«Банинг» Евы Варченко расположен на крупнейшем острове озера Байкал — Ольхоне. Концепция проекта заключается в совмещении банного отдыха и рабочего процесса (баня+коворкинг). На территории комплекса расположены капсулы в виде кубов, сдающиеся в аренду, которые используются днем как офисные помещения, а вечером функционируют как бани

Итоги 2022: лучшее пространство для коллаба — место, где встречаются спорт, наука и искусство

Одна из достойных внимания инициатив для архитектурной молодежи — премия Archpoint Concept Awards. Это фактически личная инициатива Валерия Лизунова, руководителя бюро Archpoint, для совместного поиска ответов на актуальные вызовы времени. И если в предыдущие сезоны тематика конкурса так или иначе касалась общепита (это основная специализация Archpoint) — будь то проекты фудтраков или баров — то в этом году организаторы предложили участникам более широкую и концептуальную рамку. Пятая по счету премия была посвящена нестандартным коллаборациям: нужно было разработать концепции пространств для неожиданных и смелых коллабов, где могут идеально сосуществовать бизнес, наука, спорт, еда, культура, досуг, образование, отдых, хобби, благотворительность и т.д. Коллаборацию по самой своей сути, которой является конкурс, перевели в пространственное измерение.

Надо сказать, что сами Archpoint все чаще стали обращаться к типологиям, не связанным напрямую с едой. Хотя куда без нее: в клиниках и спа-центрах тоже есть кафе и рестораны, и даже на пешеходном мосту не обойтись без фуд-корта. Однако еда, конечно, объединяет, но для того, чтобы в пространстве для встреч что-то еще и рождалось (а не только поглощалось без остатка), ее, пожалуй, недостаточно.

С идеями номинанты премии Archpoint Concept Awards не подвели. «Хочу отметить общий высокий уровень и разноплановость проектов, которые участники прислали в этом году, — комментирует Валерий Лизунов. — Были затронуты самые разные темы — от “Кузни”, где выковывается творческий потенциал художника, до путешествия в акваторию Северного моря. География участников — от Минска до Владивостока и от Мурманска до Ташкента. И, возможно, впервые мы видим такой интерес к участию в нашей премии со стороны молодых архитекторов». 

Всего на конкурс было отправлено более 250 заявок из России, а также стран ближнего зарубежья. Проекты оценивали представители авторитетного жюри из самых разных сфер: от архитекторов и ресторанных критиков до специалистов по художественным промыслам и стрит-арту. Так что выбранные ими проекты можно считать вполне показательным срезом представлений о том, что такое сегодня «третье место», где индивидуальное и коммунитарное могут гармонично сочетаться и порождать новые формы сотрудничества.

1 место. Проект
1 место. Проект "дайвинг-центра и интерактивного музея подводного мира Арктики в акватории озера Малый Вудъявр". Валерия Овсянникова. «В современной проектной культуре актуальным становится метод создания оригинальной дизайн-концепции пространства, в котором представители разных сред могут встретиться и создать вместе что-то новое. В данном проекте разработано единое пространство для спортивной и научной деятельности: виртуальное погружение (музей подводного мира Арктики) и реальное погружение (дайвинг-центр “Погружение в Арктику”)»
Валерий Лизунов, основатель и идеолог премии Archpoint Concept Awards, и победительница 5-го сезона премии Валерия Овсянникова
Валерий Лизунов, основатель и идеолог премии Archpoint Concept Awards, и победительница 5-го сезона премии Валерия Овсянникова

Так, победителем V премии Archpoint Concept Awards стал проект «Дайвинг-центра и интерактивного музея Арктики в акватории озера Малый Вудьяв» архитектора Валерии Овсянниковой из Мурманска. В проекте разработано единое пространство для спортивной и научной деятельности — виртуальное и реальное погружение в подводный мир Арктики.

На втором и третьем месте — альтернативные варианты комбинации науки со спортом и искусством. В проекте «Озерная резиденция» питерского архитектора Никиты Тимонина (на третий раз участия в премии он взял-таки третье место) — временный дом для художников на природе в районе Карельского перешейка сочетает в себе идеальные условия для творчества и активного досуга: нижний цокольный этаж вмещает сауну, небольшой спортзал, а также помещения для хранения лодок и другого прогулочного инвентаря. А в проекте «Кузня» томских архитекторов Никиты Терещенко и Дмитрия Тишко на территории заброшенного здания свободной ковки, расположенного в Кемеровской области, участники спроектировали лекторий, библиотеку, спортивный зал, кафетерий и выставочное пространство.

2 место. «Кузня». Никита Терещенко, Дмитрий Тишко. «В данном проекте было выбрано для реконструкции заброшенное здание цеха свободной ковки. Промышленные здания в большинстве своем отличаются большим количеством внутреннего пространства необходимого для технологического процесса. Большие пролетные конструкции и аутентичное оборудование идет в комплекте. Функционально здание включает в себя три принципа планировки. При входе нас встречает высокое открытое пространство, включающее в себя гардероб, стойку для информации, кафетерий, и далее место для свободного человеческого досуга. Амфитеатр замыкающий помещение может служить не только местом для отдыха, но и лекторием, если убрать мобильную мебель и развернуть полотно для проектора. Так же он является логичным переходом к библиотечной части расположившейся над бытовыми помещениями. Возвышенное расположение и многоуровневость библиотеки можно сравнить с самим процессом получения знаний. Приоритет в ней отдан электронным носителям, однако никто не отказывает людям в удовольствии полистать печатные издания. В подвале под амфитеатром располагается спортивный зал, освещенный уличным светом, небольшая галерея для временных выставок, а также арендная студия для съемок или звукозаписи»
2 место. «Кузня». Никита Терещенко, Дмитрий Тишко. «В данном проекте было выбрано для реконструкции заброшенное здание цеха свободной ковки. Промышленные здания в большинстве своем отличаются большим количеством внутреннего пространства необходимого для технологического процесса. Большие пролетные конструкции и аутентичное оборудование идет в комплекте. Функционально здание включает в себя три принципа планировки. При входе нас встречает высокое открытое пространство, включающее в себя гардероб, стойку для информации, кафетерий, и далее место для свободного человеческого досуга. Амфитеатр замыкающий помещение может служить не только местом для отдыха, но и лекторием, если убрать мобильную мебель и развернуть полотно для проектора. Так же он является логичным переходом к библиотечной части расположившейся над бытовыми помещениями. Возвышенное расположение и многоуровневость библиотеки можно сравнить с самим процессом получения знаний. Приоритет в ней отдан электронным носителям, однако никто не отказывает людям в удовольствии полистать печатные издания. В подвале под амфитеатром располагается спортивный зал, освещенный уличным светом, небольшая галерея для временных выставок, а также арендная студия для съемок или звукозаписи»
3 место. «Озерная резиденция художников». Никита Тимонин. «Резиденция расположится на красивом берегу озера Большого Борковского, в одном из самых зеленых мест “Карельского перешейка” и должна функционировать как временный дом и мастерская для художников. Значительная площадь остекления позволяет впускать в дом достаточно рассеянного света, оптимального для живописи, параллельно позволяя жильцам наслаждаться величественными окрестными видами. В доме также расположены жилые комнаты, зона отдыха с камином и кухня. Большие свесы крыш позволили организовать обширное пространство террас. Нижний цокольный этаж вмещает сауну, небольшой спортзал, а также помещения для хранения лодок и другого прогулочного инвентаря, ведь важной составляющей пребывания в резиденции в летнее время будут занятия греблей, а в зимнее время – прогулки на лыжах по льду озера»
3 место. «Озерная резиденция художников». Никита Тимонин. «Резиденция расположится на красивом берегу озера Большого Борковского, в одном из самых зеленых мест “Карельского перешейка” и должна функционировать как временный дом и мастерская для художников. Значительная площадь остекления позволяет впускать в дом достаточно рассеянного света, оптимального для живописи, параллельно позволяя жильцам наслаждаться величественными окрестными видами. В доме также расположены жилые комнаты, зона отдыха с камином и кухня. Большие свесы крыш позволили организовать обширное пространство террас. Нижний цокольный этаж вмещает сауну, небольшой спортзал, а также помещения для хранения лодок и другого прогулочного инвентаря, ведь важной составляющей пребывания в резиденции в летнее время будут занятия греблей, а в зимнее время – прогулки на лыжах по льду озера»

Тема переосмысления руин и построения будущего на фундаменте прошлого, как справедливо отметила член жюри, архитектор Анастасия Топоева, вообще присутствовала во многих работах. Судей, например, чрезвычайно тронула идея Алены Зайцевой «Заброшенные-Брошенные»: в ней одинокие пожилые люди, от которых отказались родственники, «встречаются» с такими же позабытыми усадьбами и становятся их хранителями. Сюда же на исправительные работы направляется «заблудшее» молодое поколение — таким образом, две не самые благополучные социальные группы объединяются, чтобы перенять друг у друга мудрость и опыт, а с другой стороны — задор и волю к жизни.

«Заброшенные-Брошенные». Алёна Зайцева. «Что общего у людей преклонного возраста и заброшенных усадеб? Их объединяет длинный путь по временному отрезку ушедшей эпохи. В глазах старца отражаются события прошлого, точно как в окнах опустевшего дома, построенного в прошлом столетии. Коллаборация человеческих судеб как идеи проекта, позволяет решить сразу несколько общественных проблем, объединив различные социальные группы. Пожилые люди, от которых отказались родственники, смогут жить на территории центра, но должны будут выполнять функцию наставника над молодыми людьми, направленными в центр на исправительные работы»
«Заброшенные-Брошенные». Алёна Зайцева. «Что общего у людей преклонного возраста и заброшенных усадеб? Их объединяет длинный путь по временному отрезку ушедшей эпохи. В глазах старца отражаются события прошлого, точно как в окнах опустевшего дома, построенного в прошлом столетии. Коллаборация человеческих судеб как идеи проекта, позволяет решить сразу несколько общественных проблем, объединив различные социальные группы. Пожилые люди, от которых отказались родственники, смогут жить на территории центра, но должны будут выполнять функцию наставника над молодыми людьми, направленными в центр на исправительные работы»
Проект «Детская библиотека номер один». Анастасия Бегишева. «Общественное пространство для подростков и не только. Оно будет объединять функции детской площадки в зимнее время, общественной библиотеки и клуба по интересам»
Проект «Детская библиотека номер один». Анастасия Бегишева. «Общественное пространство для подростков и не только. Оно будет объединять функции детской площадки в зимнее время, общественной библиотеки и клуба по интересам»

Еще одно, специальное «третье место» рассматривалось в номинации «Архитектурный лекторий»: ее учредил партнер премии — крупнейшая отраслевая выставка MosBuild. Победил и будет реализован весной 2023 года проект Александра Шаламова «Общение и точка» — вероятно, за лаконичную, без излишеств, репрезентацию фирменного стиля выставки. В этом смысле работа Алины Пшеничниковой и Сергея Овсянникова «Оазис знаний» кажется интереснее: интеграция природы в бездушное пространство гигантского выставочного павильона — всегда беспроигрышный вариант. Вот и в этот раз проект получил от жюри «Гран-при».

Победитель в специальной номинации от Mosbuild «Архитектурный лекторий». Александр Шалимов. Проект будет реализован весной 2023 года
Победитель в специальной номинации от Mosbuild «Архитектурный лекторий». Александр Шалимов. Проект будет реализован весной 2023 года
Гран-При в номинации «Архитектурный лекторий» в специальной номинации от Mosbuild — проект «Оазис Знаний». Алина Пшеничникова и Сергей Овсянников
Гран-При в номинации «Архитектурный лекторий» в специальной номинации от Mosbuild — проект «Оазис Знаний». Алина Пшеничникова и Сергей Овсянников

Среди заявок были и другие концепты, делающие ключевой составляющей пространства для коллаборации ландшафты в различных вариациях — от домов на дереве в лесной чаще до огородов в четырех стенах. А еще встречались книжные магазины с расширенными функциями, детские игровые площадки и библиотекой и даже бани с коворкингом.

Так что самый интригующий вопрос по итогам премии — какое общественное пространство она будет переосмыслять в следующий раз. Наше предложение — взяться наконец за такую непростую и вечно актуальную тему, как мемориальные пространства. Рефлексировать опыт и память прошлого — действительно единственное, что нам остается, чтобы хоть как-то думать о будущем.

читать на тему: