Деревянный флигель усадьбы Масленниковых-Петуховых

Коллекционирование как ангел-хранитель: история реконструкции одной купеческой усадьбы

Ансамбль городской усадьбы Масленниковых-Петуховых XIX века, расположенный в самом сердце Замоскворечья — Щетининском переулке, — многие знают в связи с музеем Тропинина, который занимает каменный хозяйский дом усадьбы. Но далеко не всем известно, что в деревянном флигеле по соседству некогда жил основатель этого музея — сын архитектора, инженер, реставратор и собиратель Феликс Вишневский, и что по сути музей родился благодаря его союзу с коллегой по страсти к коллекционированию — этнографом Николаем Петуховым. А полвека спустя правнук Вишневского, тоже выбрав стезю архитектора и собирателя, реконструировал флигель и, объединив усилия с коллекционером Сергеем Подстаницким, сделал из него аукционный дом «Клуба коллекционеров графики». Таким образом, наследство прадеда в виде недвижимости Степан Вишневский превратил в наследие, сделав не только главный дом, но и флигель хранителем семейных традиций.

Коллекционеры — главный актив любого музея (музей Тропинина, как и Третьяковка в свое время, был создан на основе одной большой коллекции). Однако в данном случае благодаря нескольким поколениям собирателей удалось сохранить еще и памятник архитектурного наследия — одну из немногих купеческих усадеб Замоскворечья. Правда, две хозяйственные постройки были утрачены, и чудесный фруктовый сад, окружавший усадьбу, дошел до наших дней лишь частично. Но, учитывая тот факт, что в течение многих лет XX века оба дома, где когда-то играл на рояле сам Скрябин,  старательно разрушались жителями коммунальных квартир (исключением был Николай Петухов, теснившийся после уплотнения в трех любезно оставленных ему комнатах во флигеле, но вынужденный при этом содержать всю усадьбу целиком), — чудо, что здания не снесли. Не снесли как раз из-за того, что Феликс Вишневский, которому Петухов завещал усадьбу в 1965 году, передал государству свою с любовью собранную коллекцию работ Василия Тропинина и других московских художников его времени с тем условием, что новый музей откроется в главном усадебном доме. Так он не только осуществил свою давнюю мечту по созданию музея, но и сохранил усадебный ансамбль, прожив до конца жизни в мезонине каменного особняка. Флигель между тем перешел в собственность его потомкам, но долгое время продолжал разрушаться, хотя и жителей коммуналок сменили мелкие арендаторы. В 2019 году, когда Степан Вишневский решился на тотальную реконструкцию деревянной постройки, она пребывала в аварийном и весьма плачевном состоянии. Ремонта здесь не было 120 лет, ни разу со дня строительства, поэтому требовались самые решительные меры.

Фото флигеля до реконструкции (был построен в 1883 году)
Фото флигеля до реконструкции (был построен в 1883 году)

К тому моменту у Степана уже было свое архитектурное бюро Vishnevsky&Co, и вряд ли можно считать случайностью, что наследник прапрадеда-архитектора и реставратора предметов искусства, каковым прослыл его прадед, начал специализироваться на реставрации, переосмыслении и включении в современную жизнь исторической архитектуры (усадеб, доходных домов, церквей и общественных зданий), а также на современной архитектуре, деликатно работающей с историческим и культурным контекстом. Помимо особняка В Щетининском переулке в портфолио Vishnevsky&Co два проекта по возрождению старинных построек: большая купеческая усадьба Зиминых в Угличе и усадьба Шепели в Кашинском районе. «Наш коллектив не стремится переосмыслять архитектуру там, где это не нужно, — рассказывает архитектор бюро Иван Бекетов. — Перед любым архитектором в его работе стоит огромная ответственность в диалоге с контекстом. Мы не разделяем консервативную реставрационную политику по отношению к исторической застройке с целью ее полной музеефикации и консервации, архитектура должна служить человеку вне зависимости от ее возраста и отвечать современным потребностям общества». Реконструкция усадьбы в Замоскворечье стала одним из таких проектов приспособления исторической архитектуры для служения человеку и искусству, хотя в силу родственных связей с домом история получилась в большей степени больше семейной и домашней, нежели сугубо профессиональной. 

Общий вид
Общий вид
Аксонометрия 1 этажа
Аксонометрия 1 этажа
План 1 этажа
План 1 этажа
План 2 этажа
План 2 этажа
Внешний вид усадьбы после реставрации
Внешний вид усадьбы после реставрации

Реставрационные работы велись год. В 2020-2021 годах был восстановлен весь нижний венец, подняты внутренние несущие стены, восстановлены внутренние элементы уцелевшего убранства. Анфиладу второго этажа было решено сохранить в том виде, в котором она была здесь при жизни Феликса Вишневского. 

Перед главным архитектором проекта Иваном Бекетовым стояло несколько непростых задач. С одной стороны, нужно было придумать, как поднять провисшие стены и воссоздать перекрытия и полы, не нагружая исторический фундамент. С другой — максимально сохранить артефакты, воссоздать цветовые решения и передать энергетику особняка, опираясь на дореволюционные фотографии и детские воспоминания владельцев. 

В результате внутреннее убранство усадьбы получилось соответствующим ее богатой истории: интерьеры дома составляют антиквариат и старинные вещи из собраний Вишневского-прадеда. Удалось сохранить паркетную доску с отметинами варварства коммунальных жильцов. Особое внимание архитекторы уделили цветовой палитре: бирюза, изумруд, венге, золото отсылают к временам расцвета московского купечества, когда особняк принадлежал Петуховым. 

Интересно, что после реконструкции первый этаж флигеля сдали в аренду, как это было сначала при Петухове, а потом и при Феликсе Вишневском. А сам Степан вместе со своим архитектурным бюро «поселился» на втором этаже. Но на этом история «приспособления» не закончилась.

2 этаж. Общий вид гостиной комнаты
2 этаж. Общий вид гостиной комнаты
2 этаж. Часы Франция. XIX век (деталь)
2 этаж. Часы Франция. XIX век (деталь)
2 этаж. Комод, Людовик XVI (деталь)
2 этаж. Комод, Людовик XVI (деталь)
2 этаж. Дверные ручки XIX век
2 этаж. Дверные ручки XIX век
1 этаж. Общий вид гостиной комнаты
1 этаж. Общий вид гостиной комнаты
1 этаж. Спальня
1 этаж. Спальня
1 этаж. Фрагменты
1 этаж. Фрагменты
2 этаж. Комната с камином. Общий вид и детали
2 этаж. Комната с камином. Общий вид и детали
2 этаж. Потолочная розетка, фрагмент люстры
2 этаж. Потолочная розетка, фрагмент люстры
2 этаж. Печь (вьюшка, деталь)
2 этаж. Печь (вьюшка, деталь)

Очевидно, Степан Вишневский чувствовал, что вновь засверкавшему сокровищу XIX века не хватает внутренней наполненности жизнью, той осененности искусством, которая сопровождала каждое пристанище его прадеда (два раза он был в ссылке и неоднократно переезжал). К полотнам собственной кисти Вишневский-младший начал добавлять и другие картины — в нем тоже проснулась тяга к собирательству. А год назад произошла и судьбоносная встреча с еще одним коллекционером — Сергеем Подстаницким, основателем неформального объединения российских и зарубежных коллег, так же, как он, зараженных любовью к графике. 

Сначала были небольшие совместные проекты, каталоги, погружение в тему. А потом Степан предложил Сергею устроить у него в особняке небольшую выставку, собраться тесной компанией, посмотреть на работы в антураже воссозданных интерьеров XIX века и — может быть — провести пробный аукцион. Сергей согласился — и с этого момента началась новая страница в жизни усадьбы.

2 этаж. Бюст Ницше, бронзовое литье, M. Klinger (1857-1920)
2 этаж. Бюст Ницше, бронзовое литье, M. Klinger (1857-1920)
2 этаж. Комната с камином
2 этаж. Комната с камином
2 этаж. Кабинет
2 этаж. Кабинет
2 этаж. Кабинет (детали мебели)
2 этаж. Кабинет (детали мебели)
2 этаж. Кухня
2 этаж. Кухня
Степан Вишневский в интерьерах особняка во время первой выставки
Степан Вишневский в интерьерах особняка во время первой выставки
Иван Бекетов. «Бычки»
Иван Бекетов. «Бычки»
Один из топ-лотов предстоящего аукциона — эскиз Федора Шехтеля «Проект ампли (будуарной люстры)», выполнен для особняка Морозовой на Спиридоновке
Один из топ-лотов предстоящего аукциона — эскиз Федора Шехтеля «Проект ампли (будуарной люстры)», выполнен для особняка Морозовой на Спиридоновке

С 31 марта по 1 июня в фамильном особняке Вишневских прошла выставка «Кошки, котики, котята», посвященная образу кошки в искусстве. 99% из более чем 90 графических работ XVI-XXI веков из 19 частных закрытых собраний «Клуба коллекционеров графики» никогда ранее не показывалась широкому кругу зрителей. После чего 229 анималистических вещей стали лотами первого в истории клуба аукциона, Степан Вишневский, Сергей Подстаницкий (и неназванный деловой партнер) оказались основателями новой институции — Аукционного дома «Клуба коллекционеров графики», а флигель усадьбы Петуховых-Масленниковых — его штаб-квартирой. И хотя авторы этой инициативы, родившейся в том числе  на фоне сложностей приобретения вещей на зарубежных площадках, с которыми столкнулись российские коллекционеры, не были до конца уверены в успехе и выражали готовность по итогам первого аукциона рассмотреть другие варианты использования особняка, результат превзошел все ожидания. Цена на некоторые работы в процессе торгов взлетела в 5 раз, а за акварели архитектора Ивана Бекетова, который оказался еще и прекрасным художником, разгорелась нешуточная борьба и интерес неменьший, чем к дорогостоящим картинам именитых мастеров. Так что основатели аукционного дома теперь гордо подчеркивают, что их институция занимается развитием не только классического искусства, но и активно поддерживает современные таланты.

30 июля единственная пока в мире площадка, специализирующаяся только на графике, проводит новый аукцион. Среди 218 лотов — эскиз из неосуществленной театральной постановки Всеволода Мейерхольда «Царь Федор Иоаннович» руки Дмитрия Стеллецкого, три рисунка Ильи Репина, акварельные портреты Владимира Гау и два акварельных эскиза знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Один из них — «Проект ампли (будуарной люстры)» выполнен для особняка Морозовой на Спиридоновке. Другой — для особняка Смирновых на Тверском бульваре. В конце XIX века эскизы делались для фабрики художественной бронзы братьев Вишневских, которая была удостоена медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. С тех пор эти эскизы хранились в семье Вишневских и передаются на торги наследниками. Уникальнейший случай, когда провенанс работ известен на периоде более 100 лет.

А с 25 по 29 июля в особняке Вишневских действует действовать предаукционная выставка, где можно своими глазами увидеть эти редкие работы. И, конечно, окунуться в воссозданные интерьеры особняка знаменитого коллекционера, дело жизни которого разворачивается теперь в этих стенах с новой силой.

читать на тему: