2-я очередь парка «Зеленая река» в ЖК «Символ» в Москве © архитектурная мастерская ATRIUM

Как спроектировать зиму

Две трети календарного года мы живем не в том солнечном городе, который изображают большинство рендеров, а в месте гораздо более неуютном, грязном и темном. Между тем, самые счастливые города согласно множеству рейтингов расположены в Скандинавии, в местах с климатом, схожим с российским. На декабрьском форуме «Тамбовская область: время новых решений» Игорь Никонов, руководитель направления средового дизайна в ТПО Pride, рассказал, в чем секрет комфортных зимних городов.

деятельность: Руководитель направления средового дизайна в ТПО Pride, в прошлом — менеджер проектов и ландшафтный архитектор компании Arteza

Два города — два мира

Российский город — это, за редким исключением, два города в одном. И эти города совсем разные: в одном тепло, светло и зелено, в другом — холодно, мало света и лежит снег. Это сильно влияет на наши паттерны поведения, на наше самочувствие, настроение и даже на то, как мы ходим и водим машину. Есть, правда, еще третий город — как правило, мокрый, неуютный и не очень светлый.

В теплом солнечном городе мы проводим лишь треть времени, а две трети живем в двух других. Логично было бы проектировать нашу среду в первую очередь для двух неуютных городов. Но обычно визуализация нового проекта показывает вечное лето, в крайнем случае — конец весны, когда все в цвету. В проектной документации та же ситуация. Мы строим летний город в расчете на летние активности. Думаем, например, как отвести воду летнего дождя. Мы редко говорим о зимнем сценарии использования: о том, где хранить и как собирать снег, как сделать место привлекательным в темное и холодное время.

Зимой бывает плохо и тяжело из-за серого неба и всего, что нас окружает, из-за снежных завалов и мокрых ног, из-за холода на остановке общественного транспорта. Но все могут вспомнить и приятные моменты: уличные праздники, катки, снеговиков во дворе и просто уютную подсветку улиц.

Мне кажется, раньше, когда мы еще не научились прятаться от зимы в офисах и торговых центрах, мы ее не пережидали, а принимали. Я учился и работал в Осло, и там до сих пор так. У скандинавов есть целая жизненная философия, помогающая зимой. У датчан она называется Hygge, у норвежцев есть схожее понятие Koselig. Помимо уюта, замедления, радости быть с семьей и друзьями это и позитивный взгляд на холодное время года, и умение быть счастливым в том числе зимой. Если мы посмотрим на рейтинг самых счастливых стран, то увидим, что холодный климат никак не мешает чувствовать себя счастливым.  Мы тоже можем не винить климат в наших бедах.

10 практических шагов на пути к зимнему городу

Интересный пример — город Эдмонтон в Канаде: он находится на одной широте с Тамбовом.  Это город нефтяников, и во времена расцвета индустрии у него было очень много денег. Люди приезжали сюда за зарплатой и были готовы терпеть холодный климат и удаленность от культурной жизни. Когда жирные времена закончились, люди начали уезжать. Власти задумались, как переломить ситуацию, и решили стать самым зимним городом. Городом, где классно быть зимой. Холодно? Да. Темно? Да. Скучно? Никогда! Они разработали дизайн-код и десять практических шагов, которые вошли в стандарты строительства городов.

Идея не выходить на улицу, где холодно и темно, плохая. Она дает установку: «Мы не принимаем зиму, мы ее пережидаем». Это как жизнь в несчастливом браке: ты ничего не меняешь, но находиться в нем тяжело и плохо. А на улице полезно находиться даже зимой!
Идея не выходить на улицу, где холодно и темно, плохая. Она дает установку: «Мы не принимаем зиму, мы ее пережидаем». Это как жизнь в несчастливом браке: ты ничего не меняешь, но находиться в нем тяжело и плохо. А на улице полезно находиться даже зимой!
Доказанный факт: чем больше именно этих участников движения, тем лучше для всего города и каждого человека, даже автомобилиста. Все кровно заинтересованы не пересаживаться в машины с наступлением зимы, ведь это грозит транспортным Армагеддоном
Доказанный факт: чем больше именно этих участников движения, тем лучше для всего города и каждого человека, даже автомобилиста. Все кровно заинтересованы не пересаживаться в машины с наступлением зимы, ведь это грозит транспортным Армагеддоном
В Эдмонтоне все происходит именно зимой!
В Эдмонтоне все происходит именно зимой!
Это и подсветка, и новые активности, и объекты.
Это и подсветка, и новые активности, и объекты.

Жизнь без реагентов

Каждый, кто ездил зимой в Финляндию и западнее, помнит свое удивление от дорог: вместо грязи и снежной каши они часто покрыты настом. Финны не используют реагенты даже на магистралях. Ездить там приходится, конечно, аккуратно. Для улиц у скандинавов есть решения.

Пешеходные дорожки посыпаются гранитной крошкой. Она не создает пыли, как песок, и, в отличие от солевых реагентов, не вредит экологии, обуви, автомобилям, лапам собак и нашим легким. Петербург отказывался от реагентов в 2016-2019 годах и вернулся к ним только после смены руководства транспорта.

На важных и популярных участках скандинавы греют улицы. Это недешево, но если иметь дешевую энергию, как в Норвегии, или посчитать, сколько людей проходит в этом месте, то где-то можно себе такое позволить.

Конечно, это не рай на земле. Порой бывает скользко. Я видел, как пожилые люди надевают насадки на обувь и ходят с палками. Люди ходят и ездят осторожно, это стоит того, чтобы снег в городе был белым чудом, а не токсичной жижей. 

В Москве приоритетными участниками дорожного движения являются велосипедисты и пешеходы, на втором месте — пользователи общественного транспорта, на третьем — владельцы личных автомобилей. Обеспечивая комфортную жизнь зимой, надо и снег убирать в соответствии с этим приоритетом.

Зимняя транспортная инфраструктура

Зимой могут быть особые маршруты, по которым удобно катить санки с детьми и проехаться на лыжах. В Эдмонтоне, например, построили ледяную дорогу — не только как аттракцион, но и как транспортный элемент. Это помогает разнообразить жизнь, почувствовать зиму.

Остановки общественного транспорта должны быть с обогревом. А у общественного транспорта должен быть специальный режим работы в особо холодные дни. Тогда, например, автобусы могут останавливаться чаще, чтобы людям было меньше идти до дома. Или наоборот — могут появляться такие остановки и маршруты, которые позволят воспользоваться всеми преимуществами зимы.

Приподнятые пешеходные переходы не только работают как широкий лежачий полицейский, отдавая приоритет пешеходу при пересечении дороги, но и помогают перейти дорогу сухим.

Парковочная площадка может быть не голым асфальтовым полем, а «разреженным парком». Клумбы с деревьями летом работают как дождевой сад и собирают воду, а зимой являются местами складирования снега. Но это возможно только без реагентов, иначе деревья обречены. Таким образом город экономит на ливневке, вывозе снега, поливе деревьев и реагентах. А летом деревья создают тень для машин.

Считаться с климатом при застройке

При проектировании застройки важно учитывать зимние ветра. Ветер зимой больше воздействует на людей, чем летом. Важно организовать такую геометрию, которая не создает ветряных коридоров, а разбивает их. Леса и просто посадки деревьев снижают интенсивность таких ветров.

Зимние тени тоже нужно брать в расчет. Если неправильно сориентировать постановку зданий, могут возникнуть места, где зимой не бывает солнца. Они будут крайне непопулярны у людей. Банальным поворотом градостроительной сетки эту проблему можно смягчить.

Солнце зимой — лучший друг. В местах, где его много, надо устраивать общественные пространства, ставить скамейки, патио.

Зимой приятны яркие цвета, но с ними важно не переборщить. Есть много и других недорогих дизайнерских приемов, которые скрасят жизнь. Это уступы у зданий, которые разбивают ветер, навесы и колоннады. Это маленькие пункты обогрева, разбросанные по городу, и уличные жаровни, камины.

Зимой часто темно, поэтому уютный свет очень сильно помогает. Холодный светодиодный свет может ухудшить психологическое состояние. Стоит продумать и праздничное освещение, и освещение утилитарных объектов: скамеек, мостов, остановок.

Фрагмент концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке © «Меганом»
Фрагмент концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке © «Меганом»
Парк в Когалыме © ARTEZA
Парк в Когалыме © ARTEZA
Центральный парк в Сколкове © ARTEZA
Центральный парк в Сколкове © ARTEZA
Кадры фестиваля «Лучший город зимы»
Кадры фестиваля «Лучший город зимы»
Зима в ЖК «Символ», 2-я очередь © архитектурная мастерская ATRIUM
Зима в ЖК «Символ», 2-я очередь © архитектурная мастерская ATRIUM
Строящийся парк будущих поколений в Якутске максимально приспособлен для активного использования в условиях вечной мерзлоты и сильных морозов © архитектурная мастерская ATRIUM
Строящийся парк будущих поколений в Якутске максимально приспособлен для активного использования в условиях вечной мерзлоты и сильных морозов © архитектурная мастерская ATRIUM

Ландшафт и общественные пространства

Моя профессиональная мозоль ландшафтника — желание многих заказчиков создать из растений вечнозеленый сад. Я каждый раз терпеливо объясняю, что их объект находится не в Сочи и это сделать невозможно. Пора принять природу региона, в котором живешь, такой, какая она есть. Зима — это не снежное безмолвие. Мы можем прямо сейчас выехать за город и убедиться в том, что это более деликатная и нюансная красота. Зимой солируют неопавшие плоды, сухие соцветья, а также птицы и белки.

Я убежден, что в составе каждого проекта создания общественного пространства должен быть раздел зимнего использования. В Эдмонтоне, например, прописано, какие парковки открываются зимой, а какие закрываются, какие новые объекты появляются, какие дорожки будут чиститься, а какие подождут до лета.

Тем временем в России…

В России тоже начинают появляться позитивные примеры. В Москве, например, в программе развития Москвы-реки продумано, что можно делать зимой. Когда я работал в компании ARTEZA, мы, делая концепцию нового парка в Когалыме, в первую очередь думали, как он будет использоваться зимой. В Когалыме очень ветрено, поэтому весь парк состоит из холмов, укрывающих от этого ветра. Когда мы работали над центральным парком в Сколкове, мы также продумывали, как он будет функционировать в холодное время года.

У нас у всех особые взаимоотношения с зимой. Наш Генерал Мороз известен на весь мир, и эта часть нашей жизни неотрывна связана с образом России. Я верю, что мы можем превратить эту особенность в большой плюс, начать гордиться нашей зимой и не мучительно пережидать ее, а получать удовольствие в моменте.

Для вдохновения предлагаем вспомнить 7 новогодних и рождественских архитектурных инсталляций, которые мы публиковали в прошлом году

читать на тему: