Кен Смит: «Это особый навык – понимать, чего хотят люди от нового парка»

Публикуем интервью из ПР69, посвященного паркам, с Кеном Смитом — американским ландшафтным архитектором и членом жюри ПР95 об общественных пространствах.

Ландшафтный архитектор, основатель фирмы Ken Smith Landscape Architect (США)

ПРОЕКТ РОССИЯ: В чем заключаются последние тенденции в области ландшафтного дизайна?

Кен Смит: Парки, открытые публичные пространства и вообще города на рубеже XX–XXI веков существенно изменились. Большинство городов в позапрошлом и прошлом веках были местами промышленного производства, реки использовались главным образом в транспортных и промышленных целях, туда нередко сбрасывались отходы. Неудивительно, что города «отворачивались» от рек. Впоследствии большое количество промзон вдоль рек стали пустырями, загрязненными и даже криминогенными территориями. В ХХ веке люди покидали города, застраивали пригороды — и города опустели. В течение последних 30 лет этот процесс повернулся вспять. Промзоны и производственные здания были заброшены, люди, вернувшись, заняли и их. Пошел процесс обратной миграции, в результате которой пустоши, покинутые территории, зачастую вдоль рек, были регенерированы в качестве публичных открытых пространств. Сейчас есть потребность в создании здоровой и живой городской среды. Это можно видеть и на примере Москвы с проектом, которым мы сейчас занимаемся (речь шла о Парке Зарядье — прим.ред). Это заброшенное место на реке вблизи промышленного объекта — МОГЭС на другом берегу…

ПР: Какими качествами должен обладать парк в центре города?

КС: Если это обильно озелененный парк, то нужно признать, что он подобен живому организму с динамичной экосистемой. Парк должен быть здоровой средой. Этим современный парк отличается от традиционных парков — те были гораздо более статичны и в плане ландшафтного решения, и в плане жизнедеятельности. Сегодняшние парки динамичны, они меняются во времени. Эта же гибкость распространяется и на виды использования зеленых пространств. Раньше в парках за каждой зоной была закреплена определенная функция: спорт, отдых на траве, игры. Сегодня люди ищут большей гибкости. Например, многие в наши дни предпочитают жить в лофтах, где можно часто менять расстановку мебели. То же самое относится и к паркам. Люди хотят, чтобы в парке можно было бы все перемещать, в разное время использовать по-разному. Сегодня у парков довольно насыщенная программа, чтобы в любое время суток была какая-то активность. В рабочие дни парк выглядит иначе, чем в выходные, в разные сезоны — тоже неодинаково.

Пирс 35, Нью-Йорк. Ландшафтный проект Кена Смита © Фото David Sundberg
Пирс 35, Нью-Йорк. Ландшафтный проект Кена Смита © Фото David Sundberg

ПР Каковы наиболее эффективные механизмы выработки программы парка? Нужно ли вовлекать рядовых граждан в этот процесс?

КС Мой опыт основан на работе в США, где обычные граждане очень даже вовлечены в принятие таких решений, и из-за этого процесс становится несколько запутанным. Часто надо правильно понимать, чего же хотят люди. Это особый навык. В работе над важным парком нужно, чтобы клиент был хороший – хороший мэр или городское правительство, потому что у них будет важная роль в исполнении решений и координации всех служб города, а также в финансировании проекта. Также мне кажется важной роль государственно-частных партнерств в создании парков. Мы видим, как частные или некоммерческие структуры содействуют в привлечении общества для разработки программы, а иногда и в сборе средств на нужды парка. Например, для Центрального парка Нью-Йорка сбором взносов и управлением парка занимается некоммерческая организация Central Park Conservancy. Думаю, что такой вид сотрудничества общества, бизнеса и города является отличительной чертой организации современного парка.

ПР Если говорить о парке в Зарядье, то какова будет процедура разработки его программы? Жюри отберет лучший проект, а будет ли он затем подвергнут общественному обсуждению, а потом каким-то корректировкам?

КС Насколько я понимаю, в рамках конкурса мы просим шесть команд дать общее представление, широкий взгляд, но и какие-то детали тоже, чтобы мы поняли, как парк будет организован. Мы выберем одну концепцию, и затем она будет дорабатываться. Сейчас архитекторы разрабатывают ее фактически без клиента – сидя у себя дома, без особого общения с городом и горожанами. Очевидно, когда придет время реализовывать победившую концепцию, появится новая информация, которая позволит проекту развиваться дальше. По моему опыту, это идет проекту на пользу.
История с конкурсом уже публична, недавно была пресс-конференция, и все люди знают о нем, это не секрет. Проекты должны поступить к нам ближе к концу сентября, затем они пройдут техническую экспертизу, а потом в ноябре для их оценки соберется жюри. Насколько я понимаю, в октябре будет выставка проектов, так что публика сможет познакомиться с ними даже раньше, чем мы. Планируется изучить реакцию горожан и через интернет, и путем опросов. Так что у жюри будет понимание, что люди думают о проектах.

Сад на крыше Музея современного искусства МОМА в Нью-Йорке. Ландшафтный дизайн Кена Смита
Сад на крыше Музея современного искусства МОМА в Нью-Йорке. Ландшафтный дизайн Кена Смита

ПР: По вашему мнению программа парка должна быть разносторонней, насколько возможно? Как я понимаю, вы сторонник активного и динамичного наполнения парков, где функции перемешаны?

КС: Парк должен быть живым, иметь разные виды активности, но там должно быть место и для спокойного отдыха. Одна из функций большого городского парка состоит в том, чтобы люди могли в нем сменить обстановку и уйти от своей обычной жизни. Могут быть дни, когда в парке проходит фестиваль и там не найти тихого уголка. В другое время там нет никаких событий, и он гораздо спокойнее. Интересно как раз то, что парк никогда не бывает одинаков. Парк — это также и место встречи с людьми, с которыми вы в обычной жизни, возможно, никогда бы не пересеклись. Сегодня мы живем в очень «пестрых» городах, где есть место разным этносам, классам и культурам. В районах, где мы живем, всего этого разнообразия не встретить, и парк становится местом для подобных встреч.

ПР: Какие виды заказов наиболее часты сегодня у ландшафтных архитекторов?

КС: Многие профессионалы заинтересованы в работе над общественными пространствами, поскольку потенциально они воздействуют на большое число людей. Условия в современных городах приводят к появлению новых типов ландшафтов. Многие из них создаются на полностью искусственных поверхностях — на крышах гаражей, разнообразных платформах, они становятся частью больших конструкций. Масштаб архитектуры изменился. Здания когда-то были в основном небольшими монофункциональными объектами. Сегодня они разрослись в размерах и получили множество функций. Они сейчас практически играют роль инфраструктурных объектов, и в этом им помогает «зеленая» компонента. К примеру, она может способствовать очистке воздуха или сбору дождевой воды, обеспечивать условия для занятий спортом или городского огородничества. Сейчас все усложнилось. Я работаю над проектом на крыше водоочистного сооружения. На бетонном перекрытии мы «лепим» рельеф и создаем живую среду.

ПР: Каковы наиболее частые проблемы при работой над проектом?

КС: Деньги. Бюджет, который достаточен для выполнения хорошей работы, — это всегда проблема. Еще один момент: многие проекты невыполнимы в один прием. Не всегда удается сделать проект быстро, на это требуется не один год, иногда речь идет о нескольких этапах. И сложность заключается в том, чтобы продумать осуществление проекта в течение длительного времени. Эта проблема повсеместна.

Водоочистительная станция Кротон. Архитектура - Николас Гримшо, ландшафт Кен Смит.
Водоочистительная станция Кротон. Архитектура - Николас Гримшо, ландшафт Кен Смит.

ПР: Снова возвращаясь к «Зарядью»: насколько мы понимаем, создание крупного парка в центре города — это довольно большая редкость, исключительная ситуация. Вы считаете, это стоит делать? Может быть, на выделенные для создания парка деньги лучше было бы устроить зеленые островки повсюду в городе, на улицах, во дворах?

КС: В идеале вы должны делать и то, и другое. Но это вековой вопрос, что лучше. Во-первых, свободной земли в центре города мало, со всех сторон она зажата зданиями, она дорогая, и в то же время плотность застройки в городе такова, что подобный парк будет служить огромному числу людей. Думаю, что создание подобного парка вполне оправданно. Это такое важное место — прямо под боком Красная площадь, огромная замощенная территория, так что зеленое пространство по соседству было бы очень кстати. Но я также считаю, что важно создавать и природные уголки по всему городу. Важны и крупные зеленые массивы, лесопарки, ведь они могут сыграть позитивную роль в решении таких глобальных проблем, как изменение климата и качество воздуха.

ПР: В начале нашей беседы вы упомянули, что города, в которых изменение среды происходит путем создания парков, находятся в развитых странах. Назовите основные города и регионы, где данный процесс идет наиболее активно.

КС: Лучше всего знаю ситуацию в США. Такие проекты, как парк Хайлайн в Нью-Йорке, действительно интересны. Это было пустующее пространство, преображение которого позволило людям по-новому увидеть свой город. Этот проект также сыграл большую роль в обновлении Нью- Йорка. Вокруг парка активно идет новое строительство. В Европе я назвал бы парк Дуйсбург-Норд, который создал Петер Латц. Он превратил территорию старого металлургического завода в общественное пространство. Это была настоящая веха в ландшафтном дизайне. Думаю, не менее важен и процесс преобразования старых традиционных парков. Например, Центральный парк в Нью-Йорке еще 40 лет назад был совершенно запущенным и пришедшим в упадок. Сейчас же он стал очень комфортным и оживленным местом. Как я понимаю, нынешний Парк Горького тоже не похож на тот, каким он был несколько лет назад. 

Материал подготовила Ася Белоусова

читать на тему: