Итоги 2022: как модульное строительство поможет нести культуру в массы

Команда проекта «Идентичность в типовом» разработала принципиально новую концепцию многофункционального культурного центра, масштабируемую в зависимости от размера населенного пункта и функциональной программы и способную решить проблему нехватки современных социальных центров в регионах России.

Индивидуальное решение для типовой задачи

«Идентичность в типовом» начиналась как исследование феномена советских типовых Домов культуры, которые тысячами возводились по всей территории СССР и обеспечивали миллионам людей доступ к культурному досугу. Дома культуры строились на средства государства, региональных бюджетов, а также финансировались крупными предприятиями и совхозами. После развала Союза, в новых экономических условиях, система из почти 40 тысяч российских ДК продолжает существовать, балансируя на грани выживания из-за нехватки финансирования для обновления зданий, переформатирования деятельности, обучения сотрудников и множества других затратных опций, необходимых для адаптации к современным потребностям людей.

Разработка методик такого комплексного обновления стала одной из ключевых задач команды проекта «Идентичность в типовом», год за годом пополнявшей свое портфолио новыми примерами модернизации благодаря поддержке департаментов культуры и архитектуры наиболее передовых регионов. Но на государственном уровне до сих пор нет четкой стратегии развития системы ДК: параллельно с дискуссией о целесообразности реконструкции старых зданий начали выделяться средства на строительство новых культурных центров. Правда, строящиеся в XXI веке Дома культуры по архитектуре напоминают сетевые торговые центры, да и по функциональности значительно уступают советским предшественникам. Государство тратит средства, получая на выходе объекты, которые не решают существующую проблему, а только усугубляют ее, не позволяя расширять спектр услуг, в том числе для внебюджетного финансирования деятельности. Экономия на проектах и строительстве культурных центров оборачивается новыми проблемами и расходами. Стало очевидно, что нужен принципиально иной, инновационный подход к решению типовой задачи.

Эксперимент в Карачаево-Черкесии

В 2021 году у «Идентичности в типовом» появилась возможность предложить свое решение проблемы строящихся в различных регионах культурно-досуговых центров. Министр культуры Карачаево-Черкесии Зураб Агирбов предложил команде подключиться к решению ситуации, остро стоящей в республике: старые Дома культуры, существующие в большинстве городов, поселков и сел, приходят в упадок, некоторые закрываются из-за нехватки средств и сотрудников. При этом ежегодно на бюджетные средства строится несколько новых центров на основе типового проекта, сделанного для соседнего региона, не учитывающего потребностей жителей КЧР. Команда проекта «Идентичность в типовом» при поддержке Министерства культуры республики и Союза московских архитекторов получила Президентский грант и за полтора года разработала комплекс мер по решению выявленных проблем ДК региона.

Было проведено исследование, подготовлены рекомендации по перепрограммированию и расширению функционала Домов культуры, создана модель онлайн-платформы для презентации работы ДК и развития комьюнити из сотрудников ДК и заинтересованных в сотрудничестве с ними местных креативных предпринимателей. А самое главное – была разработана концепция принципиально нового типа многофункционального культурного центра на основе модульной технологии строительства, отличающегося гибко настраиваемыми размерами, структурой и даже дизайном, адаптируемым под конкретную локацию и функции.

Команда проекта «Идентичность в типовом» на просторах Карачаево-Черкесской республики
Команда проекта «Идентичность в типовом» на просторах Карачаево-Черкесской республики
Презентация проекта перед главой республики
Презентация проекта перед главой республики
ДК в поселке Икон-Халк
ДК в поселке Икон-Халк
Интервью с командой на местном телевидении
Интервью с командой на местном телевидении

Локализация универсальности

Кроме современного состояния системы культурно-досуговых учреждений Карачаево-Черкесии команда «Идентичность в типовом» провела анализ региональной идентичности, архитектурных и художественных традиций, методов строительства и декорирования, наиболее распространенных материалов и орнаментов. Несмотря на универсальность решаемой проблемы, характерной не только для Карачаево-Черкесии, но и практически для всех регионов РФ, команда стремилась отразить в проекте специфику края, чтобы не повторять ошибку строителей тех обезличенных, отличающихся друг от друга только цветом сайдинга на фасаде центров, что уже возводятся от Владивостока до Мурманска. Была собрана коллекция наиболее знаковых сооружений республики: храмовые постройки, традиционные типы жилищ из дерева и камня, постройки эпохи советского модернизма — все они стали источником вдохновения для команды и подсказали несколько функциональных и при этом аутентичных решений. Присущий абазинским домам акцент на очаге, зеленые кровли и террасы, формы сторожевых башен, яркие, насыщенные геометрией орнаменты и многие другие выявленные элементы были переработаны и органично вошли в проект как композиционные, объемно-пространственные и декоративные решения.

Принцип «лего»

Для создания типового решения, которое может быть легко адаптировано для различных функций и локальных задач в виде разных по размеру и составу сооружений команда «Идентичности в типовом» анализировала существующие способы трансформации зданий. В первую очередь — блочную компоновку, собирающуюся из разных по функциям объемов-«кирпичиков», чем-то похожую на конструктивистские общежития или на космическую станцию, с основным ядром, к которому можно достраивать дополнительные блоки. Но крупные планировочные блоки было бы сложно адаптировать под потребности маленького села на 300 жителей или городского района с населением в 10 тысяч человек  — и трудно было бы обеспечить высокое качество их строительства силами местных подрядных организаций. 

Решением проблемы мог бы стать меньший по размеру и изготовленный в заводских условиях блок, похожий на элемент конструктора «Лего», из которого, благодаря его универсальности, можно построить любое по размеру и планировочному решению здание. И оказалось, что подобная технология существует, активно используется в мире и уже применяется в России – речь про модульное строительство.

Базовый модуль культурно-досугового центра. Все здание собирается из типовых модулей размером 2,5 на 7,5 метров, высота блоков может варьироваться. Такие габариты заданы условиями транспортировки на автомобильной фуре
Базовый модуль культурно-досугового центра. Все здание собирается из типовых модулей размером 2,5 на 7,5 метров, высота блоков может варьироваться. Такие габариты заданы условиями транспортировки на автомобильной фуре
Принцип компоновки модулей
Принцип компоновки модулей
Примеры модульных школ
Примеры модульных школ
Примеры модульных гостиниц
Примеры модульных гостиниц

Модульный ответ

Особенность и главное преимущество модульного строительства – изготовление элементов будущего здания, а в отдельных случаях — как, например, в случае модульной бани или частного дома, целого здания — не на стройплощадке, а на заводе, в контролируемых условиях и с гарантируемым качеством. Готовые элементы привозятся на участок и собираются квалифицированными монтажниками. Основные плюсы – экономичность, прогнозируемые расходы, минимальные сроки изготовления и установки, отсутствие необходимости делать сложный фундамент, надежность и высокое качество конструкций и оборудования. Основной минус – ограничение по размеру элементов из-за перевозки на грузовом транспорте. Технология модульного строительства – единственная гарантия снижения стоимости строительства без потери качества исполнения. 

Во всем мире эта технология успешно развивается не одно десятилетие, и на сегодняшний день из модульных и каркасно-модульных элементов, выполняемых из металлических и деревянных конструкций, возводятся не только частные дома, но и социальные объекты, офисные и гостиничные комплексы. В России модули используют давно, и это одновременно хорошо и плохо. 

Хорошо – потому что привычно, а плохо – потому что обременено стереотипами. Дело в том, что самый распространенный формат использования модульных блоков – строительные городки из металлических контейнеров, имеющие самый заурядный дизайн и ассоциирующиеся исключительно с чем-то дешевым, временным и некачественным. Лишь в последние 10 лет ситуация начала меняться, в первую очередь благодаря запуску нескольких компаний, производящих модульные дома, таких как «ДубльДом», «СкаутДача» и других. Бум внутреннего туризма создал спрос на модули для строительства гостиниц и глэмпингов. Даже крупные производители деревянных конструкций начали присматриваться к перспективному рынку, анонсируя запуск собственных линеек модульных блоков и демонстрируя возможности строительства из них офисных зданий, школ и даже больниц. 

Так и проект модульного культурного центра команды проекта «Идентичность в типовом», демонстрирующий широкий диапазон использования модулей для строительства не только социальных объектов самого разного масштаба, но и различных коммерческих зданий, должен привлечь дополнительное внимание производителей и заказчиков к потенциалу и перспективам модульной технологии. 

Базовый элемент

Анализируя выявленные в рамках проекта в Карачаево-Черкесии запросы культурно-досуговых учреждений — в сочетании с подготовленной для новых КЦ программной матрицей и, конечно, учитывая требования к транспортировке модулей, — команда проекта «Идентичность в типовом» определила параметры наиболее востребованных пространств, унифицировала их и рассчитала габариты того самого блока «лего», который должен стать базовым элементом модульной системы.

Размеры блока составляют в плане 2,5 на 7,5 метра. Горизонтальная плоскость может располагаться либо снизу, либо сверху и служить, соответственно, либо полом, либо потолком будущего помещения. Высота блока варьируется и ограничена только габаритами грузов, разрешенными для перевозки на фурах. 

Блоки могут соединяться по всем четырем сторонам, за счет жесткого крепления конструкций соседних блоков между собой и с перекрытиями обеспечивая пространственную жесткость и надежность модульной структуры. При изготовлении в блок могут быть установлены дополнительные перегородки, а также фасадные элементы, благодаря чему из них легко можно собирать самые разные по размерам и функциональному наполнению, но при этом эффективные, качественные и экономичные здания.

Модульная система позволяет варьировать размер и структуру будущего дома в соответствии с потребностями и финансовыми возможностями. Более того, в перспективе при необходимости здание может быть дополнено новыми блоками.

Чтобы протестировать модульную систему, команда проекта «Идентичность в типовом» разработала два проекта многофункциональных культурно-досуговых центров, предназначенных для строительства. В одном случае — в небольшом селе, а в другом — в городе или городском районе. В проектах использовались стратегии функционирования и матрицы программного наполнения, подготовленные для этих двух типов центров членами команды вместе с экспертами по социокультурному программированию.

Характерные элементы идентичности Карачаево-Черкессии
Характерные элементы идентичности Карачаево-Черкессии
Проявления идентичности Карачаево-Черкессии в экстерьере культурно-досугового центра
Проявления идентичности Карачаево-Черкессии в экстерьере культурно-досугового центра
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. Взрыв-схема
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. Взрыв-схема
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. План 1 этажа
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. План 1 этажа
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. План 2 этажа
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. План 2 этажа
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. План 3 этажа
Модульный культурно-досуговый центр на 600 человек. План 3 этажа
Принципы формообразования модульного культурно-досугового центра на 600 человек
Принципы формообразования модульного культурно-досугового центра на 600 человек
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Малая студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Малая студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Кулинарная студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Кулинарная студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Аксонометрия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Аксонометрия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Экстерьер
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Экстерьер
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Универсальный зал
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Универсальный зал
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Фойе
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Фойе
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Универсальный малый зал
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Универсальный малый зал
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Коворкинг
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 600 человек. Коворкинг

Тестирование методики. Макроформат

Во всей полноте потенциал новой концепции многофункционального культурно-досугового центра раскрывается в максимальном варианте – площадью чуть меньше 6 тысяч м2, с двумя зрительными залами-трансформерами на 520 и 200 мест и рассчитанном на 400 тысяч посетителей в год.

На основе программной матрицы был составлен перечень обязательных, вспомогательных и дополнительных помещений, определены необходимые для них площади, а также возможности использования одного пространства для разных функций.  Был определен минимально необходимый строительный объем здания и скомпонована базовая система из модулей, заполняющая этот объем. Затем в нем были вычленены места возможного расположения макропространств залов и фойе, вестибюлей и зеленых террас, благодаря чему монолитный объем трансформировался в более сложную пространственную структуру с высотными доминантами и пластикой крупных блоков. Большие пространства внутри структуры получаются за счет удаления модулей и использования для перекрытий большепролетных ферм или балок.

При формировании объемно-пространственной композиции архитекторы учитывали традиционные для Карачаево-Черкесии орнаменты, использовав их для ажурных фасадных солнцезащитных экранов, скошенные формы покрытий, компоновку вокруг символичного «сердца» — очага дома, роль которого тут выполняет многосветный атриум. К нему примыкают два основных зала с блоками вспомогательных помещений для артистов и хранения декораций. Сам атриум может выполнять роль фойе перед мероприятиями, выставочного зала или, благодаря амфитеатру, дополнительного лектория, а также зоны кейтеринга – в случае проведения конференций или фестивалей. Также рядом с атриумом расположено кафе с кухней и дополнительной кухней-мастерской, в которой можно проводить кулинарные мастер-классы для туристов и местных жителей. При желании кафе и малый зал могут сдаваться для проведения праздников и свадеб. Все помещения и пространства организованы таким образом, чтобы максимально расширить диапазон их использования по отдельности и в различных комбинациях, ведь именно пустующие и при этом дорогостоящие в эксплуатации площади советских ДК являются одной из главных проблем современных российских культурных центров.

Вокруг трех основных блоков, исходя из функций и удобства для пользователей, расположены остальные помещения. Например, рядом с главным входом находится блок мастерских ручного труда. Если здесь будут заниматься какими-то традиционными ремеслами, это может стать прекрасным магнитом для туристов, которые смогут поучаствовать в изготовлении или просто посмотреть и купить готовые изделия в расположенном тут же сувенирном магазине. Если добавить небольшую краеведческую экспозицию, то культурно-досуговый центр превратится в информационно-туристический хаб, для которого уже не нужно будет строить отдельное здание.

На втором этаже расположены блоки учебных классов, разделенных мобильными перегородками, а также три универсальных зала для танцев, йоги или репетиций с раздевалками и санузлами, буфет и блок администрации. На третьем этаже находятся мастерские, кружковые, библиотека-коворкинг, лаборатории и многопрофильные учебные кабинеты. Кроме того, с третьего этажа можно выйти на озелененную террасу, где также можно проводить мероприятия в теплое время года.

При проектировании всех помещений учитывается принцип многофункциональности и трансформируемости. Так, в залах используются системы складных трибун. Сцена также может быть сборной — или же можно использовать раздвижной пол, чтобы создать необходимый перепад между первым рядом и уровнем сценического пространства. Отсутствие стационарной сцены и кресел позволит не только использовать залы для проведения концертов и спектаклей или репетиций, но и проводить в них конференции, выставки и заниматься легкими видами спорта. Этой же задаче подчинена система освещения зала, которая может подниматься и опускаться. 

Аналогичным образом решается малый зал. Благодаря зеркальной стене, в нем можно проводить танцевальные занятия и репетиции. А если зашторить зеркала – он подойдет для камерных концертов, кинопоказов и мастер-классов. 

Расположенные по периметру здания камерные классы и мастерские также могут трансформироваться за счет раздвижных перегородок. Помещения можно объединять или, наоборот, изолировать, в зависимости от специфики занятий. 

Важно, что здание будет жить, развиваться и адаптироваться к потребностям пользователей на всем протяжении своего существования, не требуя при этом дорогостоящих реконструкций. Все уже заложено в модульную систему. Насколько она гибкая, можно понять на примере намного меньшего по размеру, но разработанного на основе аналогичных принципов проекта культурно-досугового центра площадью около 1,5 тыс. м2 с одним залом на 200 мест и рассчитанного на 100 тысяч посетителей в год, который отлично подойдет для строительства в небольших селах.

Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Экстерьер
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Экстерьер
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Универсальный зал
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Универсальный зал
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Малая танцевальная студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Малая танцевальная студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Кулинарная студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Кулинарная студия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Кафе
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Кафе
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Аксонометрия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Аксонометрия
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Принципы формообразования
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Принципы формообразования
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Взрыв-схема
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. Взрыв-схема
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. План 1 этажа
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. План 1 этажа
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. План 2 этажа
Модульный культурно-досуговый центр с залом на 200 мест. План 2 этажа
Пример применения айдентики для единого брендирования системы культурно-досуговых центров Карачаево-Черкесской республики
Пример применения айдентики для единого брендирования системы культурно-досуговых центров Карачаево-Черкесской республики

Тестирование методики. Оптимум-формат

Сердцем такого небольшого двухэтажного культурно-досугового центра служит зал-трансформер. Он представляет собой нечто среднее между основным залом и атриумом из предыдущей макроверсии. Благодаря универсальности здесь могут проходить все основные события с участием жителей села. Достаточно закрыть специальными звукопоглощающими шторами проемы по периметру, принести со склада стулья для зрителей – и вот уже готово пространство для кинопоказов, концертов и спектаклей самодеятельных артистов или приезжающих из центра гостей. Если же оставить проемы открытыми, зал превращается в своего рода «городскую площадь», где можно проводить время, работать, встречаться с друзьями, устраивать собрания, выставки и фестивали.

А в случае, если у села есть туристический потенциал, его можно развивать, проводя здесь представления для туристов. 

Рядом с залом находятся все необходимые помещения: гардероб, буфет и блок санузлов, складское помещение и медиатека, которая может быть совмещена с библиотекой и сувенирным магазином.

Принцип универсальности работает и на втором этаже. Там расположены кружковые, учебные кабинеты и несколько офисов. При необходимости блок дирекции может быть увеличен, вместив помещения и для поселковой администрации. Это решение опять-таки позволит не строить еще одно отдельное здание.

Перспективы внедрения

Оба проекта вместе с другими результатами исследования в Карачаево-Черкесии были презентованы Министру культуры Республики Зурабу Агирбову и получили его полную поддержку. Следующим шагом станет презентация проектов представителям Министерства строительства КЧР, отвечающим за возведение новых культурно-досуговых учреждений в республике. С их одобрения можно будет решить вопрос о запуске производства модульных элементов в Карачаево-Черкесии или о выборе партнера, уже производящего их в одном из соседних регионов, чтобы снизить затраты на транспортировку. Одновременно проект будет представлен руководителям Министерств культуры и строительства других регионов, в которых уже развернуто производство модульных конструкций. При поддержке Фонда Президентских грантов и Союза московских архитекторов подготовлено комплексное решение, способное переформатировать и перезапустить систему культурно-досуговых учреждений всей страны за счет строительства по-настоящему современных, многофункциональных, гибко подстраивающихся под различные задачи зданий.

О пилотном проекте команды проекта «Идентичность в типовом» мы писали здесь

Авторы проекта: архитектурно-исследовательское бюро «Высота»

Архитекторы: Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян

Дизайнер: Алексей Баранов

Координатор: Елена Петухова

При участии: Зураб Агирбов, Баладжан Джукаева

читать на тему: