© urtmag

Как построить стратегию развития города на основе индекса инфраструктурной обеспеченности

Компания «Новая земля», недавно выигравшая конкурс на мастер-план Дербента, презентовала Индекс инфраструктурной обеспеченности Ижевска. На основе полученных данных в настоящий момент формируется Стратегия пространственного развития «Ижевск 2030» — тоже своего рода мастер-план: новое цифровое решение позволит комплексно подходить к развитию города и оптимизировать расходы ограниченных бюджетных ресурсов.

Индекс инфраструктурной обеспеченности — аналитический инструмент, показывающий доступность основных объектов инфраструктуры (школ, детсадов, поликлиник, парков) для жителей. Индекс составлен с помощью геоинформационной системы и служит для анализа и публичной презентации данных об инфраструктурной обеспеченности той или иной городской территории. С помощью Индекса создается Стратегия пространственного развития. А на основе этой стратегии будут подготовлены рекомендации по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки города. 

Иван Курячий, управляющий партнер компании «Новая земля»: 

«Каждый город фактически конкурирует с другими городами за жителей. Город должен предлагать эффективный набор решений, чтобы обеспечить качество жизни лучше, чем в других городах. Достичь этого не так просто, поскольку стратегия социально-экономического развития обычно не согласуется с генеральным планом, а бюджет в регионах сильно лимитирован. Стратегия пространственного развития позволяет согласовать социально-экономическую стратегию с генеральным планом и приземлить имеющиеся ресурсы на территорию максимально эффективно».

Рис. 1. Плотность населения Ижевска © «Новая земля»
Рис. 1. Плотность населения Ижевска © «Новая земля»

Как формируется Индекс инфраструктурной обеспеченности

В систему вводятся данные о транспортной системе, размещении жилой застройки и рабочих мест, размещении и загруженности социальной инфраструктуры, общественных пространств, культурно-досуговых, спортивных и коммерческих объектов. 

Система делит город на квадраты размером 250х250 метров. Для каждого квадрата формируется индекс по 12 категориям инфраструктуры (например, школы, парки, магазины). Для различных категорий индекс рассчитывается по-разному. Скажем, для школ и детских садов учитывается численность населения в ячейке, их доступность и количество предлагаемых мест. Для озелененных пространств вычисляется суммарная площадь зеленых зон, находящихся в пределах буфера радиусом 1000 м. Для культурно-досуговой инфраструктуры и рабочих мест учитывается количество объектов, попавших в зону транспортной доступности, и т.д. 

Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 100. В системе можно посмотреть как индекс каждой из 12 категорий в выбранном квадрате (например, доступность школ), так и сводный индекс по всем показателям. Сводный индекс составляется на основе степени важности каждой из 12 категорий инфраструктуры для жителей. 

В настоящий момент проводится опрос жителей Ижевска и Завьяловского района. Поэтому для каждой местности Индекс будет уникальным. Уже сейчас видно, что самыми важными объектами инфраструктуры для жителей Ижевска являются школы. Поэтому доступность школ сильнее всего влияет на Индекс инфраструктурной обеспеченности всего Ижевска. 

С Индексом можно работать в различных интерфейсах: в виде карт, таблиц и графиков, можно посмотреть общий отчет или выгрузить информацию об интересующей территории. В методику заложена возможность обновления: при появлении новых инфраструктурных объектов или изменении демографической ситуации Индекс будет пересчитываться, следовательно, будут вноситься изменения и в стратегию, и в генплан. 

Сбор данных и формирование Индекса инфраструктурной обеспеченности подразумевает плотную работу с жителями: люди смогут принимать участие в онлайн-опросах и влиять на Индекс, а следовательно, на изменения в генеральном плане города. Система действует и в обратную сторону: наблюдая за Индексом, жители смогут оценивать обоснованность тех или иных решений властей о развитии города. 

Рис. 2. Схема обеспеченности общественным транспортом в Ижевске © «Новая земля»
Рис. 2. Схема обеспеченности общественным транспортом в Ижевске © «Новая земля»

Это, собственно, ключевое отличие инструмента, предложенного «Новой землей», от Индекса качества городской среды, разработанного в 2018 году КБ «Стрелка». Тот индекс преследовал очень схожие цели: анализируя инфраструктуру — от дорог и жилья до парков и школ — выявить «болевые точки» большинства российских городов (всего на 2019 год был подсчитан Индекс для 1114 населенных пунктов). Отсутствие возможности при таких масштабах задачи работать точечно и прицельно, отдельно с каждым районом и его жителями, компенсировалось учетом большого числа показателей-«индикаторов», включая, к примеру, количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения (для оценки экологической ситуации), количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения или долю жителей города в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет. Но в силе заключалась и слабость: затрудненность оперативного обновления по используемым параметрам сделали перерасчет Индекса качества городской среды как минимум проблемным, а сам инструмент — плохо применимым для постоянного мониторинга.

Индекс инфраструктурной обеспеченности представляется в этом смысле более гибким и понятным, а интеграция в него мнения горожан, которая необходима, когда речь идет и о стратегических шагах, — более простой и эффективной. Кроме того, если методику масштабируют и на другие города, это, с одной стороны, позволит своевременно (и согласованно с жителями) актуализировать генпланы, а с другой — поможет увязать стратегии пространственного и социально-экономического развития городов, поскольку от качества инфраструктуры зависит их конкурентоспособность за качественные кадры. То есть в какой-то степени — может стать локальной заменой мастер-плану (производство которого очевидно дороже).

Рис. 3. Возраст жилой застройки в Ижевске © КБ «Стрелка»
Рис. 3. Возраст жилой застройки в Ижевске © КБ «Стрелка»
Система оценки Индекса качества городской среды © КБ «Стрелка»
Система оценки Индекса качества городской среды © КБ «Стрелка»
Индекс качества городской среды в Ижевске. 180 — пограничный суммарный балл между «хорошо» и «плохо» © КБ «Стрелка»
Индекс качества городской среды в Ижевске. 180 — пограничный суммарный балл между «хорошо» и «плохо» © КБ «Стрелка»

Для наглядности в этой статье мы приводим несколько выдержек из исследования «Новой земли» по Ижевску и общие выводы.

Объект исследования: плотность населения центра Ижевска (рис. 1)

Территория города делится на изолированные части железной доро­гой, промышленными зонами и рекой Иж. Река Иж разделяет город на Заречную (западную) и Нагорную (восточную) части. В пределах уста­новленных границ компактная часть города окружена с севера и севе­ро-запада лесами лесопарковой зоны. 

В Ижевске средняя плотность населения на территориях с многоэ­тажной застройкой составляет 1040 чел. на ячейку, средняя плотность населения на территориях с застройкой ИЖС — 84 чел. на ячейку. 

Основные районы с высокой плотностью населения сконцентриро­ваны в Нагорной части — это районы Северный (до 2500 чел. на ячейку) и Северо-Западный (до 2300), Центральный (до 2200), Южный (до 2700), Восточный (до 2000), Буммаш (до 2800), Автопроизводство (до 2700) и Аэропорт (до 2000). В Заречной части высокая плотность населения сконцентрирована в районе Строитель (до 2600 чел. на ячейку). 

В целом при расчете плотности на сетку размером 250 м отчетливо видны районы, занятые многоквартирными жилыми домами (МКД), и районы с ИЖС. Население распределено по территории города неравномерно. Районы, находящиеся в центральной части города и имеющие крайне низкую плотность населения, — Культбаза, Карлутский и Ипподром (в среднем около 500 чел. на ячейку), — окружены районами с высокой плотностью, что создает проблемы для развития транспортной, соци­альной и инженерной инфраструктуры города. 

Границы ядра агломерации будут уточнены по результатам анализа данных мобильных операторов. 

Объект исследования: обеспеченность общественным транспортом в Ижевске (рис. 2) 

По данным, опубликованным на официальном сайте Администрации Ижевска в разделе открытых данных, на сегодняшний день в Ижевске существует 518 остановок общественного транспорта. Реальное количе­ство остановок общественного транспорта было уточнено по открытым данным Яндекс.Карт: в Ижевске — 660, в Завьяловском районе — 255. Были построены 500-метровые изохроны доступности по графу пе­шеходной сети от каждой из остановок и рассчитано количество домо­хозяйств внутри изохрон доступности. 

Около 35% всех домохозяйств Ижевска не попали в радиус доступ­ности остановок общественного транспорта (12% от всех многоквартирных домов и 47% — от всей индивидуальной жилой застройки). В Завьяловском районе 87% всех домохозяйств не попали в радиус доступности (46% от всех МКД и 88% - от ИЖС). 

Таким образом, Ижевск имеет довольно развитую сеть обществен­ного транспорта, покрывающую около 65% жилой застройки города. Практически полностью охватывая многоквартирную жилую застройку, она доступна только для менее чем половины индивидуального жилого строительства. Среди районов с плохой транспортной доступностью можно отметить микрорайоны Люлли, Шунды, Новые Парники, Липовая Роща, Пазелы, Новоорловский и Нагорный (преимущественно с индиви­дуальной жилой застройкой).

Объект исследования: возраст жилой застройки в Ижевске (рис. 3)

Общее количество многоквартирных домов в городе — 3411 с общей площадью 12190,4 тыс. м2 (89% от общей площади жилых помещений). Общая площадь индивидуального жилого строительства, в свою оче­редь, составляет 1379,7 тыс. м2 (10% от общей площади). По данным, опубликованным на сайте администрации Завьяловского района, на его территории расположено 68 объектов многоквартирной застройки общей площадью 10547,96 м2.

Большая часть микрорайонов Ижевска дифференцирована по вре­мени застройки: «хрущевки» нередко соседствуют с многоэтажными домами 1970-80-х годов или с современными жилыми комплексами. Наиболее активное жилищное строительство в Ижевске велось в бреж­невскую эпоху. Дореволюционные и раннесоветские здания сконцен­трированы вдоль улиц Ленина, Советской и Горького. 

Новое жилье строится точечно по всему городу. Крупные жилые массивы построены к северу от Воткинского шоссе (ЖК «Столичный»), а также в микрорайоне Восточный (по ул. Архитектора П.П. Берша).

Рис 4. Общеобразовательные школы Ижевска © «Новая земля»
Рис 4. Общеобразовательные школы Ижевска © «Новая земля»
Рис. 5. Итоговый индекс Ижевска © «Новая земля»
Рис. 5. Итоговый индекс Ижевска © «Новая земля»

Объект исследования: общеобразовательные школы Ижевска (рис. 4)

По состоянию на декабрь 2018 года в Ижевске фактически суще­ствует 107 школ (98 наименований). Общее количество проектных мест в существующих школах — 60531 ед., фактическое количество учащихся — 73552 чел. Согласно местным нормативам градостроительного проек­тирования муниципального образования, минимально допустимый уровень обеспеченности объектами школьного образова­ния составляет 97 мест на 1000 жителей, т.е. нормативное количество мест в школах Ижевска — 62947. Таким образом, нормативный дефицит в школах Ижевска составляет 2416 мест, а фактический — 13021 место (из этого можно сделать вывод о заниженности нормативного показателя).

Для школ в Ижевске были построены радиусы доступности. Соглас­но Региональным нормативам градостроительного проектирования Удмуртской Республики, расчетный показатель максимально допусти­мого уровня территориальной доступности учреждений школьного об­разования составляет 500 м. Для более реалистичного представления о доступности школ были построены изохроны по графу пешеходных связей. По данным домов, попадающих в границы этих изохрон, было вычислено количество населения, проживающего на расстоянии 500 и менее метров от школы. 

Более 240 тыс. населения Ижевска (36% от общего числа) прожива­ет вне такой зоны доступности. 33,6% населения из проживающего в многоквартирных жилых домах Ижевска и 68,9% населения из прожи­вающего в ИЖС находится вне зоны пешеходной доступности хотя бы одной школы. 

Только 25,4% населения Ижевска проживает в границах пешеходной доступности двух и более школ. 

Итоговый индекс Ижевска (рис. 5)

Индекс менее 10 баллов в Ижевске имеют 5% ячеек с многоквар­тирными домами районе и 19% ячеек с ИЖС. Из этих территорий те, где плотность населения сравнительно высокая, могут считаться про­блемными и требуют улучшений в первую очередь. На схеме отмечены те ячейки, где индекс ниже 10 и численность населения превышает 100 чел. (таких в Ижевске 53 ед.) 

Индекс большинства ячеек с ИЖС Ижевске (64%) составляет от 10 до 15 баллов, что свидетельствует о низком уровне обеспеченности инфра­структурой и говорит о том, что эти территории сравнительно схожи с Завьяловским районом. Еще для 17% ячеек с ИЖС индекс превышает 15 баллов; максимальный индекс для ячеек с ИЖС в Ижевске составляет 24 балла, но это исключительная ситуация для застройки ИЖС на гра­нице с районами многоквартирных домов. 

Индекс ячеек с многоквартирными домами распределяется следу­ющим образом: приблизительно равные доли приходятся на оценку от 10 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 25 баллов (26%, 27% и 27% соответствен­но), еще 12% ячеек с многоквартирными домами имеют оценку выше 25 баллов, и только 3% — выше 30 баллов. Максимальный индекс для ячеек с МКД в Ижевске составляет 32 балла. Максимальная оценка — у ячеек в Центральном районе Ижевска; сразу за ними в рейтинге находятся территории микрорайона «Аэропорт». 

Отдельно выделяются территории для потенциального освоения в Ижевске — ячейки без населения, но с индексом выше 20 (таких в го­роде 80). Эти ячейки при работе над Стратегией пространственного развития необходимо отфильтровать, исключив озелененные территории, ЗОУИТ и территории, занятые нежилой застройкой. Но в целом тенденция выявляется уже сейчас: это ячейки, находящиеся на границах районов с многоквартирными домами. Освоение таких ячеек не требует больших вложений благодаря уже существующей инфраструктуре и способствует более компактному развитию города. 

P.S. Презентация Индекса инфраструктурной обеспеченности Ижевска состоялась в рамках программы «Городские практики» — серия просветительских интенсивов для профессионалов в сфере комплексного развития городов России. Программа состоит из лекций, дискуссий и практических упражнений, которые знакомят участников с ключевыми составляющими городского планирования, формируют сообщество профессионалов в городе и расширяют их экспертизу. В Ижевске программа «Городские практики» организована совместно с правительством Удмуртской Республики и Центром развития дизайна и городской среды УР.

читать на тему: