История одного места. Храм Христа Спасителя
Материал об истории строительства, сноса и воссоздания храма Христа Спасителя был опубликован во 2-м выпуске ПР «Архитектура и политика» (1996), когда стройка культового сооружения на месте бассейна «Москва» шла полным ходом. По просьбе редакции автор статьи Глеб Соболев спустя 23 года написал о значении ХХС в новейшей истории архитектуры, политики и православия: «Реплика храма Христа Спасителя, построенная при мэре Москвы Юрии Лужкове и патриархе Алексии II, по прошествии двух десятилетий кажется мне символом той „гибридности“, которая пронизывает нашу современную жизнь. Храм из бетона, отъехавший на центр фундаментной плиты сталинского Дворца Cоветов, строившийся на начальном этапе без главного архитектора проекта, с конференц-залом в стилобате, куполом с оксидом титана вместо золота и барельефами Церетели из бронзы вместо мрамора. Новый храм не стал шедевром архитектурной реконструкции исторического здания. Наоборот, как пример „нечуткой“ реконструкции он задал тенденцию на китч при восстановлении старых храмов по всей России. Если раньше многие храмы строились, когда общины достигали определенного достатка и жизнь была налажена, то новый ХХС стал образцом для подражания в череде храмов-новоделов среди хижин и руин по всей России. Как символ современной церковной власти новый „главный“ храм страны, конечно, состоялся — не случайно акция Pussy Riot была устроена именно в нем, а наказание её участников было символично суровым. Для города как социума территория вокруг храма оказалась исключенной из жизни большинства москвичей и гостей города, в отличие от старого открытого бассейна „Москва“. Сакральным это пространство тоже не стало, учитывая все технические подъезды и гаражные ворота. „Гибридность“ просвечивает во всем. Для некоторых верующих из православных в нескольких поколениях семей, которых я знаю, храм стал местом, где, благодаря его огромному внутреннему объему, почти всегда можно найти место для уединённой молитвы. В апокрифическом Евангелии от Фомы есть слова Христа: „разруби полено — я там. переверни камень — и найдешь меня“. Для верующего достаточно немногого. А кому-то и целого мира мало».
Архитектор
образование: Московский архитектурный институт (1995), Архитектурная школа Архитектурной Ассоциации (1991-1993) деятельность: Основатель и руководитель архитектурного бюро СГА. Преподаватель Архитектурной школы МАРШ. Член Союза московских архитекторов с 1998 года. Лауреат конкурса «Зодчество-96»Восстановление храма Христа Спасителя — проект, символическая функция которого в судьбе России несомненна для всех: и для покровительствующих ему государственных структур, и для Русской Православной Церкви, и для многочисленных жертвователей, и, наконец, для оппозиционеров и скептиков из числа независимых интеллектуалов. Другое дело, что осмысливается и представляется эта символическая функция каждой стороной по-своему. Причем порой различие в оценках события заходит так далеко, что ситуация начинает напоминать известное стихотворение Д. Хармса об охотниках, смотревших на Луну и видевших разные другие вещи. Так что же происходит на наших глазах в самом центре Москвы? Ясно, пожалуй, только одно — происходит нечто такое, на что невозможно не обратить внимания. Авторы российской экспозиции на венецианской Биеннале 1995 года — В. Мизиано, Д. Гутов, В. Фишкин и Е. Асс — предложили расширить рамки проблемы и проследить серию трансформаций участка на Пречистенской набережной на протяжении прошедшего столетия. Созданием документального фильма «История одного места», смонтированного из кинохроники разных лет, завершились для авторов поиски макрометафоры российской культуры в ее теперешней фазе, инспирированные темой прошлогодней Биеннале — темой «национального представительства». Фильм стал центральным сюжетом российского павильона в Венеции и подсказал идею этой публикации.
1
Алексеевский монастырь был основан в начале XIV в. у села Семчинское, а позже, после пожара, был переведен под защиту укреплений Белого города. В XVI в. земли Чертолья были отданы опричнине, а в начале XVII в. монастырь снова вернулся на свое место. Главные постройки Алексеевского монастыря — собор и колокольня — принадлежали к числу характерных памятников архитектуры XVII в. Расположенные в центре монастырской площади, они создавали выразительную группу шатровых сооружений. Шатры, судя по сохранившимся изображениям, сделанным накануне разборки, были «светлыми», а не «глухими» (как в единственной сохранившейся в Москве подобного рода постройке — церкви Рождества в Путинках) — такие сооружения получили распространение в XVII в. и были известны только на Руси. В 1838 году, перед началом строительства храма Христа Спасителя, монастырь был переведен в Красное Село. Все стоявшие на площади постройки, в том числе и находившаяся рядом церковь Всех Святых, были снесены.
2
В конце 10-х годов XIX в. генерал Первой армии П. А. Кикин выступил с идеей создания храма в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. 25 декабря 1823 года император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». Вскоре со всей России от «лиц всех званий и всякого состояния» начали поступать пожертвования «на строительство и благоустройство сего храма».
Первоначально для строительства храма предлагалось несколько мест: Кремлевский холм, Швивая горка и территория Симоновского монастыря. Однако А. Л. Витберг, чей проект победил в конкурсе, выбрал для строительства Воробьевы горы. Этот проект не был реализован. Сначала положение Витберга пошатнулось в связи с упразднением в 1824 году Министерства духовных дел и народного просвещения, возглавляемого князем А. Н. Голициным. Затем было начато дело о хищениях и финансовых злоупотреблениях в Комиссии по построению храма. В итоге десятилетнего разбирательства архитектор Витберг был несправедливо обвинен, сослан в Вятку и его обязали уплатить долг почти в один миллион рублей. Строительство на Воробьевых горах было окончательно прекращено в 1827 году из-за того, что в ходе земляных работ гора начала оседать.
3
Вместо витбергского был принят проект архитектора К. А. Тона, составленный в 1832 году, и 10 сентября 1839 года на Пречистенской набережной на месте Алексеевского монастыря был заложен храм Христа Спасителя. На этом выбранном Николаем I месте он оказывался фланкирующим Кремль, создавая противовес стоящему с другой стороны собору Василия Блаженного. В 1842 году было начато строительство, в 1846 году был сведен большой купол, а уже в 1848 году все купола были одеты медью. На позолоту храма ушло более 420 килограммов золота. Диаметр купола составил 30 м, высота — 27,7 м, а его поверхность — почти 3000 кв. м. Леса были сняты, согласно «Московским ведомостям», в 1858 году.
Летом 1882 года храм был практически готов, однако его освящение состоялось 26 мая 1883 года. Освящение придела святого Николая состоялось 12 июня, придела святого Александра Невского — 8 июля. Передача храма Управлению по заведованию Московским кафедральным во имя Спасителя Христа собором состоялась 30 марта 1884 года.
1 июня 1884 года была расформирована Комиссия по построению храма.
5 августа 1917 года торжественным богослужением в храме Христа Спасителя был открыт Собор Русской Православной Церкви, на котором Патриархом был избран митрополит Тихон.
С 1 января 1918 года штатное содержание причта было упразднено декретом Совета Народных Комиссаров. В 20-х годах была начата кампания по дискредитации его художественных достоинств. При этом обычно приводились мнения только отрицательные, в большинстве своем непрофессиональные — от Шевченко с Герценом до Демьяна Бедного. В 1922 году по доносу был арестован причт храма Христа Спасителя, а в 1937 году, через шесть лет после сноса храма, настоятель протопресвитер Александр Хотовицкий получил «десять лет без права переписки».
9 апреля 1922 года в храме Христа Спасителя было изъято более 34 пудов серебра, 510 бриллиантов, жемчужная корона, 8 больших алмазов и другие драгоценности. Об их судьбе до сих пор ничего не известно.
4
18 июля 1931 года в газетах был объявлен всесоюзный открытый конкурс на составление проекта Дворца Советов в Москве. «Дворец Советов в целях его наибольшей доступности трудящимся массам будет расположен в центре г. Москвы — на набережной Москвы-реки, на площади между Соймоновским проездом, Волхонкой и Ленивкой, со сносом храма Христа Спасителя и соседних строений до улицы Ленивка» (газета «Правда»).
18 августа 1931 года начались работы по разборке храма. Часть утвари из него была отправлена в фонды музеев, барельефы со стен храма были перевезены в Донской монастырь в Москве, часть ценных отделочных материалов была снята и использована при строительстве других объектов. Так, например, красный итальянский мрамор, на котором были высечены 10 000 имен участников войны 1812 года, был использован для отделки станции метро «Красные Ворота». При разборке храма рабочие столкнулись с трудностями: кладка была настолько прочна, что ломались отбойные молотки. В итоге 5 декабря 1931 года Храм был взорван.
Строительство Дворца Советов, который должен был стать самым большим зданием в мире, планировалось завершить в течение двух лет, однако, оно затянулось. Только в феврале 1933 года, после нескольких конкурсов, был принят проект Иофана. Строительство реально началось в 1937 году, к 1939 году была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стены, обращенной к Волхонке. Здание так и не было закончено. В 1942 году, после оккупации Донбасса фашистами, стальные конструкции недостроенного здания были разобраны и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.
5
В 1957 году было решено строить Дворец Советов на Ленинских горах. В 1957–1959 годах был проведен новый конкурс, но уже в 1960 году проектирование было остановлено. В том же году на месте бывшего Храма Христа Спасителя был построен плавательный бассейн «Москва». Исполком Московского Совета принял решение фундаментную плиту Дворца Советов использовать как днище бассейна, а повышенные кольцевые фундаменты, высота которых составляла 1 м, — как его стенки. Таким образом, габариты бассейна были определены параметрами готовых кольцевых фундаментов — с их учетом диаметр чаши бассейна был принят в 130 м. Бассейн по своим размерам в те времена был крупнейшим не только в СССР, но и во всем мире: общая площадь зеркала воды составляла 13 тыс. кв. м.
Бассейн был разделен на несколько секторов — для спортивного плавания, для прыжков, для купания, а также пять детских плескательных бассейнов — и функционировал круглый год. По периметру бассейна располагались пляж шириной 10 м и семь одноэтажных павильонов. По праздничным дням из центральной части бассейна должен был бить большой фонтан, подсвечиваемый разноцветными огнями. Вокруг бассейна был разбит парк, а прилегающие к нему улицы были расширены.
Проект всей застройки разрабатывался рядом проектных организаций — мастерской 16 института «Моспроект», Институтом Генплана и Мосинжпроектом.
Вид на храм Христа Спасителя со стороны стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала. 1996-1997 гг. / pastvu.com
6
6 сентября 1994 Президентом России Борисом Ельциным было подписано обращение к членам Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма, в котором говорилось: «Россия нуждается сегодня в храме Христа Спасителя. Это русская национальная святыня, и она должна быть возрождена. С ней всем нам будет легче находить пути к общественному согласию, к созиданию добра, жизни, в которой будет меньше греха».
Сегодня ведутся работы по воссозданию храма Христа Спасителя. Они финансируются из внебюджетных источников, каждую неделю от жертвователей — частных лиц и организаций — на счет поступает 1,5 миллиарда рублей, приблизительно столько же могут осваивать строители. Проект воссоздания храма разработан архитекторами из института «Моспроект-2» (где для этой цели была создана отдельная мастерская), а строительство храма ведет российская фирма «Моспромстрой». На этот раз несущие конструкции храма выполнены из монолитного железобетона. Сохранились многие предметы внутреннего убранства, сбором которых занимается специальная комиссия, — они должны занять свое место в воссозданном храме. Его строительство планируется завершить в 1997 году, после этого в течение трех лет храм будет расписан.