Новая выразительность: итоги премии молодых архитекторов MADA 2022
Подведены итоги организованной в рамках MosBuild 2022 премии MADA, нацеленной на продвижение и поддержку молодых архитекторов. Замечательно, что среди лауреатов преобладали достаточно лаконичные проекты, но в первую очередь это можно сказать о победивших работах. По всей видимости, у молодого поколения архитекторов в цене немногословность, но именно она и открывает им новые возможности.
30 марта в рамках выставки Mosbuild 2022 состоялись финал и награждение победителей премии MADA (Mosbuild Architecture and Design Awards), рассчитанной на поддержку молодых архитекторов до 35 лет. Это конкурс реализованных проектов в области архитектуры, работы принимались в 4х номинациях: благоустройство, общественный интерьер, частный дом и реконструкция и приспособление.
Всего на конкурс было подано около 40 проектов, из которых члены жюри в рамках online-голосования отобрали short-list из 12 работ: по 3 в каждой номинации. Вошедшие в список финалистов проекты зазищались в очном формате перед жюри и гостями на выставке MosBuild. Те, кто не сумел приехать в Москву, защищали проект с помощью zoom-конференции, которая транслировалась на большом экране. Защиту принимали Александр Балабин (Северин проект), Инна Крылова (Школа наследия), Иван Охапкин (Basis architectural bureau), Анна Картавая (DNK ag), Юлия Тарабарина (archi.ru), Сергей Труханов (T+T) и Кирилл Губернаторов (megabudka). Куратором премии в 2022 году стала Марина Юшкевич, шеф-редактор журнала Проект Россия.
Благоустройство
В номинации «Благоустройство и общественные пространства» в список финалистов вошло благоустройство территории ГИТИС Стаса Козина и Азамата Нырова с серебристыми аудиториями-павильонамирые могут быть так же местом для внеклассных репетиций на природе, Городские балконы в Москве Бюро A4, которое придумало изящные смотровые площадки над рекой в центре Москвы, и благоустройство набережной реки Клязьма в Орехово-Зуево от ООО «Межрегионстрой» под руководством Алексея Воробьева. Последний проект – благоустройство фрагмента набережной с пирсами-амфитеатрами над водой и взаимодействием с исторической архитектурой старой фабрики – вызвал наибольший отклик у жюри, как самое живое и рабочее решение общественного пространства с местом для прогулок. Организация пирсов-площадок позволила наполнить берег различными занятиями для горожан — музыканты получили новую площадку для репетиций и уличных концертов с амфитеатром, любители спорта — большую площадку с уличными тренажерами прямо на кромке реки, также на одном из пирсов появилась возможность проводить мастер-классы. Помимо памятной статуэтки проект был награжден партнером конкурса – брендом Laminam, вручившим подарочный сертификат на свою продукцию.
Общественный интерьер
Больше всего проектов было подано в номинации «общественные пространства» и преобладали среди них интерьеры кафе и ресторанов. Тем не менее победила работа совсем другого жанра - это Инфоцентр «Коммунарка» в Новой Москве, небольшой но выразительный проект от бюро NOYD - Короткий метр, которое специализируется в основном на экспозиционном дизайне.
Инфоцентр представляет собой небольшой павильон, переделанный из «вагончика» бывшей воскресной школы, в котором теперь собрана и систематизирована информация об эпохе Большого Террора в Москве и истории этого места. Бюджетный проект вышел тем не менее очень выразительным: старую вагонку на стенах автор проекта Игорь Апарин вывернул наизнанку и покрыл серой морилкой, по центру комнаты поместили длинный «номенклатурный» стол под не менее характерной формы абажурами, а за окном, которое расширили до панорамного, – леса, превратившиеся в какой-то момент в кладбище «врагов народа».
Кроме «Коммунарки» в short-list номинации вошел ресторан «Хачапури и вино» на Трубной в Москве от бюро Правда (Петр Мироненко, Никита Тугарин) и Елены Локастовой, которое подкупило жюри точностью и выверенностью каждого решения – здесь замечательно обыгран образ Грузии без набивших оскомину кувшинов и картин а-ля Пиросмани, зато с ручной работы плиткой, старинными коврами, обившими барную стойку и прекрасной советской мозаикой, спасенной от разрушения. Третьим лауреатом стал проект MO friends bar & dining от бюро CEDRA под руководством Ивана Шильникова – ресторан-бар с вальяжной и расслабленной атмосферой лобби роскошного нью-йорского отеля.
Частный дом
В short-list номинации «Частный дом» вошли три проекта, каждый из которых, по словам членов жюри, стал «идеальным воплощением того региона России и для того окружения, для которого был построен». Подмосковный «Черный дом» Федора и Марка Беляевых стал воплощением среднерусского теплого жилища среди лесов, даже столбы-опоры в нем решены в виде цельных стволов. Романтично-минималистичный дом Rote House на Калиниградском побережье от Алексея Зеброва и компании Nord Domos стал воплощением легкого панорамного дома у моря.
Победил же в номинации белоснежный «Дом на юге России» в Ростовской области от Александры и Дмитрия Чащиных (студия ТЧК) – лаконичный, но элегантно собранный одноэтажный объем которого оказался красиво вписан в рельеф участка и отсылает к лучшим образцам современных южных европейских вилл у моря. Грамотная планировка сложного с перепадами участка позволила сделать дом довольно распахнуты вовне, вписать перед ним приватный бассейн, а так же создать одно из главных украшений проекта - парящую белоснежную лесенку между уровнями.
Реконструкция и приспособление
Проекты в области реконструкции и приспособления, вошедшие в short-list и разбросанные по всей стране, все как на подбор оказались камерными и довольно уютными. Дизайнеры Татьяна Лаптиева и Анжела Якимович из Воронежа представили проект прекрасно восстановленого, до этого почти руинированного, частного особнячка в центре города, который стал винным рестораном. Мария Серова представила Центр современного искусства «Цикорий» в Железногорске Курской области, расположившийся в перестроенном здании бывшей пекарни. Победителем стал тоже камерный московский проект - книжный магазин издательства «Пoляндрия» с кафе Letters, расположившийся на первом этаже знаменитого дома Manor. Проект понравился жюри за воздушность, легкость и удивительную деликатность наполнения, а так же сохранение фактуры исторического окружения.