканер паровоза» в Музее железных дорог России. Мультимедийный экран движется вдоль корпуса экспериментального советского локомотива 1970-х годов, демонстрируя основные узлы и общее устройство механизма.
Для создания инсталляции «Анатомия паровоза Щ» в Музее РЖД был создан макет несохранившегося паровоза. С помощью мультимедийных экранов, встроенных в конструкцию модели, можно попасть внутрь двигателя, детально рассмотреть процесс локомотивной тяги.
Для создания инсталляции «Анатомия паровоза Щ» в Музее РЖД был создан макет несохранившегося паровоза. С помощью мультимедийных экранов, встроенных в конструкцию модели, можно попасть внутрь двигателя, детально рассмотреть процесс локомотивной тяги.
«Туполевская шарашка» в музее «Битва за оружие Великой Победы» выполнена как отдельная архитектурная инсталляция, представляющая обобщённый образ проектного бюро. Конкретный рассказ о создании советских самолётов в эвакуации помещён в мультимедийный контент.
«Туполевская шарашка» в музее «Битва за оружие Великой Победы» выполнена как отдельная архитектурная инсталляция, представляющая обобщённый образ проектного бюро. Конкретный рассказ о создании советских самолётов в эвакуации помещён в мультимедийный контент.
В разделе «Аэродинамика» на выставке «К 100-летию гражданской авиации» в Пулково реализован иной авторский подход. Художественное решение погружает посетителя в мистическую атмосферу экспериментальной науки. Лайтбоксы с законами аэродинамики, выглядящие скрижалями научного завета, объединены между собой графической паутиной связей, ведущей к центральному объекту – инсталляции «Аэродинамическая труба», посвящённой испытанию нового самолёта.
В разделе «Аэродинамика» на выставке «К 100-летию гражданской авиации» в Пулково реализован иной авторский подход. Художественное решение погружает посетителя в мистическую атмосферу экспериментальной науки. Лайтбоксы с законами аэродинамики, выглядящие скрижалями научного завета, объединены между собой графической паутиной связей, ведущей к центральному объекту – инсталляции «Аэродинамическая труба», посвящённой испытанию нового самолёта.
Инсталляция «Сборка танка Т-34» в Музее бронетанковой техники состоит из нескольких элементов и имеет сложный сценарий. На макет танка проецируется дополнительная информация об особенностях конструкции и вооружения.
Инсталляция «Сборка танка Т-34» в Музее бронетанковой техники состоит из нескольких элементов и имеет сложный сценарий. На макет танка проецируется дополнительная информация об особенностях конструкции и вооружения.

Представить историческое и культурное значение.

Кроме технических аспектов индустриального наследия важна и социокультурная составляющая. Параллельно с сохранением оборудования и технологии необходимо документировать человеческие навыки и знания, связанные с производственной деятельностью. Эти сведения, являясь нематериальной частью индустриального наследия, существует в воспоминаниях, производственной документации, чертежах, и очень быстро утрачиваются. Комплексные экспозиционные инсталляции, соединяющие вместе образцы оборудования и свидетельства о навыках работы на нём, способны образно представить реалии разных профессий, в том числе уже несуществующих.

Инсталляция о работе шахтёров в музее «Битва за оружие Великой Победы». Информационный потенциал инсталляции раскрывается комплексным показом подлинных экспонатов, точных копий предметов и скульптурных образов персонажей. Мастерски точно воссоздана одежда шахтёров, фактура горных пород, приспособления и инструменты. Важная деталь – клетка с канарейкой на стене шахты рассказывает о методах мониторинга условий труда в то время.
Инсталляция о работе шахтёров в музее «Битва за оружие Великой Победы». Информационный потенциал инсталляции раскрывается комплексным показом подлинных экспонатов, точных копий предметов и скульптурных образов персонажей. Мастерски точно воссоздана одежда шахтёров, фактура горных пород, приспособления и инструменты. Важная деталь – клетка с канарейкой на стене шахты рассказывает о методах мониторинга условий труда в то время.
Инсталляция «Телеграфистка» в Музее железных дорог России знакомит посетителя с одной из первых преимущественно женских высокотехнологичных профессий. Обстановочная сцена дополнена интерактивным ключом, при помощи азбуки Морзе посетитель может набрать телеграмму.
Инсталляция «Телеграфистка» в Музее железных дорог России знакомит посетителя с одной из первых преимущественно женских высокотехнологичных профессий. Обстановочная сцена дополнена интерактивным ключом, при помощи азбуки Морзе посетитель может набрать телеграмму.
Инсталляция «Токарь» в Музее железных дорог России. «Оживающая скульптура» – особый тип инсталляций, состоящих из статичной скульптуры белого цвета и экрана, активирующегося при нахождении посетителя в удобной для восприятия информации точке.
Инсталляция «Токарь» в Музее железных дорог России. «Оживающая скульптура» – особый тип инсталляций, состоящих из статичной скульптуры белого цвета и экрана, активирующегося при нахождении посетителя в удобной для восприятия информации точке.

Ещё одна сложная экспозиционная задача – связать индустриальное наследие с историческими событиями, показать роль технических изменений в жизни общества и отдельных людей. Строительство новых заводов и фабрик, развитие транспорта и инфраструктуры кардинально меняло облик региона, недаром сегодня индустриальное наследие всё чаще становится основой для бренда территорий и промышленного туризма. Комплексные инсталляционные решения помогают представить человеческие судьбы за холодным обликом предметов техники, а также связать внутреннее пространство промышленного объекта с внешним пространством региональной или мировой истории.

Инсталляции «Переселенцы на железной дороге» в Музее РЖД объединяет в единое высказывание подлинные предметы техники, авторские скульптуры, аудиовизуальный контент. При участии посетителя запускается спектакль о роли железной дороги в исторических событиях страны.
Инсталляции «Переселенцы на железной дороге» в Музее РЖД объединяет в единое высказывание подлинные предметы техники, авторские скульптуры, аудиовизуальный контент. При участии посетителя запускается спектакль о роли железной дороги в исторических событиях страны.
Проект инсталляции «Историческое депо». В разделе об инфраструктуре станции графические элементы содержат сведения об истории, макеты представляют архитектуру сооружений железнодорожного узла, мультимедийная проекция аэрофотосъёмки демонстрирует процесс изменения города после строительства железной дороги.
Проект инсталляции «Историческое депо». В разделе об инфраструктуре станции графические элементы содержат сведения об истории, макеты представляют архитектуру сооружений железнодорожного узла, мультимедийная проекция аэрофотосъёмки демонстрирует процесс изменения города после строительства железной дороги.
Инсталляция «Город и железная дорога» посвящена рассказу о месте локальной станции в транспортной структуре региона.
Инсталляция «Город и железная дорога» посвящена рассказу о месте локальной станции в транспортной структуре региона.
читать на тему: