Искусственный интеллект вам в помощь

За последние год-два ИИ из чего-то футуристического и фантастического стремительно и неожиданно стал вполне реальным инструментом для познания мира и экспериментов с ним. И пока нас пугают историями о том, как он вытеснит нас всех с рынка труда, сегодня он не столько конкурент, сколько помощник. Порой с отличным чувством юмора, как показывают эксперименты студентов и преподавателей кафедры дизайна ION РАНХиГС.

Студенты кафедры средового дизайна ION РАНХиГС под руководством архитекторов и преподавателей Андрея Киселева и Сергея Шестопалова в рамках студии занимаются исследованиями в области дополненной и смешанной реальности, тренировкой нейросетей, передовых инструментов проектирования и создают интерактивные проекты для выставок и общественных пространств.

Недавно студенты поэкспериментировали с тремя разными направлениями российской архитектуры, формирующими ту самую уникальную действительность в которой мы живем: вернакулярной архитектурой пригородов, советским модернизмом и капиталистическим романтизмом. Результатом стала серия специально обученных нейросетей, которые генерируют картину российской реальности. По-своему остроумную и до боли узнаваемую.

«Это попытка использовать возможности нейросетей для исследования повседневности, и, в частности - рядовых, обыденных составляющих окружающей нас архитектурно-пространственной среды. В отличие от большинства существующих экспериментов, в которых нейросети используются для улучшения изображений и основной целью является поиск красивого результата, мы подошли к задаче с обратной стороны», - говорят авторы эксперимента.

В основе идеи лежит довольно любопытный парадокс: многие наверняка замечали, что очень просто сделать что-то плохое случайно, когда стараешься сделать хорошо. Но с самого начала сделать плохо — по-настоящему сложная задача. Ведь чтобы сделать плохо целенаправленно, надо хорошо понимать критерии красоты, чтобы от них отстраиваться.

Каждый из получившихся наборов изображений был создан при участии экспертов из конкретной области. 

Вернакулярная архитектура глазами нейросетей.
Вернакулярная архитектура глазами нейросетей.

Эксперимент №1

В эксперименте с вернакуляром авторы взяли нейросеть c открытым кодом Stable Diffusion и вместе со студентами обучили ее на основе фотографий частных домов подмосковных СНТ и поселков. В основе набора исходных данных (датасета) лежит страница @FOLKRUSSIANHOUSES  в соцсети основателя бюро Le Atelier, архитектора Сергея Колчина.

Студенты подготовили и разметили датасеты, а затем обучили систему генерировать достоверные и в то же время нереальные “слепки” нашей реальности.

Сергей Колчин. Основатель бюро LeAtelier:
Когда я стал замечать на дорогах случайные шедевры, многие из которых из-за неожиданности своих решений после легкой доработки могли бы запросто оказаться на сайте архдэйли и дезин я понял, что эта фактура должна быть сохранена и исследована. В конце концов, при внимательном взгляде понимаешь, что чисто количественно загородный вернакуляр и есть Российская архитектура 20-го века. Ценность вернакуляра для меня в возможности интерпретации и поиске вдохновения для своих профессиональных проектов.

Упование на нейросети последнего времени носит двоякий характер. Красота создаваемого часто представляется неоспоримой и пугающей, вызывающей опасение за сохранение рабочих мест в ближайшем будущем. Вместе с этим в соревновании на поле «Исконно русского домостроения» со всей его трогательной фантазийностью, смелостью применяемых форм и вынужденным разнообразием, кажется, пока ничья. Появление бесценных шедевров происходит примерно с той же частотой, что и с обычным сознанием, примерно один на 1000. Но этот один стоит того, чтобы генерировать дальше. Вернакулярная нейросеть вдохновляет и делает это на уровне обычного человека (это комплимент), теперь у меня точно хватит контента.

Вместе с Сергеем авторы подготовили множество генераций и опубликовали в его инстаграме. Пользователи и подписчики соцсети не заметили подмены. Эксперимент показал, что, в то время как нейросети пока не слишком преуспевают в создании выдающегося, они уже очень убедительно воспроизводят обыденное. Настолько, что грань между реальностью и симуляцией здесь выглядит более размытой, чем где бы то ни было.

«Для нас это явление важно как часть более обширных исследований в рамках нашей экспериментальной проектной студии, где мы стараемся нащупать то направление, в котором возможна успешная стыковка традиционных методик архитектурного и средового проектирования с активно развивающимися в последние годы технологиями, которые уже сейчас значительно меняют профессиональный “ландшафт”», - говорят авторы.

Эксперименты на тему советского модернизма
Эксперименты на тему советского модернизма

Эксперимент №2

Второй эксперимент был посвящен генерации советского модернизма. Вместе с одним из авторов ТГ Канала “Архитектурные излишества”, историком архитектуры, экспертом в области Советского модернизма, Константином Антипиным авторы подготовили и обучили нейросеть генерировать образы несуществующих советских зданий и сооружений. Взяв за основу материалы, Константина, студенты собрали чекпойнт (библиотеку на основе которой работает нейросеть StableDiffusion) и получили тысячи генераций, часть из которых с трудом можно отличить от настоящих советских зданий. «Здесь мы преследовали немного иную цель, которая ляжет в основу мероприятия, которое мы проведем в Нижнем Новгороде в конце июня. Проблема, которую нам хотелось раскрыть это то, что сейчас, когда для жизни нам нужно все большее количество Дата-Центров, качество архитектуры в этих постройках и сооружениях просто напросто отсутствует как вид. Если на заре компьютерной эпохи, дата-центры и здания для первых ЭВМ являлись произведениями архитектуры – сейчас их облик полностью потерял эстетическую составляющую уступив место утилитарным формам ангаров и складов», – объясняют авторы эксперимента.

Комментарий Константина Антипина:
В своем стремлении атрибутировать и исследовать архитектурные памятники советского модернизма и постмодернизма мы в первую очередь вынуждены опираться на современную этой архитектуре профессиональную периодику, сборники статей и книги. Именно они формируют наше первичное представление о том, что такое советская архитектура, когда мы решаем погрузиться в ее изучение. В то же время на российских улицах нас повсюду окружает предмет нашего исследования, и в силу множества причин он отличается от набора памятников, представленного в печати. Подчиненный иерархии внутри крепко институционализированной архитектурной отрасли, взгляд советских обозревателей был искажен ограниченными возможностями путешествовать по огромной стране и смотреть на создаваемую среду своими глазами. Из регионов в центр по очевидным причинам отправляли фотографии своих лучших работ, в то время как «средняя» средовая архитектура оставалась вне поля зрения. Телеграм-канал «соварх» показывает не рядовую советскую архитектуру такой, какая она есть. Благодаря уличным панорамам на картах, мы можем «путешествовать» по разным регионам, не ограниченные прежними препятствиями. За короткий срок в четыре года в канале собрана гигантская база памятников, способная не только сформировать насмотренность у человека, но и, как оказалось, обучить нейросеть.

Капиталистический романтизм глазами ИИ
Капиталистический романтизм глазами ИИ

Эксперимент №3

Третьим направлением для эксперимента стала стилистика Капиталистического Романтизма — эпохи первых двух постсоветских десятилетий. гг. Это яркие примеры постперестроечного пост-модернизма, которые редко вызывают симпатию в профессиональных кругах и не являются на сегодняшний день объектами культурного наследия. Это ниболее молодое из представленных течений. В данной части эксперимента авторы поработали с Даниилом Веретенниковым, автором термина капиталистический романтизм (капром) и со-основателем «Клизмы романтизма» — проекта, посвященного исследованию и популяризации постсоветского архитектурного наследия.

Несмотря на то, что этот архитектурный феномен еще не обрёл статус присущий модернизму и не является таким же массовым, как вернакулярная застройка пригородных поселков, это часть большого исследования, которое проводят основатели проекта. Парадоксально, но именно эта стилистика оказалась наиболее сложной для воспроизведения нейросетью. Здания эпохи капрома зачастую настолько странны, что сеть выдает не столь вызывающие результаты, как настоящие постсоветские архитекторы. «Мы пришли к выводу, что это та стилистика, в которой наиболее сложно подготовить качественный дип фейк и, хотя, нам удалось добиться некоторого количества вполне правдоподобных результатов, но можно с уверенностью утверждать, что архитекторы России лихих девяностых и тучных нулевых пока превосходят нейросеть по странности и неожиданности своих решений», - иронизируют авторы исследования.

Комментарий Даниила Веретенникова:
Среди архитекторов, исследователей архитектуры и просто увлекающихся горожан до недавнего времени была популярна точка зрения, что капром — это неудачная страница нашего наследия, которую нужно в лучшем случае перелистнуть и забыть, а в худшем — исправить методом масштабных сносов и реконструкций. Отчасти такое мнение сохраняется и сегодня, хотя капром с каждым годом получает все больше понимания, внимания и даже любви от вчерашних противников. Нейросетевой эксперимент SINTEZ привёл к совершенно неожиданным для меня результатам, которые, как мне кажется, послужат добрую службу в деле принятия и валоризации постсоветской архитектуры.
Эксперимент дал понять, что архитектуру, которую многие считают простодушной, бездарной и халтурной, сымитировать оказалось труднее, чем памятники других эпох и направлений. Я хочу верить, что это объясняется нетривиальностью творческих подходов, которыми пользовались зодчие-капромантье, и это только подтверждает колоссальную недооцененность постсоветского наследия, которое нам ещё только предстоит открывать и осмыслять.


27-31 мая 2023 команда проекта проведет в Нижнем Новгороде программу лекций и воркшопов на стыке архитектуры, дизайна, искусственного интеллекта и перспективных технологий.
Здесь будет вся информация.