Как «Крокодил» ЖКХ «кусал»: город и проблемы урбанистики в дискурсах советской сатиры

Ведущий научный сотрудник МГПУ, доктор исторических наук Иван Гринько провел масштабное исследование сатирического журнала «Крокодил» за период с 1950-го по 1991 год. Были проанализированы все выпуски издания за указанные 40 лет. В результате выяснилось, что одной из наиболее свободных от цензуры тем в советское время было высмеивание проблем городского хозяйства и коммунальной сферы.

Только правда и ничего кроме правды

Журнал «Крокодил» был партийным изданием, иллюстрации и содержание каждого номера обсуждала верхушка ЦК. Это с одной стороны. С другой — это было народное издание, в котором с помощью фельетонов, анекдотов и карикатур, жанра, который, кстати, строится только на фактах, чтобы было смешно, высмеивали и изобличали реалии советской жизни, недостатки и «перегибы на местах». На этом стыке и лавировало всенародно любимое издание.

Тема городского хозяйства в истории «Крокодила» — самая «обложечная»
Тема городского хозяйства в истории «Крокодила» — самая «обложечная»

Конечно, когда карикатура клеймила на чем свет стоит «проклятый капитализм», то художники позволяли себе вольности и включали фантазию, ведь почти никто из советских граждан не был за границей. А вот когда речь заходила о проблемах городского хозяйства и о таких язвах общества, как бюрократия, тунеядство, расхищение социалистической собственности, то авторам приходилось обращаться к советской реальности. Поэтому веселые рисунки «Крокодила» можно назвать надежным источником знаний об устройстве и проблемах городского хозяйства в СССР, уверяет ученый МГПУ Иван Гринько, который изучил все номера сатирического журнала с 1950 по 1991 год, а результаты исследования «Город и проблемы урбанистики в дискурсах советской сатиры» представил на Большой научной конференции Московского городского.

От безалаберности до излишеств

Итак, что же так могло развеселить советских людей? Судя по остроумным изображениям, построить идеальный город мешали бесхозяйственность и бюрократизм чиновников (начальник СМУ надувает мыльный пузырь в виде многоквартирного дома), безалаберность и вороватость простых рабочих (выпиленный кусок многоэтажки стоит рядом, огороженный аккуратным заборчиком), желание пустить пыль в глаза начальству, тунеядство, пьянство, хулиганство и мещанство несознательных граждан (расфуфыренная пара в салоне проката: «Мы ждем гостей, так что, пожалуйста, сервиз на десять персон, пылесос и собрание сочинений Флобера...»)

В начале 50-х годов высмеивали архитектурные излишества под слоганом: «Где надо, где не надо, всюду — колоннада». В 70-е начали язвить по поводу типовой застройки. Качество строительства, необустроенность дорог в новых районах (пытающиеся преодолеть весеннее половодье дамочки и подпись: «Мода сезона: юбки становятся короче, сапожки — выше»), проблемы с городским транспортом, сферой услуг и водоснабжение (водопроводчик на встрече с жильцами в ЖЭКе исполняет песню «Вода-вода, кругом вода!») — темы коммунального хозяйства оставались «вечнозелеными».

Особенно юмористической выступала «банная» тема, ведь в общественные бани ходили мыться, так как в квартирах еще не было горячей воды. Впрочем, в бане ее тоже иногда не было — и тогда голым клиентам предлагали вместо помывки послушать лекцию «О зимнем хранении клубней георгинов».

Москва-столица

Развитие метрополитена, газификация, знаковые объекты типа ВДНХ, Большого театра или Третьяковки, подготовка к Олимпиаде-80 — все эти темы находили свое отражение в журнале. Чаще всего город на карикатуре изображался абстрактным, чтобы показать, что проблемы везде одинаковые. Про Москву же в основном говорили в позитивном ключе. На то она и столица, чтобы быть эталоном качества городской среды. Московские проблемы, отраженные в «Крокодиле» за 40 лет, можно пересчитать по пальцам. Так, в 1959 году после рейда редакции по юго-западу столицы на страницах журнала появились рисунки подвыпивших жителей и тараканов с клопами в квартирах нового московского района. А в 1990-е художники иронизировали над обилием англоязычных вывесок в центре, изобразив Пушкина, сокрушающегося над ярко-кричащей рекламой колы и Макдональдса.

Васнецов, Серов и интернет-мемы

Надо сказать, что утилитарная тематика карикатур выгодно оттеняла высокое качество их исполнения. «Крокодил» был местом притяжения талантливых авторов. Там публиковались Людмила Петрушевская, Сергей Довлатов. В более ранние периоды в журнале работал цвет советской литературы: Зощенко, Ильф и Петров, Катаев, периодически публиковались Олеша, Маяковский, а в конце 80-х начал свою карьеру один из известных сегодня карикатуристов Сергей Ёлкин.

Авторы старались, что называется, «держать марку». На страницах «Крокодила» печатали оммажи к Васнецову (Иван Царевич с Еленой Прекрасной ловят пробегающего мимо Серого волка с «шашечками» такси на боку), Юрию Пименову (на карикатуре с гигантскими лужами в спальных районах легко узнать сюжет картины «Свадьба на завтрашней улице»), Владимиру Серову (его «Ледовое побоище» превратилось «посадочное» на остановке общественного транспорта).

Ниша «Крокодила» после закрытия журнала в 2000-е долго не пустовала: ее занимали то «Куклы» на НТВ, то КВН, а позже — стендаперы и блогеры. Сейчас наиболее простой и доступной заменой карикатуры можно назвать интернет-мемы. Эти незамысловатые остроумные картинки живо и оперативно откликаются на вызовы времени и несомненно станут незаменимым материалом для ученых будущего.

читать на тему: