Итоги 2022: от реновации оранжереи до космической деревни
Начинаем публиковать подборки проектов, а также самые знаковые постройки уходящего года. Начинаем с подрастающего поколения — студентов — и показываем их идеи в радикально полярных областях: приспособление руин, новое строительство в сложившемся городском контексте и девелопмент на Луне.
Кому на Руси жить хорошо: приспособление руин усадьбы «Карабиха» под музейный визит-центр и оранжерею с кофейней
Сильвия Аль Убед, Алёна Кокуева (Ярославский государственный технический университет)
Единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII — начала XX веков, сохранивший свой первоначальный архитектурный облик и относящийся к усадьбам дворцового типа, характерного для эпохи классицизма, обладает еще и дополнительной мемориальной ценностью: с 1861 по 1875 год здесь жил поэт Николай Некрасов. В разреженной застройке усадьбы особенно выделяются оранжерея и винный склад — полуразрушенные здания из красного кирпича на границе усадебного парка. При этом винный склад фланкирует восточный вход в усадьбу и является первым зданием, с которым посетители сталкиваются у центрального входа. Оранжерея же лежит на основной оси, тянущейся от главного здания усадьбы: это вторая после него доминанта комплекса. Однако утрата бельведера нарушила некогда выстроенную четкую визуальную связь.
Для максимально бережного воздействия на руины и среду усадьбы в целом авторы проекта решили работать в исторических габаритах объекта с сохранением его первоначального силуэта. Так, ориентируясь на окружающую застройку и типологию реновируемых строений, для обоих зданий они остановились на двускатной кровле.
Оранжерея, согласно их замыслу, одевается в светопрозрачное матовое стекло — для создания максимально нейтрального фона. Само стекло идет с разбивкой и выполняет роль композиционных швов, соединяя в своей фоновой нейтральности все фрагменты фасада. Главной же особенностью решения по восстановлению оранжереи становится воссоздание бельведера с помощью прочной стальной сетки в оригинальном масштабе и ритме. По мнению авторов, это необходимо для восстановления баланса визуальных композиционных коммуникаций, возможности диалога между строениями и их межвременной связи.
Что касается наполнения, что восточная часть оранжереи сохраняет свою изначальную функцию, тогда как западная отводится под небольшую кофейню-сад на 25-30 человек: на территории усадьбы и в близлежащих окрестностях давно не хватает места, где можно было бы отдохнуть и насладится видами. Наличие в интерьерах оранжереи растений в сочетании с матовым стеклом создает невероятную иллюзию дематериализации и максимального объединения с природой.
Соседство с визуально непохожими усадебными постройками и более массивные габариты винного склада натолкнули авторов проекта на идею здания-палимпсеста, в котором солирующую партию исполнял бы руинированный слой. В качестве материала стен они выбрали гладкий серый бетон, который на контрасте с красным рваным кирпичом склада будет раскрывать и экспонировать руину и ее историю, выражать всю суть «духа места». При этом фактура серой фальцевой кровли оптимально сочетается с поверхностью бетона и вместе с ней создает единый нейтральный фон. И хотя винный склад больше не хранит в себе выдержанное вино, балгодаря проекту он может стать вместилищем совсем других историй: в музейном визит-центре усадьбы «Карабиха» предполагается сделать открытый архив и предусмотреть зал для проведения лекций.
На пути к цивилизованному обществу: деловой центр Vostrov
Ксения Дорожкина (Московский колледж архитектуры и строительства №7)
Дипломный проект выпускницы колледжа исследует прежде всего саму типологию делового центра. Автор подчеркивает, что в нем деловая функция выступает одновременно как функция управления, как функция, направленная на предпринимательство, и как непрерывная координация потенциального развития делового процесса, обеспечивающая возникновение принципиально новых деловых функций. То есть деловой центр являет собой ни больше, ни меньше, как многофункциональную структуру, которая обеспечивает жизнеспособность цивилизованного общества. И несмотря на то, что долгое время многих девелоперов бизнес-центров прежде всего интересовали объемы площадей и скорость окупаемости, сегодня рынок пришел к пониманию того, что на инвестиционную привлекательность объекта напрямую влияют особенности архитектурного проекта. Поэтому в архитектуре деловых общественных зданий все более характерными становятся прогрессивные приемы и тенденции: многофункциональность среды, экономичность на всех уровнях, гибкость и способность реагировать на запросы пользователей, открытость и архитектурно-художественная выразительность.
Примером может служить спроектированный в дипломной работе деловой центр Vostrov (нейминг стал поводом для отдельного исследования и главы). Он, как можно догадаться, находится в Василеостровском районе Санкт-Петербурга и занимает участок вблизи пассажирского морского порта, окруженный жилой застройкой. Здание выполняет множество функций: если второй и третий этажи занимают офисы под аренду, то на первом этаже находятся доступные всем сотрудникам (а при желании и горожанам!) лекционный зал, коворкинг и кафе.
Здание визуально состоит из нескольких блоков (это разделение прослеживается и в плане). Общая выразительность достигается за счет оформления фасадов: более массивная нижняя часть— и более «легкая» застекленная верхняя. В то же время светлые алюминиевые панели контрастируют с темными рамами витражных окон.
Все функции распределены по периметру объема здания. С северо-востока расположен главный вход с пешеходными зонами и местами для отдыха и досуга, а также разворотная площадка для подъезда к воротам. В юго-восточной части предусмотрено два дополнительных входа: в кафе и в приватный офисный блок.
Отдельными общественными пространствами для разнообразного времяпрепровождения выступают внутренний двор с фонтаном и рабочими столиками и эксплуатируемая кровля.
Архитектура, напечатанная космическим грунтом: проект колонизации других планет
Юлия Астафьева (Саратовский государственный технический университет)
Рано или поздно Земля станет слишком перенаселенной, напоминают авторы проекта, и тогда Луна может превратиться в отличную перевалочную базу для более дальних перелетов — «космическую деревню», поселенцы которой кроме прочего будут вести активную научно-исследовательскую деятельность и добывать полезные ресурсы для Земли и собственного жизнеобеспечения.
«Гиперлокальный» архитектурный подход основан на использовании материалов, найденных на участке строительства будущей базы. Как наиболее подходящий с точки зрения щадящего и устойчивого температурного режима, авторы предлагают для этих целей кратер Малаперт, расположенный на Южном полюсе Луны. К основанию кратера доставляются готовые модули, которые затем запечатываются с помощью 3D-принтера реголитом — поверхностным слоем сыпучего лунного грунта — до тех пор, пока модули не будут укрыты. Метры экранирования защитят находящихся внутри людей от радиации и мелких метеоритов.
На Луне можно добывать ценный изотоп гелий-3, который используется в «чистых» термоядерных установках для выработки энергии; из реголита выделяется кислород, необходимый для жизни, и изготавливаются средства защиты от радиации и перепадов температур; из лунного льда можно получить воду и новые виды топлива.
Луна может выступать и «тренировочной площадкой» для будущих полетов к Марсу: так как она находится намного ближе к Земле, экипажи смогут быстрее получить помощь в экстренных случаях.
Всегда ждем ваши идеи и проекты по адресу prorus.konkurs@gmail.com